Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Культура

Диссиденты-лузеры: заграница им не помогла

Марина КрольЛайф
27 октября 2016

Не прижился. Александр Годунов

 

Эмиграцию из Советского Союза принято разделять на три этапа: первый — сразу после революции 1917 года ("белая" эмиграция), затем — в годы Второй мировой, и третий — с начала хрущёвской оттепели и до конца 1980-х. В первую волну неугодных выживали из страны либо люди бежали от арестов и казни, а во время военной неразберихи 1941—1945 годов из страны выехали и не вернулись по разным оценкам от 1 до 3 миллионов людей.

 

С начала правления Никиты Хрущёва ситуация изменилась. Из страны выпускали только благонадёжных людей — дипломатов, артистов, спортсменов. И так появились первые скандалы, связанные с невозвращением известных деятелей. Иногда скандалы заканчивались хорошо для убежавших деятелей, иногда — трагично.

 

Впервые оппозиционное искусство в СССР зазвучало в 1960 году, когда у памятника Маяковскому на Триумфальной площади начали собираться поэты-шестидесятники — Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и другие.

 

А вот, к примеру, артистам балета своё недовольство властью доступными им методами искусства было не выразить — не танцевать же оппозиционно. Поэтому их уход в инакомыслие был молчаливым, а единственным его проявлением могло быть бегство из страны. Первым балетным диссидентом стал Рудольф Нуриев, не вернувшийся с гастролей во Франции в 1961 году. Позже его примеру последовали Наталья Макарова (осталась в Лондоне в 1970-м) и Михаил Барышников (остался в Канаде и переехал в США в 1974-м, Лайф уже размышлял о возможных причинах побега танцовщика из страны). Там Барышников был принят в Американский балетный театр (АБТ) и позже стал его художественным руководителем.

 

Карьера и жизнь всех этих балетных артистов сложились успешно. Чего нельзя сказать о ещё одной звезде Большого театра Александре Годунове, решившемся на бегство в 1979 году.

 

Александр Годунов впервые побывал на гастролях в Америке летом 1974 года, когда папарацци заснял его в фойе гостиницы, нетрезвого, распивающего алкоголь прямо из бутылки. Не исключено, что таким образом Годунов "переваривал" новость о побеге друга детства Михаила Барышникова. Эти снимки попали в прессу, а по возвращении домой из-за этого случая Годунова сделали невыездным. Принято такое решение было в том числе и потому, что власти справедливо полагали, что именно он, скорее всего, решит сбежать в Штаты — отношения в труппе у Годунова были плохие (Григорович практически перестал занимать его в спектаклях), к тому же ему очень хотелось жить богаче и последовать примеру Михаила Барышникова. 

 

Годунова бы не выпустили и в 1979-м, если бы американская сторона не поставила условие: обязательно должен приехать именно этот артист. И вот у танцовщика созрел план побега, в котором немалую роль сыграл поэт Иосиф Бродский, уже живший в США. Он передал властям заявление Годунова на предоставление политического убежища. Говорят, что американских импресарио подговорил другой российский эмигрант — фотограф Владимир Блиох, как раз тот, который заснял Годунова в фойе гостиницы 5 лет назад.

 

Танцовщик планировал остаться в Штатах вместе со своей женой, балериной Людмилой Власовой, которую очень любил и о светлом будущем в Америке с которой мечтал. Но, вместо того чтобы остаться с мужем, балерина неожиданно включила "задний ход". Супруги вышли из гостиничного номера, чтобы отправиться к условленному с американцами месту, но Власова вдруг решила вернуться в гостиничный номер, где её уже ждали сотрудники КГБ — они вывели её через чёрный ход из гостиницы и повезли в аэропорт. Годунов в это время, уверенный, что КГБ силой вывозит его жену в СССР, поднял американские власти, и те задержали самолёт, отправив дипломата выяснить добрую волю самой балерины. Однако та убедила американцев, что решение приняла добровольно и хочет на родину, к матери.

 

Позже Годунов будет годами уверять всех, что Власову на самом деле выкрали, но спустя много лет она сама признается, что изначально не хотела оставаться в Штатах и не мыслила своей жизни вдали от родины.

 

Поначалу жизнь Годунова в Америке была успешной: Барышников взял его в труппу АБТ на хороший контракт. Но Годунов продолжил то, что начал ещё в Союзе — злоупотреблять алкоголем. Начал появляться на репетициях в нетрезвом состоянии. Барышников уволил его. В жизни танцовщика ещё были яркие вспышки: роман с красавицей Жаклин Биссет, которая помогла ему получать эпизодические роли — в "Свидетеле", "Крепком орешке" и "Зоне", покупка собственной квартиры в Голливуде. Но это не спасло его от депрессии, которая, кажется, не покидала его с момента побега с родины. В редких телефонных разговорах с друзьями он говорил, что чувствует себя не нужным Америке. Именно в этой своей голливудской квартире он умер в 1996 году с бутылкой в руках. Официальная причина смерти — хронический алкоголизм и гепатит.

