Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

Как Минсельхоз Киргизии планирует спасать продовольственную безопасность

Ирина БольботРитм Евразии
10 декабря 2020
В Киргизии стремительно дорожают продукты питания, в особенности мясо, которое для многих жителей уже стало чуть и не деликатесом. За последний год говядина в республике стала дороже почти на 80 сомов, баранина – на 110 сомов. Остальные продукты также растут в цене, причем намного быстрее, чем в других странах ЕАЭС. Только за первые четыре месяца уходящего года этот показатель превысил 10%.

Запрет на вывоз буренок


В министерстве экономики заявили, что рост цен на мясо связан с закупкой местного скота предпринимателями из Узбекистана и Таджикистана по завышенной цене. Спрос на сельскохозяйственных животных возник с введением ограничительных защитных мер Казахстана на вывоз мяса в живом весе. Сказался и рост курса доллара.

При этом, по официальным данным, за 10 месяцев текущего года производство скота и птицы в республике выросло на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Для стабилизации потребительских цен 18 ноября министерство сельского хозяйства приняло решение на полгода запретить экспорт скота и некоторых продуктов питания. В запретном списке числятся такие позиции, как лошади, крупный рогатый скот, овцы и козы, птица, ячмень, кукуруза, рис, пшеничная мука, растительное масло, сахар, яйца, йодированная соль, а также корма (сено, солома, крупы).

Министр сельского хозяйства Тилек Токтогазиев прокомментировал инициативу возглавляемого им ведомства так: «Одной из главных причин запрета экспорта скота является резкое сокращение маточного поголовья. Если не вводить запрет, то мы будем иметь проблемы с мясом как в этом году, так и в следующих, так как не от кого будет получать приплод. Сохранение маточного поголовья – стратегически важная задача для развития животноводческой отрасли. Мы намерены повысить производство мяса и молока за счет селекционного улучшения стада методом искусственного осеменения. Для этого мы планируем дать второе дыхание Республиканской племенной станции по искусственному осеменению сельхозживотных «Элита» при министерстве».

Идея главы Минсельхоза вызвала негодование среди животноводов. Фермеры возмущены тем, что власти страны вмешиваются в рыночные отношения, такие меры, по их мнению, могут привезти к банкротству. Мера, к слову, пока никак не сказалась на внутренней ценовой политике, мясо продолжает дорожать. А эксперты предостерегают, что подобный запрет может способствовать росту контрабанды.

Слабая жизнеспособность отрасли? Виноват «совок»


Киргизия, несмотря на статус аграрной страны, обеспечивает себя лишь тремя видами жизненно важных продуктов питания из девяти: молоко и молочная продукция, картофель, овощи и бахчевые. Остальные шесть видов – импорт. Обеспеченность состояния внутреннего продовольственного рынка страны с учетом импорта составляет: хлебопродуктами – 101,5%, картофелем – 105,8%, молоком и молочными продуктами – 133,2%, мясом – 61,6%, овощными и бахчевыми культурами – 92,9%, ягодами – 27,1%, яйцами домашних птиц – 78,8%, сахаром – 86,8 %. И это притом, что основная часть населения республики проживает в сельской местности и занимается фермерством. В общем объеме внутреннего валового продукта страны доля сельского хозяйства составляет значительную часть – почти четверть.
За годы независимости в сельскохозяйственную отрасль КР было направлено ассигнований в размере 900 млн долларов. Несмотря на такие огромные денежные вливания, большинство проблем сферы остаются нерешенными.

Новый министр сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации – 29-летний Тилек Токтогазиев (до выборов в парламент КР и событий 5-6 октября мало кому известный молодой человек, который занимался выращиваем огурцов. – Авт.) в первый же день своего пребывания на министерском посту заявил, что «большинство проблем в отрасли не решены, так как в ведомстве до сих пор пахнет Советским Союзом».

