Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86

Казахстан и ядовитая любовь Британии (III)

4 июля 2015
Часть I

Часть II

Не так давно мировые СМИ облетела новость о том, что Порошенко пригласил бывшего британского премьера Энтони Чарлза Линтона Блэра войти в состав Консультативного международного совета реформ на Украине.

Блэр, разумеется, не стал отказываться и даже провел с президент-кондитером переговоры, на которых обсуждалась важность реформ на Украине и «агрессия России». В целом получилось забавно, так как с 2011 года Тони Блэр стоит на довольствии Казахстана, являясь официальным советником Нурсултана Назарбаева. При этом, согласно официальной версии The Daily Telegraph, бывший премьер получит за свою работу в Казахстане около 8 млн фунтов стерлингов. А Порошенко может расплатиться разве что своими шоколадками…

Однако мы не о Порошенко. Мы о тех, кто помимо Блэра подрабатывает сегодня у Нурсултана Назарбаева на роли консильери. (Консильери [итал. Consigliere] — советник семьи, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается. Он служит посредником при разрешении спорных вопросов, выступает посредником между доном и подкупленными политическими, профсоюзными или судебными деятелями либо выполняет роль представителя семьи на встречах с другими семьями. У консильери, как правило, есть законный бизнес, например адвокатская практика или работа биржевым маклером).

История использования чужих мозгов в Казахстане связана, конечно, с американцами. И для Казахстана эта история имела печальный конец.
Казахстан и ядовитая любовь Британии (III)

В 1992 году в ближайшем окружении Нурсултана Абишевича появился некий Джеймс Гиффен, советник с упором в нефтедобычу. Как оказалось впоследствии, Гиффен имел соглашение о комиссионных и гонорарах с нью-йоркским банком Mercator Corp. Все нефтедобывающие компании, пытавшиеся работать в Казахстане, сталкивались с Гиффеном, а дело закончилось 20-миллиардной сделкой с Chevron, в результате которой американская компания получила половину акций гигантского Тенгизского месторождения на западе Казахстана.

В 2003 году, когда Гиффена арестовали в США, грянул так называемый «Казахгейт». В прессу просочились сведения, компрометирующие Назарбаева. Имидж казахстанского президента тогда серьёзно пострадал.

А что Гиффен? А он, как уверяет казахстанский оппозиционер Серикболсын Абдильдин, был агентом ЦРУ, и деликатное для Вашингтона дело, тянувшееся много лет, замяли, Гиффена же признали виновным в мелкой неуплате налогов. Фактически оправдали.

Нечто подобное произошло с американским советником меньшего ранга - Брайаном Уильямсом III, бывшим управляющим нефтяной компанией Mobil.

После этого Назарбаев стал набирать в советники англичан, которые с XIX века имеют богатейший опыт «Большой игры» в этой части света. Судя по всему, продолжается «Большая игра» и сегодня.

Итак, в 2011 году служить к Назарбаеву пошёл бывший британский премьер. Часть казахстанских экспертов оценила этот шаг высоко, часть – с недоумением, ибо Тони Блэр - человек, конечно незаурядный, но особыми экономическими результатами похвастать не может. Официальная версия его появления на посту советника Назарбаева звучала следующим образом: «Это поможет повысить инвестиционную привлекательность республики… так как в эпоху глобализации привлечение опытных иностранных консультантов является общепризнанной мировой практикой».

Айдос Сарым, которого в Казахстане называют «придворным националистом», уверял, что советы от Блэра повысят интерес Запада к Казахстану. Однако, по всей вероятности, всё было наоборот: приглашение Блэра было свидетельством интереса Назарбаева к Западу, отводящему в своих геополитических играх Казахстану серьезную роль.

Европейские и американские СМИ по большей части описывают Казахстан как государство почти тоталитарное, где нарушают бесконечное количество прав и свобод. Чем такие описания заканчиваются, хорошо известно.

Назарбаев это понимает и пытается играть свою игру, хотя не следовало бы забывать, что среди клиентов Блэра был в своё время зверски убитый при содействии Великобритании, Франции и США ливийский лидер Муаммар Каддафи. Настораживает и название программы, которой Блэр руководит в Казахстане, – «Путь в Европу». Что это за путь, мы видим сегодня по Украине.

И, конечно, не могут не тревожить слова бывшего советника президента Казахстана Ермухамета Ертысбаева (ныне посол Казахстана в Грузии), отметившего как-то, что «Блэр будет консультировать Казахстан не только по экономическим, но и по политическим вопросам». Как намекнул Ертысбаев, речь может идти даже о «политической модернизации» Казахстана.

Возникла любопытная конфигурация: Назарбаев приглашает в советники британцев, в то время как в самой Британии располагается центр казахстанской оппозиции, представляемый прежде всего Мухтаром Аблязовым (арестован во Франции в 2013 году).

При этом Тони Блэр, как сообщали казахстанские СМИ, собирается издать книгу «Казахстанский тренд: от тоталитаризма к демократическому и правовому государству». Тоже интересно.

