Сегодня

445,66    474,58    61,53    4,78

Антиевразийцы объединяются на антироссийской платформе

Егор КуприяновРитм Евразии
14 февраля 2014
Антиевразийцы объединяются на антироссийской платформеНаступивший 2014 год для евразийской интеграции является, пожалуй, наиболее знаковым и важным: именно в этом году будет подготовлен и подписан Договор о создании Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана, который позволит трём странам выйти на ещё более высокий уровень экономической кооперации.

Многие эксперты и аналитики, отмечая значимость текущего года, также прогнозировали, что именно на него придётся пик активности противников интеграционного процесса, и, похоже, что их прогнозы уже начинают отчасти сбываться. Сразу же после окончания новогодних праздников на нескольких казахстанских сайтах и кое-где в соцсетях прошла новость о создании некоего «Анти-Евразийского союза». В организаторах этого движения – Расул Жумалы, Амиржан Косанов, Айдос Сарым, Жанболат Мамай и другие лица, которые в последнее время активно подвизались на ниве антиевразийской риторики. Это, в принципе, легко угадывается и по самому тексту заявления, которое составлено из всё тех же клишированных пропагандистских сентенций, повторявшихся этими лицами на протяжении всего прошедшего года.

Так, например, организаторы пишут: «Мы стали свидетелями того, как другие бывшие советские республики, осознав угрозу потери сначала экономического, а потом и политического суверенитета, сделали свой выбор. Молдова и Грузия утвердили соглашение об ассоциации с Европейским союзом, посчитав это более выгодным для себя». При этом авторы умалчивают о том, что обе эти страны уже давно шли к ассоциации с ЕС и с самого начала не планировали вхождение в Таможенный союз. Также заявители умалчивают о том, что другая «бывшая советская республика» – Армения, наоборот, сделала выбор в пользу ТС и ускоренными темпами движется к членству в нём.

Ситуация же на Украине описывается так: «…временный отказ президента В. Януковича от соглашения об ассоциации с ЕС и попытки углубления сотрудничества с Россией привели к массовым акциям протеста, которые продолжаются до сих пор. И это несмотря на все попытки Москвы оказать экономическое, политическое и психологическое давление на украинский народ. Хотя, как оказалось, силовые методы давления на несогласных давно уже стали излюбленным методом работы российского руководства». Удивительно читать это на фоне абсолютно нескрываемого вмешательства западных политиков в политические события в Киеве, откровенной поддержки ими массовых протестов, шантажа и давления на украинское руководство. Причём сейчас, когда майдан уже унёс человеческие жизни, именно Россия выразила негодование и возмущение по поводу иностранного вмешательства во внутренние процессы на Украине, а ей, как видим, приписываются самые злонамеренные планы.

Об участии Казахстана в евразийских интеграционных процессах авторы текста пишут: «Парадоксальность ситуации заключается в том, что, несмотря на предостережение и скептицизм со стороны многих экономистов и политологов, озвученные практически сразу же с момента создания Таможенного союза по поводу мнимых выгод Казахстана от этого интеграционного проекта, казахстанские власти только в прошлом году признали, что наша республика оказалась проигравшей стороной. Было даже признано доминирование российских интересов в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая стала первой наднациональной экономической структурой». Здесь «анти-евразийцы» тоже прибегают к откровенной лжи и передёргиванию фактов. Начиная с неназванных «многих экономистов и политологов» и заканчивая признанием Казахстана «проигравшей стороной» и факта «доминирования российских интересов в ЕЭК».

Достаточно обратиться к тексту выступления Нурсултана Назарбаева на заседании Высшего евразийского экономического совета 24 октября 2013 г., чтобы убедиться в том, что никакой речи о «доминировании» или о «проигравшей стороне» не шло. Н. Назарбаев лишь озвучил недостатки в работе Евразийской экономической комиссии, другие недочёты и непроработанные моменты, вполне естественно накопившиеся в ходе развития интеграционных процессов, и призвал к их устранению. То есть выступил в прямом соответствии с задачами и регламентом Высшего евразийского экономического совета, который и собирается для решения накопившихся проблем и обсуждения перспектив интеграции.

Да и о каком проигрыше может идти речь, когда даже международные эксперты, в частности исследовательская организация Center for European Policy Studies (Брюссель), констатируют, что Таможенный союз достиг «умеренных успехов», а товарооборот между странами-участницами ТС вырос. Положительный рост экономики Казахстана отмечают аналитики банка HSBC. С ними согласны и во Всемирном банке. В его свежем прогнозе развития мировой экономики Казахстану обещают рост ВВП на 6% в год до 2016 года включительно. Цифры – упрямая вещь, и никак не похоже, что экономика страны страдает от участия в ТС.

