Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Культура

Казахстан – страна, где не читают книги, обходят стороной театры и музеи

Баян АхметQMonitor
11 мая 2022
Статистика знает если не всё, то очень многое. В том числе о наших культурных запросах – как часто мы, казахстанцы, ходим в библиотеки, театры, музеи, сколько денег тратим на покупку книг и т.д. Анализ имеющейся информации на сей счет и сопоставление с показателями других стран позволяют судить о том, насколько активно мы пытаемся (и пытаемся ли вообще?) пополнить свой интеллектуальный и духовный багаж, расширить кругозор, что является важным условием повышения конкурентоспособности как отдельных индивидов, так и нации в целом. 

Интерес к литературе – минимальный


В предлагаемых заметках используются данные в основном за 2019-й, поскольку последние два года были непоказательными: из-за ограничений, вызванных пандемией, учреждения культуры месяцами не работали, книжные магазины и кинотеатры потеряли значительную часть потенциальных покупателей и зрителей. Информация взята с официального сайта Бюро национальной статистики и других открытых источников, в том числе зарубежных. 

В 2019-м казахстанцы купили книжной продукции на общую сумму 13 миллиардов тенге – это почти на два миллиарда меньше, чем годом раньше, и примерно столько же, сколько и в 2016-м, и в 2017-м. Выходит, что среднестатистический житель нашей республики за весь год потратил на приобретение книг 702 тенге, или 1,9 доллара по тогдашнему курсу. Для сравнения: в соседних с нами России и Китае этот показатель составил соответственно 7,9 и 8,6 доллара, или в четыре-пять раз больше. Хотя средний уровень доходов населения во всех трёх названных странах вполне сопоставимый. 

И уж вовсе катастрофически низкими выглядят расходы казахстанцев на фоне затрат граждан наиболее развитых государств мира. Вот данные за 2020-й: среднестатистический житель Германии купил книг на 110 евро (примерно 125 долларов), Японии – на 12980 йен (118 долларов), США – на 79 долларов. Это в 40-70 раз больше, чем у нас. Кстати, в целом ряде стран Запада доходы книготорговли в 2020-м по сравнению с предыдущим, допандемийным, годом не только не сократились, но даже увеличились – люди стали чаще покупать литературу через Интернет-магазины с доставкой на дом. Тогда как в Казахстане они упали с 13,0 до 9,5 миллиарда тенге, или почти в полтора раза. Иначе говоря, жители западных стран, оказавшись в вынужденной самоизоляции, стали чаще обращаться к книгам, чего не скажешь о наших соотечественниках. 

702 тенге на каждого казахстанца – уже сама по себе мизерная цифра. А если ещё учесть, что от 70 до 80 процентов расходов приходится на учебники и учебные пособия, а также специальную литературу – медицинскую, юридическую, по экономике и т.д.? Выходит, на художественные произведения, включая детские, каждый житель страны тратит в среднем, самое большее, 200 тенге. На эти деньги даже одну маленькую книжку не купишь. А более или менее солидный томик стоит, как минимум, две тысячи тенге. То есть, можно сказать, что на десятерых казахстанцев приходится одна такая книга, купленная за целый год. Причём это в массе своей российские издания, доля которых в общем объеме продаваемой у нас литературы превышает две трети, а, если брать только художественную, то их удельный вес достигает 90 процентов. 

Да, покупать книги сегодня не всем по карману. Но есть публичные библиотеки, которых в Казахстане насчитывается около четырех тысяч. Общее число их пользователей в 2019-м, согласно официальным данным, составило 5,4 миллиона. Вроде бы немало – 29,2 процента всех жителей страны, но всё же меньше, чем, например, в Беларуси (34,8 процента) и тем более в России (свыше 40 процентов). К тому же если иметь в виду суммарное количество посещений (52,4 миллиона), то получается, что в среднем каждый казахстанец, зарегистрированный как читатель и имеющий членский билет, приходил в библиотеки лишь десять раз за весь год. 

Что касается детей, то их среди пользователей публичных библиотек в 2019-м насчитывалось 1,6 миллиона (отдельных данных по числу посещений нет). Тогда как учащихся школ в тот год было более чем 3,3 миллиона. Наверное, какая-то часть детей ходит в школьные библиотеки – их в стране около шести с половиной тысяч. Но там, как показали результаты проверки, проведенной в 2020-м, книжный фонд на 81 процент состоит из учебников и всего лишь на 19 процентов – из художественной литературы, которая к тому же приобреталась ещё в прошлом веке (то есть, это преимущественно советские издания). 

