Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Экономика

Интеграция и деньги. Куда инвестирует Евразийский банк развития?

Александр ШустовРитм Евразии
20 июля 2019

Евразийский банк развития (ЕАБР) динамично наращивает инвестиции в странах ЕАЭС. Но большая их часть пока приходится на внутригосударственные проекты, ориентированные на развитие национальных экономик, а не их интеграцию в рамках общего экономического, финансового и технологического пространства.

 

По итогам прошлого года объем инвестиций ЕАБР достиг 1,63 млрд. долл. и в 2,5 раза превысил показатели предыдущего, 2017 г., заявил в интервью казахстанскому изданию inbusiness.kz председатель правления банка Андрей Бельянинов. Такие показатели стали рекордными за всю историю деятельности банка. Число проектов, к финансированию которых приступил ЕАБР, в прошлом году выросло почти в два раза – с 16 до 29. Текущий кредитный портфель вырос с 2,33 до 3,44 млрд. долл. Более того, деятельность банка является коммерчески выгодной. Его чистая прибыль по сравнению с 2017 г. возросла с 41,7 до 66,5 млн. долл.

 

Почти две трети в кредитном портфеле ЕАБР (59%) составляют интеграционные проекты, для финансирования которых он и создан. Однако страновая и отраслевая структура инвестиций ЕАБР на сегодняшний день способствует скорее социально-экономическому развитию отдельных государств ЕАЭС, нежели интеграции их экономик. В качестве приоритетных направлений своей деятельности банк рассматривает инфраструктуру, электроэнергетику, химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение, металлургию и горнодобывающую промышленность, ТЭК, АПК, финансы и информационные технологии. Однако в структуре инвестиционного портфеля тремя основными отраслями являются энергетика (20,8%), транспорт (19,7%) и финансовый сектор (19,3%). Очевидно, что реальное распределение инвестиций заявленным приоритетам инвестиционной деятельности ЕАБР соответствует не в полной мере.

 

К межстрановым инфраструктурным проектам, способствующим укреплению торгово-экономических и инвестиционных связей между государствами ЕАЭС, а также развитию общих рынков, из этих отраслей можно отнести лишь транспорт. Причем часть финансируемых ЕАБР проектов, таких как строительство платной автодороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, модернизация аэропорта «Пулково» или Магаданского торгового порта, относится к национальным проектам, воздействие которых на евразийскую интеграцию может быть лишь опосредованным. Электроэнергетика и банковский сектор, инвестиции в которые со стороны ЕАБР довольно значительны, также относятся к тем отраслям, которые на данный момент непосредственного влияния на интеграцию стран ЕАЭС не оказывают.

 

Довольно значительными являются инвестиции ЕАБР в горнодобывающую промышленность. В кредитном портфеле банка они занимают четвертое место (14,7%). Главным получателем этих инвестиций является Казахстан, где ЕАБР финансирует проекты в золотодобывающей, угольной и урановой промышленности. Кроме того, инвестиционные проекты в угольной и горнодобывающей промышленности финансируются ЕАБР и на территории России. Однако горнодобывающая промышленность и тесно связанная с ней черная и цветная металлургия относятся к наиболее экспортно ориентированным отраслям экономик ЕАЭС, занимая в структуре российского и казахстанского экспорта одно из ведущих мест. Причем экспорт этот в основном идет в третьи страны, а отнюдь не на внутрисоюзный рынок.

 

На инвестиции в машиностроение (4,5%) и химическую промышленность (4,9%), которые составляют основу экономик развитых стран, в совокупности приходится менее 1/10 кредитного портфеля. Между тем именно эти отрасли, и прежде всего машиностроение, позволяют выстраивать интеграцию на основе производственной кооперации, объединяя страны с помощью технологических цепочек, а не взаимных поставок товаров, которыми можно торговать и без создания экономического союза. Весомым аргументом в пользу наращивания инвестиций в машиностроение служит и тот факт, что во взаимной торговле между странами ЕАЭС ее удельный вес на порядок выше, чем в торговле с третьими странами, которым союзные государства поставляют в основном нефть, газ, нефтепродукты, металлы, химические удобрения и зерно.

