Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Культура

Тревога. «Солнцепёк», первый российский фильм о гражданской войне на Донбассе

Поля КуликоваЛитературная газета
26 августа 2021
Были опасения, что он окажется пропагандистским: «сепары» – заведомо хорошие, а «укропы», пришедшие на Луганщину наводить «конституционный порядок», – заведомо плохие. Впрочем, тот, кто бомбил Луганск и подвергал миномётному обстрелу пригороды, действительно плох.
    
Фильм не пропагандистский, как заклеймили его либеральные критики, более того, он не про политику, не про майданный переворот в Киеве и даже не про гражданскую войну, хотя и майдан, и политика, и бои в фильме есть. Он про то, как трудно принимать решение. И как страшно, когда принятое решение неверно.
    
А главное впечатление – ощущение ужаса! От того, что ты видишь, как в мирный город врывается война. Русские убивают русских (и «сепары», и «укропы» говорят на одном языке).
    
Потрясло совмещение несовместимого: туда, где только что текла обычная жизнь, прилетают мины – разрывы, смерть и ранения стариков, женщин и детей сняты жутко натуралистично, – а потом приезжает обычная машина скорой помощи. На страшную войну, которая идёт рядом.
    
В центре – судьбы двух бывших сослуживцев, ветеранов-афганцев. Один с женой и сыном пытается выехать из опасной зоны Донбасса в Россию, другой в Киеве записывается в батальон типа «Азова», куда принимали и бывших военных, и националистов, и уголовников, и неонацистов. Оба ненавидят войну, потому что знают, что это такое. Но майдан затягивает их в свой кровавый комплот, и каждого ждёт страшное испытание. Играют эти трагические роли Александр Бухаров и Максим Дахненко. Стоит отметить также участие в фильме выдающегося артиста Владимира Ильина, сыгравшего старика-учителя, который пошёл в ополченцы после того, как была уничтожена школа с его учениками, а также Алексея Кравченко, сыгравшего командира луганских ополченцев.
    
Когда показывается страшная сцена последнего, повторяю, исключительно правдиво снятого, обстрела, когда слышишь, как искалеченный мальчик растерянно спрашивает: «Где моя рука?» – становится физически невмоготу. Ты, как в детстве, оглядываешься: ну где же наши, где Красная армия?.. Когда кажется, что уже совсем каюк, она приходит, спасает и вскоре... уходит. Непонятно, почему уходит? Как можно было допустить до бомбёжек мирных городов? Почему за это никто не ответил?
    
Фильм совсем не пропагандистский, хотя занозу неутолённого отмщения тем, кто отдавал приказы и осуществлял обстрелы, он засаживает глубоко. А главный итог: гнетущее ощущение тревоги. Ожидание чего-то ещё более ужасного, неотвратимого.
    
Фильм показан в канун тридцатилетия так называемого путча ГКЧП, завершившего бесславное правление первого президента СССР, приведшего страну к развалу. И один из его страшных результатов – война на Украине.
+2
    25 976