Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Экономика

Сальмонелла побеждена: Казахстан снимает ограничения поставок птицы из РФ

Кирилл СоковРитм Евразии
21 декабря 2018

Коллаж: © Русские в КазахстанеПо итогам переговоров с Минсельхозом Казахстана Россельхознадзор 7 декабря сообщил о скорой отмене ограничений, введенных против предприятий российского АПК. Тем самым Москве и Астане удалось найти пути решения проблемы взаимных ограничений поставок продовольствия, с осени омрачавшей их отношения.

 

В переговорах двух ведомств, которые состоялись в Москве, с российской стороны участвовал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, а с казахстанской – вице-министр сельского хозяйства республики Гульмира Исаева. Несмотря на то, что обе страны являются участниками ЕАЭС и существуют в условиях общего рынка, за последнее время в сфере взаимной торговли продовольствием накопилась масса проблем, требующих безотлагательного решения. Связаны они с участившимися случаями поставки через Казахстан сельскохозяйственной продукции неизвестного происхождения или товаров, которые в России являются санкционными.

 

С одной стороны, эти проблемы связаны с односторонним введением Россией ответных санкций, к которым страны ЕАЭС, не вовлеченные в конфликт с США, ЕС и НАТО, присоединяться не пожелали, с другой – с отсутствием в Евразийском союзе эффективной системы прослеживаемости товарных потоков, делающим контроль над ними крайне проблематичным. Именно невозможность проследить происхождение поставляемых на рынок ЕАЭС товаров часто порождает трения между его участниками.

 

В последнее время проблема нелегального импорта вызывает растущую озабоченность России, которая является наиболее емким национальным рынком ЕАЭС и несет миллиардные убытки из-за недополучения бюджетом таможенных пошлин.

 

Декабрьские переговоры Москвы и Астаны по поставкам продовольствия все эти проблемы высветили крайне отчетливо. Так, Сергей Данкверт выразил обеспокоенность отсутствием в Казахстане эффективной системы прослеживаемости подконтрольных грузов и товаров неизвестного происхождения, которая могла бы воспрепятствовать поставкам в Россию нелегальной продукции. По его словам, в последнее время участились случаи импорта в РФ через территорию Казахстана санкционных овощей и фруктов, на которые Астаной были выданы фитосанитарные сертификаты как на продукцию собственного производства. В связи с этим Россельхознадзор обратился к казахстанской стороне с просьбой усилить контроль за досмотром продукции перед выдачей на нее ветеринарных сертификатов.

 

«Продовольственные» отношения Москвы и Астаны обострились в сентябре этого года, когда Россельхознадзор сообщил о возможном введении с 1 октября ограничений на поставки животноводческой продукции из Казахстана в связи с невозможностью проследить ее производство и поставки. Претензии ведомства вызвало то, что сопроводительные документы не позволяют определить место происхождения сырья, а нередко – и место производства самой продукции. Все это создает возможность для нелегального реэкспорта продукции, поставка которой в Россию запрещена.

 

27 сентября Россельхознадзор заявил о выявлении серьезных нарушений ветеринарных требований в продукции пяти казахстанских предприятий. В отношении одного из них – производителя шпрот J. F. M. company  – с 29 сентября ведомством были введены временные ограничения на поставку продукции в Россию. Для четырех других предприятий – ТОО «Кублей», ПК «Ижевский», ТОО «Арай-East Food» и ТОО «Кузмич» – был введен режим усиленного лабораторного контроля. Поводом для этого стало обнаружение в мясной и рыбной продукции этих компаний запрещенных веществ, микроорганизмов, а также несоответствие сырьевого состава.

 

Минсельхоз Казахстана в долгу не остался, и 9 октября казахстанские СМИ сообщили о введении временных ограничений на поставки продукции двух российских предприятий. В продукции «Магнитогорского птицеводческого комплекса» по результатам лабораторных исследований были обнаружены кишечная палочка, палочковидные бактерии и сальмонелла, а «Токаревской птицефабрики» – повышенное содержание микроорганизмов. Кроме того, в связи с первичным выявлением запрещенных и вредных веществ был введен режим усиленного лабораторного контроля в отношении еще трех российских предприятий: АО «ПРОДО», «Сибирско-Уральский Бройлер» и «Царицыно». Сам факт того, что ограничения были введены против аналогичного числа российских предприятий, наводил на мысль о том, казахстанская сторона попросту применила симметричные меры.