 

Инвестиции ЕАБР в развитие агропромышленного комплекса вообще составляют 1% кредитного портфеля и занимают в нем предпоследнее место, опережая лишь «прочие отрасли» (0,9%). В условиях провозглашенного Россией курса на импортозамещение и самообеспечение основными продуктами питания, а также продолжающегося геополитического конфликта с Западом место АПК в структуре инвестиций ЕАБР выглядит как минимум странно. Тем более что именно в сельскохозяйственной сфере страны ЕАЭС обладают большими и незадействованными пока в полной мере возможностями, позволяющими быстро нарастить взаимную торговлю продовольствием. А по ряду товарных позиций, таких, например, как фрукты и ягоды, государства ЕАЭС до сих пор сильно зависят от импорта.

 

В страновой структуре инвестиций более 80% кредитного портфеля приходится на Россию (46,2%) и Казахстан (38,1%). Учитывая, что именно Москва и Нур-Султан являются учредителями банка, такая структура инвестиций выглядит вполне понятной. Экономики обеих стран способны легко «переварить» и не такие объемы инвестиций. Но интеграции других стран ЕАЭС, частично уже ориентированных на другие экономические центры силы (Китай, ЕС), в общесоюзное экономическое пространство такая инвестиционная политика отнюдь не способствует. Впрочем, руководство банка, похоже, эти проблемы хорошо осознает, и инвестиции в прочие страны ЕАЭС в обозримой перспективе планирует наращивать.

 

Так, в сентябре прошлого года А. Бельянинов в ходе Конгресса евразийских СМИ в Алма-Ате заявил, что ЕАБР планирует нарастить инвестиции в Армению в пять раз, увеличив их с 60 до 300 млн. долл. В качестве приоритетных отраслей банк рассматривает энергетику, сельское хозяйство и телекоммуникации. Причем инвестиции в сельское хозяйство будут направлены на развитие производств, ориентированных на российский рынок. Кроме того, этого банк готов финансировать в республике небольшие проекты, стоимость которых составляет несколько миллионов долларов. В совокупности это позволит Армении получить до 15% всех инвестиций ЕАБР. Поскольку же что сам Ереван вложил в ЕАБР в качестве участника всего 100 тыс. долл., его инвестиции являются для республики чрезвычайно выгодными.

 

В Белоруссии ЕАБР в общей сложности профинансировал 30 проектов на общую сумму 1 млрд. долл., вложив их в энергетику, машиностроение, химическую промышленность и финансовый сектор. Банк финансировал строительство гидроузла Полоцкой ГЭС на Западной Двине мощностью 21,75 МВт, возведение гостиничного комплекса в Минске, создание производства грузовых железнодорожных вагонов и танк-контейнеров, модернизацию одного из производств ОАО «Минский электротехнический завод имени В.И. Козлова», предоставил кредиты «Белазу», «Белгазпромбанку» и «Белинвестбанку».

 

15 мая этого года ЕАБР подписал кредитный договор с одним из крупнейших в мире производителей калийных удобрений ОАО «Беларуськалий», выделив ему 100 млн. долл. финансирования оборотного капитала и инвестиционной программы. Главный пункт этой программы – строительство Петриковского горно-обогатительного комбината, который позволит РБ существенно нарастить возможности по производству и экспорту калийных удобрений.

 

В Киргизии масштабы деятельности банка пока гораздо более скромные. ЕАБР открыл кредитную линию «Айыл банку» в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса, а также финансирует поставки сырья, комплектующих и компонентов для проектов Российско-Кыргызстанского фонда развития, созданного специально для развития киргизской экономики и ее адаптации к условиям ЕАЭС.

 

В целом же ЕАБР инвестирует в те проекты, в реализации которых заинтересованы сами страны ЕАЭС, и заменить собой все интеграционные институты, безусловно, не способен. Отраслевая структура его инвестиций во многом отражает структуру экономики и инвестиционные потребности союзных государств. Но подумать над тем, чтобы направить инвестиции в такие отрасли и проекты, которые могут дать участникам Евразийского союза максимальный интеграционный эффект, стоит. Тем более что разговоры о необходимости выстраивания технологических производственных цепочек между странами ЕАЭС идут уже не первый год.

+1
    909