Сам Блэр - лишь верхушка британского айсберга, «плавающего» в Казахстане. Перечень иных лиц даст понять, насколько основательно расположились здесь британцы.

Ричард Эванс


Итак, прежде всего это сэр Ричард Гарри Эванс – бывший чиновник на службе Её Величества и бизнесмен. У Эванса хороший опыт работы в Азии. В Казахстане он с 1992 года и, как здесь считают, является настоящим основателем казахстанской авиакомпании Air Astana. Эванс долгое время представлял в республике интересы компании BAE Systems plc, исполнительным директором которой он был в 1998-2004 годах. BAE Systems plc – это британская оборонная компания с интересами в аэрокосмической отрасли, в области вооружений и информационной безопасности. Компания прочно закрепилась в Казахстане, выбивая себе оборонные заказы, например на модернизацию казахстанской системы ПВО, которая, как известно, интегрирована с российской системой.

Жёсткий в работе Эванс прёт, как бульдозер. В 2008 году он по личной просьбе Назарбаева был избран независимым директором Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына»! Теперь многие западные компании прежде, чем «войти в Казахстан», консультируются с Эвансом. Среди последних примеров удачных переговоров – начало деятельности в Казахстане концернов EADS (Европейский аэрокосмический и оборонный концерн) и крупнейшего машиностроительного холдинга Италии Finmecanica.

Питер Бенджамин Мандельсон


Следующий персонаж в когорте освоивших Казахстан британцев – барон Питер Бенджамин Мандельсон, бывший еврокомиссар по внешней торговле и фигурант крупных коррупционных скандалов у себя на родине (в частности, с именем Мандельсона связан «откатный» скандал «Яхтгейт» с Олегом Дерипаской).

Мандельсон - член Бильдербергского клуба и Лорд-председатель Тайного совета, включающего советников Её Величества Королевы Великобритании. Свои советы Мандельсон даёт то в Казахстане, то на Украине. На Украине, кстати, барон уже представил свои взгляды на модернизацию украинской торговли. В Казахстане Мандельсон действует более осторожно.

Алистер Кэмпбелл


Далее по списку - Алистэр Кэмпбелл, бывший глава отдела общественных cвязей на Даунинг-стрит, 10 и бывший советник премьер-министра Тони Блэра. Кэмпбелла считают сильнейшим политическим стратегом Великобритании. Он занимается «корпоративными консультациями» и лоббированием некоторых энергетических компаний в Казахстане. Алистэр Кэмпбелл – классический образец британского политика, который наносит противнику смертельный удар, продолжая дружелюбно ему улыбаться.

Зачастил в Казахстан и Тим Аллан, бывший заместитель Кэмпбелла и специалист по пиару.

Джонатан Пауэлл


Еще одна фигура - Джонатан Пауэлл, бывший руководитель канцелярии Тони Блэра, а ныне его советник. Пауэлл имеет непосредственное отношение к спецслужбам. Как ключевое лицо администрации премьера Блэра, Пауэлл пытался сгладить скандал со «шпионскими камнями» (ФСБ провело оперативную съемку работы английских шпионов с контейнерами в виде камней), ознаменовавший крупнейший провал английских спецслужб за полстолетия.

Трудно предположить, что этот сплоченный британский коллектив выполняет в Казахстане задачи, связанные с развитием страны – члена Евразийского экономического союза.

Нурсултан Назарбаев доказал верность стратегического курса страны на евразийскую интеграцию. Он понимает и не раз об этом заявлял, что Запад смотрит на Казахстан как на банановую республику и кладовую сырья. Однако, как большинство политиков, он опасается Запада и потому обрастает многочисленными консильери.

Конечно, действуя в Казахстане, англичане не будут копировать бульдозерную тактику американцев, которые через НПО уже попытались устроить Назарбаеву майдан в Жанаозене, а сегодня «химичат» в Ереване. Как действовала Англия в XIX веке, отправляя в эти края советников вроде Конноли или Бернса, так она действует и сегодня. Это работа, рассчитанная не на один год, и Лондон надеется, что она принесёт плоды.

Сара и Нурсултан Назарбаевы и Джеймс Гиффен


Здесь главное - войти в доверие, расположить к себе, а после «советовать», «лоббировать», «продвигать». До Казахстана Блэр подрабатывал у Муаммара Каддафи, помогая тому выбирать партнеров для бизнеса вроде мегабанков Goldman Sachs, HBSC, Societe Generale и JP Morgan, внештатным сотрудником которого Блэр является. В итоге Ливия рухнула, Национальный фонд Ливии был высосан, а Каддафи растерзан. Одного из крупнейших в мире нефтяных игроков англичане вывели из игры как минимум лет на пятьдесят.

И не забудем, что, заполонив Казахстан VIP-советниками, Англия не прекращает информационную войну с режимом Назарбаева, изображая президента Казахстана гонителем свободы, равенства и демократии.

Конечно, Назарбаев - крепкий политик. Его не согнуть. Однако привычку гнуть имеют американцы, британцы же работают по-другому - они «любят» и «советуют».
-1
    495