Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Соотечественник

Впечатления от переселения в Россию: Польза сравнения

Дмитрий АвдеевПетропавловск.news
10 ноября 2020
Обосновавшись в Челябинске, корреспондент Петропавловск.news продолжает цикл о переезде из Казахстана в Россию на ПМЖ по программе переселения соотечественников. Откровенно рассказывая о трудностях жизни на новом месте, Дмитрий Авдеев рассуждает о том, стоит ли игра свеч.

Процесс переселения и оформления российского гражданства был описан в мельчайших подробностях. Свежий взгляд и первые впечатления по приезду на ПМЖ из Петропавловска в Челябинск послужили камертоном предыдущего очерка. Всё познаётся в сравнении — и на сей раз вниманию читателей по прошествии времени предлагается более детальная оценка.


Уроки английского


Более года прошло с завершения Дневника переселенца. Надо сказать, оптимизм, коим был отмечен последний выпуск, разделили далеко не все знакомые мне старожилы Челябинска. И это вполне понятно, учитывая состояние, до которого с развалом СССР упорно и со знанием дела доводили не только Урал, но и многие другие регионы России. Не будучи старожилом города убитой трудовой славы, я, пожалуй, не менее раздражаюсь, когда о «суровом» Челябинске начинают говорить давно набившими оскомину штампами — ибо всего этого я насмотрелся и в Петропавловске, и в Астане (читай: Нур-Султане). И в Новосибирске и Омске, где непосильным трудом я оформлял гражданство. Стало быть, картина моих челябинских впечатлений достаточно пёстрая…

Это, конечно, новые встречи с руководителем «Ариэля» Валерием Ивановичем Ярушиным, первая из которых состоялась двенадцать лет назад в Астане. Долгая интересная, в одном из двориков по Монакова, беседа о вехах «Ариэля» с Борисом Фёдоровичем Каплуном, что до того случалось лишь по интернету. Невероятно обогатившее меня (и надеюсь, это взаимно) общение с кадетами Челябинской кадетской школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой — мужественными ребятами, непостижимым для меня образом выдерживающими суровые армейские будни, не говоря о летних и зимних прыжках с парашютом. Рискну предположить, не менее взаимообогащающее общение с офицерским составом, отдельные представители которого, надеюсь, сделали вывод: челябинцы, может, и суровые ребята, но автору этих строк довелось в 90-е жить в петропавловской «двадцатке» в «Китайской стене». Обучаясь в школе №9, что в ту пору была куда более далека от института благородных девиц, чем ныне. Да и сам я, если разобраться, уралец — считай по генеалогическому древу всего-то ничего…

Наконец, это Smoke On The Water, Another Brick In The Wall, а также In The Army Now в качестве задания по аудированию на уроках английского, — шедевр Status Quo о суровых солдатских буднях кадеты воспринимали примерно так же, как поменявший профессию Иван Васильевич, внезапно услыхав душераздирающий голос Высоцкого.



Меня же в суровых челябинских буднях как вновь прибывшего в первую очередь озаботили даже не низкие зарплаты (хотя неполные 25000 рублей фактически за две ставки поначалу оказались выходом из положения) и не состояние экологии (которое малость улучшилось сравнительно с ситуацией пятилетней давности). А если брать цены на продукты, благодаря наличию огромного количества сетевых магазинов в Челябинске, они ниже, чем в Петропавловске.

Но ближе к делу. Ехал я не в популярные нынче Тюмень или Краснодар, и отнюдь не за креслом министра — всего-то рассчитывая наконец спокойно заняться наиболее привычным для себя делом, а именно преподаванием по классу гитары в детских школах искусств.

Обойдя и обзвонив которые, получил сурово и по-уральски: «Ну и что вы здесь собрались делать с казахстанским дипломом?»

Администрации же общеобразовательных школ и колледжей мой второй казахстанский диплом ин-яза, однако, нисколько не смутил. Иными словами, там, где в классе дважды по «пятнадцать человек на сундук мертвеца» (что частенько оплачивается как единожды пятнадцать), писанины выше крыши и «така текучка» кадров — там пусть пашут «гастарбайтеры» с казахстанскими дипломами. А может, вслед за этапом «Скажи спасибо, что даём гражданство» наступил этап «Ты ещё не настоящий россиянин и должен доказать обратное»?