Но спорить имеет смысл с теми, кто готов слушать и вести разумную дискуссию, из заявления «анти-евразийцев» же ясно, что здесь нет пространства для диалога, их позиция предельно конкретна: или ты против Евразийского союза, или ты – не патриот. А если присмотреться к тому, сколько раз Россия упомянута в негативном контексте, то становится понятно, против кого реально выступают организаторы. «Анти-Евразийский союз», по сути, оказывается просто антироссийским союзом с явным русофобским душком.

Идеологическая конструкция по нагнетанию антироссийских настроений получила, наконец, ожидаемое логическое завершение. К «Антиполигону» и «Антигептилу» добавляется «Анти-Евразийский союз», тем самым формулируя незамысловатую политическую повестку казахских национал-патриотов и примкнувшей к ним части оппозиционных деятелей.

Причём чем дальше будут продвигаться интеграционные процессы, тем больше будет усиливаться антиевразийская и антироссийская риторика, поскольку структур и людей, заинтересованных в срыве интеграции, хватает: здесь и международные корпорации с аффилированной с ними частью казахской элиты, и те, чей бизнес строится на «серых» таможенных схемах, и те, кто продвигает иные геополитические проекты на территории бывшего СССР, будь то китайский или американский варианты Великого шёлкового пути или пресловутое «тюркское единство».

Подчас и сама Акорда (резиденция президента Республики Казахстан) вполне благодушно реагирует на протестные высказывания. Вероятно, до недавнего времени никакой опасности от антиевразийской клики националистов и остатков разрозненной оппозиции власти не ощущали: с заключением под стражу «врага Акорды №1» Мухтара Аблязова и разгромом его медиаимперии оппозиционеры были практически выведены из политической борьбы, а националисты всегда находились под негласным, но жёстким контролем. Причём в коридорах Акорды были, похоже, настолько уверены в своём невидимом поводке для националистов, что решили в прошлом году его даже ослабить: был проведён съезд казахских национал-демократов, националистическую риторику стали активно пытаться вытащить из маргинальной ниши, в электронных и печатных СМИ то и дело стали появляться публикации, посвящённые актуализации национального тренда в общественно-политической жизни Казахстана. Лидеры и идеологи казахского национализма активно делали заявления, раздавали интервью, собирали сторонников в соцсетях и даже мелькали на ТВ.

Очевидно, что в ближайшей повестке именно националисты всех мастей и окрасов станут движущей силой и составят основной костяк противников евразийской интеграции. При этом также очевидно, что основная концепция и ключевые пункты антиевразийской/антироссийской агитации, основанные на трёх «анти», оказались не столь убедительными, как хотелось бы их создателям, но зато обнаружили явные признаки политической «заказухи».

«Антиполигонщики» так и не сумели объяснить, почему аренда испытательных полигонов Россией – ключевым военным союзником Казахстана – это плохо, а биологическая лаборатория США в Алматы или транзит военных грузов НАТО через порт Актау – это хорошо. «Антигептильщики», которые без каких-либо доказательств заявляют о чрезвычайном вреде, который запуски российских «Протонов» с Байконура наносят экологии и здоровью казахстанцев, почему-то молчат по поводу бедственного экологического положения Усть-Каменогорска, Караганды, Павлодара, сотен тысяч тонн химических отходов возле Актау и нарушений западными добывающими компаниями экологического законодательства страны. Ну а «анти-евразийцы», судя по разобранному нами тексту их заявления, вообще никакими аргументами, кроме банальной антироссийской истерии, себя не утруждают.

Но если на антиинтеграционном фронте никаких побед пока не предвидится, то «зелёный свет», который был дан националистам, уже принёс свои горькие плоды, выразившиеся в усилении не столько антиевразийских и даже антироссийских, сколько явно антирусских настроений внутри страны. Причём прошлый год ознаменовался тем, вероятность чего официальными властями всегда энергично отрицалась – проявления национализма перешли на бытовой уровень. Так что не стоит удивляться случаям обострения межнациональной напряжённости и усилению оттока русскоязычного населения.

Должно быть, осознают это и в Астане, и, вполне возможно, что отчасти именно с этим связана недавняя отставка с поста государственного секретаря Республики Казахстан Марата Тажина, который, по некоторым сведениям, курировал работу с казахскими националистами и покровительствовал им.

А возможно, с левого берега Иртыша разглядели дым киевского майдана, где движущей силой оппозиции, не боящейся оказывать силовое сопротивление официальной власти, являются как раз радикальные националисты, и в коридорах Акорды начало расти понимание того, что джина национализма легко выпустить из бутылки, но очень трудно запихнуть обратно.
0
    1 573