Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Культура

Максим Зверев – личность легендарная для Казахстана

Ольга ЗоринаМК в Казахстане
5 июня 2020
В следующем — 2021-м — году известному ученому, писателю-натуралисту Максиму Звереву исполнится 125 лет со дня рождения. Сегодня одна из улиц Алматы носит его имя, в городском зоопарке установили барельеф, память о нем хранят написанные им книги, научные труды и, конечно же, люди, запомнившие его отважные поступки и акции, связанные с защитой природы Казахстана.
                               
               Максим Зверев – личность легендарная для Казахстана                
Максим Зверев в рабочем кабинете, 1958 г.            
                               
О секретах здоровья и долголетия известного ученого, его говорящем вороне и других домашних животных, силе природы и взаимодействии с ней мы говорим с внучками Максима Зверева — Ольгой Демченко и Натали Зверевой. С ними вспоминаем о важных вехах в жизни их деда.

Биография этого человека удивительна и с жизнью Алматы переплетена крепкими узлами. Ему был не просто люб этот город. Он его оберегал, спасая тянь-шаньские ели от вырубки, не позволяя браконьерам творить беспредел, способствовал развитию алматинского зоопарка и природного заказника, выступал против строительства плотины на Или, впадающей в Балхаш, которая могла погубить уникальную экосистему, помогал сохранить куланов в Барсакельмесе. Он основал станцию юных натуралистов и организовал мощнейшее движение юннатов по всей республике. Занимался наукой, издал множество научных трудов, успешно примененных в зоологии, биологии, сельском хозяйстве. Написал 157 художественных книг, ставших бестселлерами в свое время и переведенных на многие языки мира. Воспитал плеяду молодых писателей-натуралистов. Его произведения открыли многим читателям природу Сибири и Казахстана. Вместе с автором они шли по степным и горным дорогам, ночевали у костра в тайге, встречали рассветы, наблюдали за поведением диких животных и открывали тайны природы. М. Пришвин отметил эту особенность рассказов писателя-натуралиста: «Вот тем и хороши рассказы М. Зверева, что читаются они легко, с интересом и в то же время располагают к полному доверию, ибо достоверны в научном отношении».

Телеграмма из Алма-Аты


С чего обычно все начинается? Со знаковой встречи двух близких по духу людей. Ольга Николаевна и Максим Дмитриевич поженились в 1924 году в Томске. Он — зоолог, она — геоботаник. Общие интересы, схожие взгляды на жизнь, которая обещала быть такой интересной... Молодые жили сначала в Томске, потом — в Новосибирске. Ольга работала в краеведческом музее, Максим был поглощен организацией первого зоосада. Вечера за чашкой чая, иногда шумные гости, посиделки до утра. Интересное дело у каждого, время бежит так незаметно, и вот уже 10 лет вместе. В начале 1937 года московский профессор зоологии Петр Александрович Мантейфель вызвал Зверева в Москву с предложением работы в зоопарке. Но случай изменил судьбу. В кабинете профессора Зверев познакомился с молодым охотником из Казахстана Мурзаханом Толебаевым, назначенным директором организующегося зоопарка в Алма-Ате. Ему был нужен зоолог. Профессор порекомендовал Зверева. Максим Дмитриевич в этом деле был ас. Знал, какие вольеры нужны для тех или иных животных, где их лучше разместить, как правильно адаптировать к переменчивому климату и многое другое. Он увлекся любимой работой, разработал первый генеральный план организации Алма-Атинского зоопарка. Командировка на 2-3 месяца продлилась на всю жизнь. Оглядевшись, он прислал Ольге Николаевне короткую телеграмму: «Очарован Алма-Атой. Жду. Твой Макс». Она не сомневалась — какая разница где, только бы вместе. Собрала кое-какие пожитки, и... И потом случилось чудо — родился их первенец, сын Вова. Ольге Николаевне было 39 лет. Они жили в маленьком домике на территории зоопарка без малого восемь лет. Там же у них появилась дочь Таня. Кстати, домик этот уцелел и сейчас стоит возле озерца с фламинго и утками.

Их будущее родовое гнездо обозначилось в 44 году после возвращения Максима Зверева с фронта. Это был недостроенный дом на улице Грушевой. Потребовался не один год, чтобы привести его в надлежащий вид. Но у них получилось. Ольга Николаевна была первым читателем и мягким критиком его произведений. Читали вслух, по вечерам. Много позже писателю-натуралисту присвоили звание народного, отрывки из его рассказов вошли в школьную программу, его книги стали выходить миллионными тиражами, но она, его верная спутница, этого не застала. Он пережил ее на 30 лет. Большой срок. Целая жизнь. Но место Люси, как дома звали Ольгу Николаевну, никто уже занять не смог.
             
