Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Соотечественник

Лариса Луткова-Тюрккан: я объяснила туркам, почему Крым - наш

Аркадий Бейненсон • Русские в Казахстане
1 декабря 2014

1 декабря начинается официальный визит Владимира Путина в Турцию. Значимость этого визита, равно как и важность самих российско-турецких отношений, особенно в свете нынешней нестабильной ситуации в мировой политике и экономике, трудно переоценить. Подобно России, Турция – страна, оказывающая влияние на происходящее далеко за пределами своего «ближайшего окружения», за высказываниями и действиями турецких политиков внимательно следят ведущие мировые СМИ.

Обе страны связывают тесные экономические и политические связи, но, помимо этого, есть и ещё один фактор, объединяющий два государства, это - русская диаспора в Турции, которая давно уже стала притчей во языцех. Про нее снимаются сериалы, к ней (впрочем, это отдельная тема для разговора) прислушиваются политики, но есть и, что называется, «человеческое измерение», то, что обычно остается «за кадром» при обсуждении проблем диаспоры. О подрастающем поколении наших соотечественников в Турции, том, как рядовые турки относятся к «Крым наш», и как организовать работу с диаспорой в условиях политических разногласий порталу «Русские в Казахстане» рассказала Лариса Луткова-Тюрккан, глава Ассоциации русской культуры в Анкаре, член Всемирного координационного совета российских соотечественников.

- Лариса, я недавно общался с одной знакомой, также из Турции, и она мне рассказала интересную вещь. По ее словам, среди детей наших соотечественников, по большей части рожденных уже в Турции, и может быть, и в России-то не бывавших, сейчас резко возрос интерес к нашей стране, гордость за нее. Повторюсь, это слова моей собеседницы. Вы согласны с ними, подтверждаете?

- Да, скорее я соглашусь с этим мнением, причем даже его обосную. Причина мне видится вот в чем: дело в том, что дети наших соотечественников, родившиеся уже в Турции, очень часто наряду с детскими садами и школами, ходят еще и, наравне со взрослыми, на различные мероприятия, которые проводят организации наших соотечественников. Это и праздники, и курсы русского языка, и театральные кружки и т. д. Так что влияние всего этого очевидно. И еще ведь есть такая интересная вещь — здесь, в Турции, как-то не принято изолировать детей от общения взрослых. То есть, понятно, что есть вещи, которые при детях обсуждать не будут — но, в принципе, дети впитывают всю ту же самую информацию, которую получают при общении друг с другом взрослые.

- А турки, что они думают о России сейчас? Понятно, что есть всякие социологические исследования, но есть ведь и, что называется, «голос улиц». Вот те, с кем общаетесь Вы, пусть даже случайно, что говорят?

- Тут, конечно, многое зависит от самого человека, с которым ты общаешься. Есть много, особенно в городах, образованных людей, но, безусловно, как и в любом обществе, больше все-таки людей либо малообразованных, либо совсем необразованных. Но по опыту моего личного общения, турки в массе своей очень хорошо относятся к России и к русским.

Кстати, интересная история — по поводу отношения к русским. Я живу в Турции уже 18 лет, и лет шесть назад газеты буквально пестрели заголовками в духе «Русская «наташа» разбила брак», «Русскую «наташу» выдворили из страны». Я вначале, видя такие заголовки, сами статьи даже не читала, а потом как-то решила прочесть. И выяснилась интересная вещь — в самом тексте читаешь «такая-то, гражданка Молдовы», «такая-то, гражданка Узбекистана», даже статья, в которой на самом деле речь шла о гражданке Румынии, была. То есть, из того что я видела, гражданок-то РФ в этих статьях и не было, а заголовки были вот такие, просто чтобы привлечь читателей.

И это, конечно, раздражало. Более того, естественно, такого рода передергивания создавали определенный имидж нашей диаспоре, который сказывался даже на наших детях. Я помню, моя дочь тогда приходила из школы домой и говорила: а вот некоторые мои одноклассники говорят, что все русские плохие, или вот, все русские из деревни. Понятно, что это не сами они придумали, что тоже у кого-то из взрослых услышали, и это тоже часть того, о чем я говорила выше, о том, что здесь дети во-многом участвуют во «взрослом» общении.

Но вообще, повторюсь, многое зависит от того, какое у человека образование, положение в обществе. Вот Вы спрашивали про личное общение – иногда происходят интересные вещи, например, меня спрашивают: «И так Россия большая страна, зачем вам еще Крым»?

- Неожиданно, на мой взгляд. И что Вы отвечали?


- Как правило, хватает просто фактов даже на уровне учебника истории. По-нятно, что тут при изучении истории ориентируются прежде всего на исто-рию своей страны, и люди не знают, что Крым до 50-х годов был в составе России, что после раздела Союза в Крыму был референдум, результаты ко-торого не имели никакого эффекта, поэтому даже на таком уровне аргумен-тов уже хватает. И в любом случае, возможно, это прозвучит пафосно, но я действительно считаю себя патриоткой России, и несмотря на разные прово-кационные вопросы или доводы оппонентов всегда стараюсь донести свою точку зрения.

- Сейчас, к сожалению, весьма распространены случаи, когда даже самые близкие родственники, не говоря уже о знакомых, перестают общаться друг с другом на фоне событий на Украине. Есть такого рода проблемы у наших людей в Турции?


- Да, вот, например, в российском посольстве проходило мероприятие и я спросила одну свою знакомую, пойдет ли она. Она удивилась: мол, как же я пойду, я же из Украины? А я даже вначале не поняла, потому что есть много людей оттуда, с которыми мы общаемся, проводим мероприятия, несмотря на какие-то, может быть, разногласия. В общем, мне гордо было заявлено: «Я националистка». Ну ладно, сказала я, бывает.

Вообще, наша Ассоциация русской культуры, как, кстати, и большинство наших коллег из других стран бывшего Союза, старается объединять, а не разъединять людей. Конечно, в силу понятных событий, это стало сложнее, у нас есть выходцы из самых разных республик экс-СССР, и кто-то приходит с открытой душой, у кого-то, может быть, желание, подспудно, какого-то конфликта, но мы стараемся, повторюсь, работать на объединение.

- Наверняка уже известны мероприятия, которые Вы будете проводить в будущем году. Что выделите как главное?


- Мероприятий, действительно, будет очень много, а главным будет, конечно, 70-летие Победы. Я считаю, что в нынешнее время этот праздник особенно важен, потому что мы видим, как буквально на наших глазах, в эпоху информационных войн, факты, казалось бы, неоспоримые, начинают перевираться, искажаться и т.п. Поэтому, конечно, поддержание памяти о великой Победе – это наш долг, наша обязанность.