 

Иосиф Бродский в своём некрологе на смерть танцовщика написал: "Годунов не прижился и умер от одиночества"

 

Здрасьте, я не из Одессы. Борис Сичкин

 

Ролью всей его жизни стал Буба Касторский из "Неуловимых мстителей" Кеосаяна. Благодаря этой роли многие всю жизнь считали комика Бориса Сичкина одесситом. На самом же деле он родился в Киеве в еврейской семье сапожника, служил на войне, работал в Ансамбле песни и пляски Украины. 

 

Я одессит, я из Одессы, здрасьте!

Хочу открыть вам маленький секрет,

Меня спроси: а я имею счастье?

Так я отвечу: что бы да, так нет.

 

Решение "валить" Сичкин принял после того, как вышел из тюрьмы — в 1973 году его посадили на год за хищение госимущества (брал за гастроли деньги на руки). Впоследствии, правда, Сичкин был оправдан, но ролей ему уже не предлагали из-за подмоченной репутации. В 1979 году Сичкин обосновался в Нью-Йорке.

 

— Я бросил трёхкомнатную квартиру на Каретном Ряду, дачу, машину, рояль "Беккер", и мы уехали с одним чемоданом и сорока долларами на троих в страну, где никого не знаем, — вспоминал в одном из интервью актёр.

 

Здесь он также давал концерты, танцевал, показывал номера разговорного жанра, в 1984 году записал первую виниловую пластинку "Новые интеллигентные одесские песни" — весёлые жёсткие пародии на советскую действительность и песни об эмигрантах. 

 

— От чего ушёл, к тому и пришёл: первыми моими зрителями в эмиграции стали тоже воры и бандиты, только в Нью-Йорке они называли себя русской мафией. Я выходил на сцену и говорил:

 

"Здрасьте, отщепенцы и предатели Родины!"

 

С начала 90-х Борис Михайлович начинает сниматься в Голливуде. Самой известной его работой становится фильм Оливера Стоуна "Никсон", где он сыграл роль Брежнева. Весь гонорар любящий отец потратил на организацию сольного концерта своего сына в зале Карнеги-холл.

 

Несмотря на определённую востребованность, жил актёр более чем скромно. Последние годы своей жизни Борис Сичкин провёл в бедном районе Куинс. Однако благодаря весёлому нраву никогда не жаловался на жизнь.

 

"Есть люди, которые живут за чертой бедности, я живу на черте"

 

Незадолго до смерти "Буба" пошутил.

 

"Умереть я не могу, потому что слишком многим задолжал"

 

Борис Сичкин умер и был похоронен в Нью-Йорке в 2002 году. Через год после похорон его жена Галина Рыбак эксгумировала тело, кремировала его и отправила прах в Россию. По рассказам близких, пока ждали место на одном из московских кладбищ, урну с прахом хранили в гараже друзей семьи. Гараж снесли, и урна утерялась. 

 

В Америке он только кагэбист. Савелий Крамаров

 

В 1981 году из аэропорта Шереметьево рейсом на Вену, откуда потом перебрался в Нью-Йорк, навсегда из России улетел Савелий Крамаров. Потом он ещё прилетал в Москву, но тогда ему казалось, что уезжает навсегда. 

 

Целью отъезда Крамарова в США была реализация актёрского потенциала. Он хотел начать играть серьёзные, главные роли в кино. Об этом он писал в своём письме президенту страны Рональду Рейгану, в котором просил понять его "как актёр — актёра".

 

"Я хочу играть, а не идиотничать"

 

Но ни одной главной роли в Америке Крамаров так и не сыграл. 

 

Первой его ролью на новой родине стала роль кагэбэшника в фильме "Москва на Гудзоне", далее шли фильмы "Вооружён и очень опасен", "Морган Стюарт идёт домой" и, конечно, знаменитая "Красная жара". Роли были хорошие, но везде второго плана. Рассчитывать на главные роли Крамаров вряд ли мог — он очень плохо говорил по-английски, с ярко выраженным акцентом. Кстати, до самой смерти язык он так и не выучил.

 

В России он успел сняться в картинах "Настя", "Русский бизнес" и "Русское чудо", и начали поступать предложения на главные, большие роли, о которых так мечтал Крамаров, — только вернись и снимайся. Но исполниться мечте было уже не суждено — у него диагностировали рак, от которого актёр умер в США в 1995 году.

 

Актёра похоронили на еврейском мемориальном кладбище, а на памятнике выгравировали названия лучших его ролей в фильмах, и все — русские: "Друг мой, Колька!", "Приключения неуловимых", "Джентльмены удачи", "Двенадцать стульев", "Большая перемена".

0
    2 828