Судя по всему, новоиспеченный чиновник забыл, что именно в советской Киргизии было высокомеханизированное сельскохозяйственное производство, насчитывалось 236 колхозов и 109 совхозов. А животноводство было ведущей валовой и товарной отраслью. Ведение животноводства на научной основе позволило достичь высокого уровня продуктивности скота. В республике имелось 16 племенных заводов, 15 племенных совхозов, 166 колхозных, совхозных племенных ферм, республиканских, межрайонных, районных госплемстанций и государственных заводских конюшен. По поголовью овец и производству шерсти Киргизии тогда занимала 3-е место в Союзе, уступая лишь РСФСР и Казахстану.

Министру Токтогазиеву мешает… Советский Союз

Прогрессивные «мечты» реформатора и опять – реэкспорт


По мнению Т. Токтогазиева, отрасли срочно нужны кардинальные перемены. Теперь ведомство будет работать по трем основным направлениям: консолидация фермерских хозяйств, цифровизация отрасли и развитие перерабатывающей промышленности.

«Фермерам, производителям и поставщикам из Киргизстана необходимо объединиться и создать объединение для конкурентоспособности на мировом рынке. Данное объединение имеет приоритетное направление в силу того, что многие наши фермеры в одиночку не смогут реализовать свой потенциал на глобальном рынке… На сегодняшний день мы также вводим электронный документооборот в министерстве для представления точной и оперативной информации фермерам. Также ведутся работы по созданию информационной системы для предоставления сельхозуслуг гражданам», – рассказал министр.

Кроме того, в Минсельхозе в очередной раз делают ставку на развитие рыбного хозяйства, выращивание лекарственных трав и экспорт ягод. При этом о развитии других составляющих отрасли, поддерживающих продовольственную безопасность страны, министр не сказал ни слова. Главная его цель – увеличить финансирование сельского хозяйства.

«Мы привыкли принимать наше сельское хозяйство как слабый, дотационный сектор. Относимся с жалостью. Это не должно быть так. Фермеры должны у нас быть богатыми, успешными. Мы должны развивать и улучшать сектор, и тогда жизнь в регионах тоже наладится, у нас установится социальное равенство», – отметил Токтогазиев.

«Киргизстан находится на транзитном пути, исторически он назывался Великим шелковым путем. Это дает хорошую возможность для развития нашего экспорта. Помните, в свое время «Дордой» стал хабом, откуда китайский товар уходил на рынки СНГ? Киргизстан может стать страной, где собирается скот из стран СНГ, откармливается, получает статус «халал» и потом мясо экспортируется в арабские страны», – рисует министр заманчивые планы.

Еще одним новшеством стало соглашение о сотрудничестве Минсельхоза и Киргизской фондовой биржи, которое подписано 3 декабря. Целью соглашения стала поддержка отечественных фермеров и предоставление возможности выхода их продукции на мировые рынки, уточнили в главном аграрном ведомстве КР.

«Благодаря данному соглашению мы надеемся, что сможем показать выгодные инструменты, удобства и преимущества работы товарно-сырьевой биржи, которая предназначена для формирования организованного товарного рынка и повышения эффективности внутреннего и внешнего товарооборота республики. Современные требования рынка и возможности цифровых технологий позволяют нам предлагать новые инструменты для реализации производимой продукции в нашей стране», – считает президент биржи Медет Назаралиев.

В рамках соглашения, подчеркивают в министерстве, предусмотрено создание списка биржевых товаров, оказание содействия отечественным производителям по выходу на товарные рынки государств-членов ЕАЭС, а также определение перспективных направлений.

Спасать нужно здесь и сейчас


Экономист Энвер Уларов уверен, что правительству как можно быстрее необходимо реально менять курс развития экономики с целью выравнивания торгового баланса. Постоянно растущий импорт является губительным для неё. Рост цен на продукты питания эксперт связывает с тем, что власти не уделяли должного внимания сельскому хозяйству республики.

«Все эти годы они занимались исключительно политическими играми и надеялись на то, что экономика устоит на дальнейшем реэкспорте чужих товаров и деньгах наших трудовых мигрантов. Но ничего вечного не бывает. Пандемия лишь ускорила этот неминуемый процесс. Сейчас под угрозой не только экономика страны, но и ее продовольственная безопасность. А это гораздо опаснее. Но почему-то правительство страны об этом даже не задумывается», – подытожил экономический аналитик.
0
    3 531