Не поленившись, сделал запрос в соответствующие инстанции, получив ответы, что подтверждать казахстанские дипломы в России мне не нужно.
И всё же постараюсь быть объективным — вышесказанное могло иметь место в любом другом регионе РФ. Да и если учесть, что в Казахстане я в конце концов исчерпал просто всё, спасибо и на том, что в России пока нахожу востребованность хотя бы по второй профессии. К слову, получил приглашение на собеседование уже по первой. Ну а что касается нынешнего российского образования, уровень, конечно, хоть и повыше казахстанского, но… Здесь я Америку не открою — и его смешно (а иногда не очень) сравнивать с советским уровнем, который по инерции мне ещё посчастливилось застать вплоть до конца 90-х. Но инерция инерцией, а что сейчас? А сейчас в ученической тетради можно собственными глазами увидеть переправленное рукой педагога Do you на Does you. Ну что тут сказать из самого цензурного… Take it easy или Keep smiling!

Насущные проблемы, в общем, те же и тут и там: нервотрёпка, отношение к учителю как к обслуживающему персоналу (причём нередко и со стороны администрации), забюрократизированность (одних журналов вёл три). Учебная же программа (или календарно-тематический план, хрен редьки не слаще) по одному только моему предмету вызывает острое желание призвать к ответу того, кто её составлял. За компанию с теми, кто ввёл «дистанционку». Полагаю, рука не дрогнет.

Виды на жительство


Довелось в Челябинске столкнуться и с оформлением вида на жительство — в качестве наблюдателя. Документы родители подавали 06.02.2020; все медицинские справки (при наличии полисов ОМС, прописки и РВП) делались платно: стоимость варьировалась от 800 до 1400 рублей. Итого на двоих, включая остальные расходы, сумма составила порядка 20000 рублей.

Список документов для оформления ВНЖ в РФ

С пропиской история вышла примечательная. В управлении по вопросам миграции родителям её выдали, переоформив РВП с Новосибирска на Челябинск. После полуторачасового заполнения кучи бумажек данная процедура состоялась. Но когда подошли сроки выдачи ВНЖ, выяснилось, что услугу по переоформлению РВП с одного региона на другой управление по вопросам миграции вообще не оказывает (а что ж тогда всё это было?)

Однако, надо отдать должное, инцидент был исчерпан быстро, и после предъявления паспорта, удостоверения личности, а также свидетельства о рождении вид на жительство родителям наконец был оформлен на основании того, что сын является гражданином РФ.
Кстати, возможность приступить к оформлению ВНЖ у родителей появилась после уплаты штрафа в минимальном размере (2000 рублей на человека). Причина: не предоставили финансовый отчёт за 2018, 2019 гг.

Заключение путём сравнения


«Быть может, и не так тебя Челябинск принял. Быть может, не туда спровадил Нур-Султан…», — адресовал мне шуточное посвящение на мотив «Сиреневого тумана» давний университетский приятель Леонид Богунов. В свою очередь, свои удачи и неудачи как в РФ, так и в РК постараюсь воспринимать с известной долей юмора — тем более, как известно, всё познаётся в сравнении… Принимая во внимание тупик, в котором я оказался под конец пребывания гражданином Казахстана (не имея постоянной официальной работы на протяжении трёх лет), Челябинск принял меня совсем не так уж плохо. Даже в целом нормально.

Постскриптум и постфактум


Многое в «Дневнике переселенца» уже успело потерять актуальность — что радует. Следовательно, подвижки есть. Впечатлений от переселения хватило на всю жизнь, и при желании (только зачем?) можно было бы написать роман. Я, например, не сразу понял, что климат в Новосибирске всё-таки отличается от североказахстанского — он холоднее, дождливее и… что-то уж слишком много клещей.

В частности, острая нехватка солнечных дней в году и заставляет многих сибиряков, кому позволяют средства и мобильность, переезжать в Краснодар. Откуда местные (возможно, имея на то основания) мне иногда пишут: «Понаехали тут всякие…»

Омск ничем особым не удивил — считай, не уезжал из Северного Казахстана (плюс это или минус, пусть каждый решает для себя — разумеется, в отношении не меня, а Омска). Однако именно в Омске я, в числе бедолаг, на холоде ожидавших очереди сдать казахстанский паспорт, услышал от уборщицы: «Да какие вы на… русские!» Что, само собой, могло произойти где угодно помимо Омска.

Высказывая «напутственную» речь остающихся уезжающим, первые нередко советуют последним повесить на шею барабан. Никому не желаю вешать на себя ни сей, ни более популярный в Казахстане музыкальный инструмент. По привычке оперирую музыкальными терминами.

Лейтмотив моих публикаций на данную тему крайне прост: есть причины и позволяют возможности — в добрый путь. Нет — соответственно, и суда нет. Правда, появился ещё один, и весьма неожиданный повод — где гарантии, что не нагрянет очередная «пандемия», а быть разделёнными закрытыми границами не улыбается никому.

Засим нет смысла скрывать: эйфория от переезда закономерно прошла. Но осталось твёрдое желание жить в России.
+15
    74 623