Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Экономика

Что ждёт экономику Центральной Азии в 2020 году?

Айдана ТоктаркызыОткрытая Азия
21 декабря 2019

Коллаж: © Русские в КазахстанеПод конец года принято подводить итоги. В Центральной Азии 2019 год стал годом политических изменений. Экономика, к сожалению, не запомнилась для жителей региона масштабными позитивными изменениями. Открытая Азия поговорила с финансовым консультантом Расулом Рысмамбетовым о том, чего ждать в 2020 году в экономике трех стран Центральной Азии. Эксперт сделал фокус на Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане ввиду проектов, которые он осуществляет в этих странах.

 

Казахстан

Превышение экспорта над импортом продолжится. Но только за счет сырьевого экспорта, а не за счет экспорта готовых продуктов. Удорожание импорта для Казахстана продолжится, в свете начавшегося политического транзита. Новый президент вынужден будет значительно обновить экономический блок правительства, чтобы выдвинуть новую программу развития. Исходя из логики реформ, новую программу осуществлять должны будут новые управленцы, что после смены правительства приведет к постепенной замене региональных акиматов. Данный прогноз основан на теории корпоративного управления, что новые стратегии должны выполнять новые люди.

 

Если не произойдет чуда, и нефть не вырастет до 70-80 долларов за баррель и выше – тенге будет постепенно ослабляться к твердым валютам [ред. – доллар США, евро]. Если Нацбанк продолжит нынешнее инфляционное таргетирование, а это единственный возможный варианты денежно-кредитной политики, кредитование экономики продолжит сокращаться. Даже запуск дорожной карты бизнеса 2020-2025 не поможет резко улучшить ситуацию. Будет некоторый рывок в кредитовании, если закроют ряд банков по итогам AQR (оценки качества активов), однако этого рывка хватит до осени.

 

С Казахстанским МСБ проблемы продолжатся. Налоговые нововведения, вероятно, заставят бизнес уйти в тень, на зарплаты в конвертах и скрытую занятость. Казахстан не сильно нуждается в прямых иностранных инвестициях на данном этапе, речь скорее идет о необходимости улучшить эффективность управления имеющимися. 

 

В целом экономика Казахстана имеет затухающий вид. Старая команда олигархов готовятся в откочевке и ремонтируют свои запасные аэродромы. Новых олигархов еще нет, госбюджет застыл.

 

Нужна новая экономическая программа, четкая и понятная гражданам. Если этого не произойдет – пессимизм будет психологически ужимать экономику.

 

Кыргызстан

В следующем году Кыргызстан продолжит свою бизнес модель: производство своих и реэкспорт китайских товаров на территорию ЕАЭС. Страна нуждается в обновлении инфраструктуры и основных средств. Поэтому я не исключаю, что эти проекты – строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, ряд международных и междугородних трасс – запустятся уже в следующем году.

 

МСБ в Кыргызстане очень развит и является важным для экономики и занятости. Поэтому продукты питания, готовые текстильные продукты и туризм останутся важными, стабильными компонентами экономики. В экспорте Кыргызстана преобладает золото и его производные (40-42% от всего экспорта).

Вероятнее всего, в следующем году Кыргызстан будет работать над особыми условиями для себя в рамках ЕАЭС, потому что пока членство КР – немного мешает для полноценного привлечения инвестиций из-за пределов ЕАЭС.

 

При этом курс валюты (сома), думаю, может ослабнуть на незначительный уровень. Потому что кыргызский бизнес задыхается без ликвидности. В идеале сом должен немного ослабнуть, чтобы МСБ мог получить чуть больше ликвидности.

 

Узбекистан

При всех позитивных новостях из Узбекистана – в 2020 вряд ли произойдет чудо, и страна резко пойдет вверх.

 

Новый президент пришел в разваливающуюся экономику, и сейчас до сих пор идет процесс ее налаживания и поиска скрытых рисков. Узбекистан чрезвычайно сильно нуждается в обновлении инфраструктуры и приеме быстрых и эффективных социальных программ. Кроме того, страна пока привлекает меньше прямых иностранных инвестиций, чем это нужно для экономического роста.

 

Поэтому пока приватизация идет адресно, российскими и узбекскими олигархами. Президент чуть ли не с каждым инвестором встречается, чтобы понять ценность той или иной сделки.

 

У Узбекистана явно отрицательный торговый баланс, это означает, что люди начали активно тратить деньги. У республики есть скрытый резерв – это очень большой объем накоплений на руках людей из заграничных узбекских диаспор, вне банковской системы. Поэтому Узбекистан достаточно быстро может запустить экономику, если сможет убедить своих собственных инвесторов, что даст больше экономической свободы.

 

МСБ в Узбекистане всегда был активным, особенно сегмент микро-бизнеса. Сейчас, с доступом к кредитным ресурсам, можно сделать осторожный прогноз, что бизнес в Узбекистане расцветет и будет активно осваивать рынки Казахстана, России и Китая.

 

С таким отрицательным торговым балансом, к сожалению, узбекский сум ждет определенное ослабление. Однако регулятор понимает, что нельзя давать местной валюте падать слишком сильно. 

+2
    1 449