 

При этом в действиях Астаны присутствовал один интересный нюанс. По данным казахстанских СМИ, Россельхознадзор не получал от Минсельхоза Казахстана документы о нарушениях на российских предприятиях, в отношении которых были введены ограничения. В связи с этим провести расследование и выявить причины нарушений невозможно. А значит, невозможно и устранить сами эти нарушения.

 

С 4 октября Россельхознадзор ввел режим усиленного лабораторного контроля в отношении еще трех казахстанских предприятий: ИП «Калинин», ПК «Каспий-Балык» и ТОО «Шарбакты-Кус», в мясной и рыбной продукции которых были обнаружены вредные микроорганизмы. 7 ноября ограничительные меры были введены в отношении продукции ПК «Ижевский» (мясо курицы), где  российским надзорным ведомством были обнаружены вредные микроорганизмы, и мясоперерабатывающего завода «БИЖАН», колбасная продукция которого не соответствовала нормам по своему сырьевому составу. Кроме того, в отношении ТОО «Сергеевка сут онiмдерi» был введен режим усиленного лабораторного контроля в связи с выявлением в сливочном масле «факта замены жировой фазы продукта жирами немолочного происхождения».

 

С 20 ноября Россельхознадзор ввел запрет на транзит через территорию РФ американской птицеводческой продукции, мотивировав его «угрозой попадания на российский рынок из Казахстана продукции неизвестного происхождения, а также продукции, изготовленной из сырья неизвестного происхождения». Причиной послужило все то же отсутствие в РК системы внутренней прослеживаемости движения товаров и несоблюдение сроков интеграции информационных систем. В октябре ведомством были задержаны семь партий американской птицы, следовавших в Казахстан. На часть из них сертификаты были оформлены в то время, когда продукция уже находилась в европейских портах. Частично птица оказалась просроченной, а в продукции Mountaire Farms Incorporated и Equity Group Kentucky Division были выявлены остатки лекарственных средств – тетрациклина и матаболитов нитрофуранов.

 

Примечательно, что поставки американской птицы в Казахстан осуществляются по ветеринарным сертификатам, которые отличаются от требований ЕАЭС. В связи с этим Россельхознадзор направил казахстанской стороне запрос с просьбой объяснить, каким образом будет обеспечена прослеживаемость этих товаров. Но ответ на него получен не был, в связи с чем и были приняты запретительные меры. Дальнейшее раскручивание ситуации с введением взаимных ограничений грозило окончательно завести ее тупик, в связи с чем Москва и Астана пошли друг другу на уступки.

 

По итогам переговоров 7 декабря Россельхознадзор согласился рассмотреть возможность снятия ограничений на транзит американской продукции в том случае, если казахстанская стороны предоставит всю необходимую информацию. Последняя должна гарантировать, что использоваться эта продукция будет только для внутренних нужд. Казахстан же обязался интенсифицировать работы по интеграции ветеринарных информационных систем, а также направить Россельхознадзору все недостающие документы и снять ограничения с тех российских предприятий, в отношении которых они были введены без наличия достаточных оснований.

 

13 декабря комитет ветеринарного контроля и надзора Минсельхоза Казахстана сообщил об отмене ограничений на поставки продукции двух российских предприятий – «Токаревской птицефабрики» и «Ставропольского бройлера».

 

Полностью же проблема взаимных ограничений на поставки товаров, которые осуществляются с нарушением общесоюзных правил или попадают под чьи-либо санкции, может быть решена только после введения во всех странах ЕАЭС электронной системы прослеживаемости товарных потоков. Она же позволит ликвидировать идущий из Китая и Европы нелегальный импорт, или по крайней мере резко сократить его объемы.

 

Дело, однако, в том, что занимающийся нелегальным импортом местный бизнес тесно связан с коррумпированной частью госаппарата, который свою прибыль терять не пожелает, а потому – и это очевидно – будет всячески затягивать внедрение подобных систем.

+2
    841