Зверевы с ручным волком в Новосибирске    

Природа — наше спасение и главная медитация


Натали Зверева, дочь сына Максима Зверева, Владимира Максимовича, директора Алма-Атинского заказника — маркетолог, сценарист, бизнес-тренер:

— Дед всегда говорил: «Понаблюдай-ка за птичкой, сколько раз она приносит в гнездо корм. Бывает, и 200 раз за день, а птенцам все мало». Я сегодня занимаюсь психологией и могу сказать точно — мой дед был одним из плеяды видных ученых, стоявших у истоков зоопсихологии, изучавшей деятельность животных, ее развитие в видовом и индивидуальном аспектах. Тогда это было внове, а сегодня любой психологический тренинг начинается со знакомства с зоопсихологией. Знание психической деятельности животных дает нам полное понимание поведения человека в его повседневной жизни. Получается, что, узнавая их, мы познаем себя. Дедушка всегда отмечал, что у животных есть зачатки сознания и собственный темперамент — они бывают злыми, добрыми, забывчивыми, задумчивыми. И в его переписке с учеными бывшего Союза подтверждалось, что наука о психике животных находится в зачаточном состоянии и все еще хранит много тайн, способных изменить представление об их мире. Прошло почти 25 лет, как не стало Максима Зверева, и нам сейчас хочется сказать, что он был прав в своих умозаключениях, исследованиях, образе жизни. Дед писал, что биоэнергетические поля животного и растительного мира очень благоприятно воздействуют на человека. Он сам до последних дней просил вывозить его в горы, чтобы подзарядить свои жизненные «батарейки», и всегда утверждал, что в этом взаимодействии с природой состоит его секрет долголетия. Наш дед родился и вырос рядом с природой и в отличие от других ученых всегда находился не в замкнутом пространстве кабинета, а внутри нее.

Ольга Демченко — внучка Максима Зверева от его дочери Татьяны Максимовны, врача-онкоцитолога, журналист, редактор «Русского радио Азия»: — В доме деда всегда было много животных. Были собаки, много птиц, белки, сурки и даже волк. Последний волк затем попал на киностудию, потому что вырос огромным, стал подвывать на луну и все время норовил убежать. В дом Зверевых его привез егерь — пожалел волчонка, который остался без матери. Аналогичным образом к нам попал ворон Реша, в ящике из-под клубники. Птенец едва в нем помещался. Он все время сидел с широко распахнутым клювом, ожидая, что мама-ворон положит в него еды. Птичью маму заменили домочадцы. Кормили по часам, наблюдая, как птенец превращается в огромную черную птицу с самобытным характером. Позже ему выделили часть двора, огородив территорию сеткой под вольер. Это было его личное царство. Там Реша делал заначки на черный день, нападал на зазевавшихся голубей и даже пытался свить гнездо. Но самое главное — он начал говорить. В его арсенале было десять слов — от безобидных до ругательных. «Сволочь», например. Его он «подцепил» от наших рабочих, которые на больших эмоциях как-то высказались по поводу инцидента в ходе ремонта. Ворон знал свое имя, говорил, какой он хороший, звал по имени сына хозяина и собаку. Первое время пес выходил на зов, потом был нещадно поклеван и, спустя время, услышав гортанное «Тузик!», скуля и поджимая хвост, прятался в будку. Реша очень любил Наташиного отца и умер от тоски спустя три месяца после его смерти, а ведь такие птицы обычно живут очень долго. Еще помню из детства, как в летнем саду у орехового дерева за столиком сидел дед и что-то «тюкал» на печатной машинке. А рядом стояла трехлитровая ничем не закрытая банка, в которой жила жаба — он наблюдал за ее поведением и понимал, какая будет погода. Была у него и сурчиха, очень любившая его. Она всегда забиралась к нему в кровать, растягивалась и прижималась к его ноге.

Неожиданный уход


— Он не дожил до своего столетия десять месяцев. Казалось бы, возраст внушительный. Но дед никогда не был дряхлым стариком. Он всегда был в курсе событий в мире и жил по четкому расписанию — зарядка, пробежка, завтрак — и за работу. К столетию готовил двухтомник рассказов, — говорит Ольга. — Смерть оказалась случайной. Он не болел, ни на что не жаловался, жил на два дома — на Тулебаева-Советской и на Грушевой, пешком курсировал: два километра туда, два обратно. Сам готовил каждое утро яичницу на любимой маленькой сковородочке с голубой эмалью, сохранившейся у него с царских времен. Несчастье произошло 23 января 1996 года. Дед подхватил пневмонию, которая приняла ураганное течение, и через четыре дня его не стало.

Жизнь со смыслом


— Сейчас многие озадачены, как прожить долгую жизнь, сохранив ее высокое качество, — говорит Натали, — а рядом с нами был человек, показавший своим примером, как можно прожить длинную, счастливую и творческую жизнь со смыслом. Разгадывая загадки природы, в какой-то момент дедушка сам стал объектом наблюдения врачей-геронтологов. Нам, его детям и внукам, и всем своим читателям он завещал такие советы долголетия: «Надо быть оптимистом, считать каждый прожитый день подарком судьбы. На любую беду отзываться: «Могло быть и хуже». Злость приближает старость, а улыбка — радость и здоровье. Общение с людьми — великий дар, не дает замкнуться в себе. Надо трудиться физически и умственно, чтобы суток не хватало. Делать все увлеченно, с огоньком — это украшает и удлиняет жизнь. Ежедневная утренняя гимнастика, среди дня и вечером. Научиться расслабляться. Обязательный сон 20-30 минут днем».
Сегодня наследие Максима Зверева, его мировоззрение в мир несут его дети, внуки и уже правнуки, которые пишут сочинения о родном прадедушке как о величайшей личности в истории нашей страны.

К 125-летию Максима Дмитриевича Зверева Ольга Демченко и Натали Зверева готовят выпуск аудиокниг, планируют адаптацию к современности его бестселлеров, в том числе «Сказки бабушки Черепахи» и «Тайны двухэтажного города». Сегодня сестры в поиске меценатов для их издания, и, надеемся, такие найдутся.
0
    3 292