То, что наши школьники не дружат с книгой, находит отражение и в результатах, показываемых ими в ходе сдачи тестов PISA. Скажем, по итогам этого международного исследования, проведённого в 2018-м, последнего на данный момент, средний бал казахстанских учащихся по читательской грамотности составил 397 – ровно на 100 меньше, чем в среднем по ОЭСР (около четырёх десятков наиболее развитых государств мира), что соответствует более чем трёхлетнему отставанию. Выше нас расположились даже такие страны, как Азербайджан, Таиланд, Босния, Албания, Катар и другие. Для сравнения: по математической грамотности наше отставание от ОЭСР намного меньше – 66 баллов. 

Все познаётся в сравнении


В 2019-м отечественные театры показали 16,6 тысячи постановок, которые посмотрели в сумме 2,9 миллиона человек. Речь идёт об общем количестве посещений, а вот о том, сколько казахстанцев хотя бы по разу приходили на спектакли, статистика умалчивает – да и не в состоянии она это подсчитать. Но понятно, что таких гораздо меньше, чем 2,9 миллиона, если учесть, что есть люди (их в стране не так много – тысячи, а может, десятки тысяч), которые регулярно бывают в театрах и на которых приходится немалая часть от общего числа посещений. 

Как мы выглядим в сравнении с другими странами? Данных по государствам дальнего зарубежья найти не удалось, поэтому ограничимся постсоветскими. В 2018-м общее количество посещений театров в России, согласно информации Росстата, составило 
38,9 миллиона (или 270 на каждую тысячу человек), в Беларуси – около 1,8 миллиона (192), в Казахстане – чуть больше 2,8 миллиона (153). Иначе говоря, в РФ уровень посещаемости на тысячу населения почти в 1,8 раза, а в Беларуси – в 1,25 раза был выше, чем у нас. Зато Армения и Украина нам уступают. Например, в 2019-м армянский премьер-министр Никола Пашинян с гордостью сообщил в «Фейсбуке» о 41-процентном росте количества зрителей на спектаклях, но даже при этом посещаемость на тысячу населения в республике едва превысила отметку «100». 

Как свидетельствует статистика, от 43-х до 46 процентов всей зрительской аудитории в театрах нашей страны составляют дети. Это при том, что доля юных казахстанцев детсадовского и школьного возраста в общем составе населения РК не достигает и четверти. Из чего можно сделать вывод: среди взрослых посещаемость значительно ниже, чем среди детей, и основная их масса обходит театры стороной. 

А вот кино у наших граждан пользуется гораздо большей популярностью: в 2019-м на сеансы было куплено 19,9 миллиона билетов (в том числе 15,5 миллиона взрослых), что в два с половиной раза превышает показатель десятилетней давности. Годовая выручка кинотеатров за этот же период увеличилась почти в пять раз (правда, тут нужно учитывать инфляцию) и достигла 21,2 миллиарда тенге. 

Тем не менее, если исходить из данных, обнародованных в издании «Российская киноиндустрия – 2019», мы по-прежнему довольно много проигрываем нашим северным соседям. Например, среднестатистический казахстанец в тот год посетил 1,1 киносеанса, тогда как среднестатистический россиянин – 1,5. Это несмотря на то, что средняя стоимость билета там была выше – 252,8 рубля, или 1425 тенге по тогдашнему курсу, против 1065 тенге у нас. Ну а до Европы нам и вовсе далеко: каждый француз посетил в среднем 3,2 киносеанса, каждый британец – 2,6…

Всё меньше казахстанцев ходит в цирк. У нас он есть только в трёх мегаполисах (городах республиканского значения) – Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. За период с 2015-го по 2019-й количество посещений цирковых представлений неуклонно сокращалось, а в целом за эти годы оно уменьшилось с 306,5 тысячи до 215,5 тысячи. Хотя население названных городов в указанный промежуток времени увеличилось почти на пятнадцать процентов.

Если верить официальной статистике, до пандемии ежегодно росло количество посещений музеев. И в 2019-м оно достигло 6,8 миллиона. То есть, в среднем один визит на каждых трёх казахстанцев. Есть ли повод для оптимизма? Не думаю, особенно если учесть, что, например, в Беларуси за год было зарегистрировано 7,1 миллиона посещений, хотя население там вдвое меньше, чем наше. А в России этот показатель составил 155 миллионов при 144-х миллионах жителей. Конечно, свой вклад внесли и иностранные туристы, но вряд ли он был значительным, поскольку в тот год их в РФ побывало около пяти миллионов. 

Впрочем, здесь тягаться с соседями нам очень тяжело. В одном только Эрмитаже ежедневно бывает почти столько же посетителей, сколько во всех наших музеях вместе взятых. Такого богатства ценных экспонатов, которыми располагает Россия, в Казахстане попросту нет. Но, с другой стороны, кто даст гарантию, что если бы у нас было столько сокровищ искусства и исторического наследия, то наши соотечественники гораздо чаще ходили бы в музеи? 
+6
    55 095