Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Экономика

Невод, полный проблем. О рыбном хозяйстве Казахстана

Сергей СмирновРитм Евразии
21 июня 2021
Блестяще провалив стартовавшую в 2011 году программу «Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота Республики Казахстан» (ожидалось, что в 2020 году поголовье крупного рогатого скота вырастет на 61% и экспорт высококачественного мяса достигнет 180 тыс. тонн, а по факту едва превысил 6 тыс. тонн), агрочиновники активно взялись за развитие рыбного хозяйства. И это понятно. Сегодня в сетях розничной торговли качественную казахстанскую рыбу практически невозможно найти. В лучшем случае это рыба с Балхаша или Алакольсих озер, в худшем с какого-нибудь Сорбулака (озеро-отстойник вблизи Алма-Аты).

В КазССР работали мощные рыбзаводы и рыбокомбинаты, научно-исследовательские институты и селекционные станции, колхозные и совхозные озерно-прудовые хозяйства, которые обеспечивали население рыбой. К концу 80-х годов улов рыбы на внутренних водоемах республики составлял 85-95 тыс. тонн, из них около половины приходилось на Урало-Каспийский бассейн. Рыба продавалась в любом гастрономе и была дешевле мяса.

Но пришли иные времена: на месте процветавших рыбных колхозов образовались мелкие артели, и общий объем добычи в республике снизился в разы. Если в советском Казахстане рыбное хозяйство было одной из развитых и доходных отраслей, то к 2003 году оно пришло в полный упадок, и республика оказалась в ситуации, когда население вынуждено покупать импортную рыбу. При этом ее потребление (около 4 кг на человека в год), по данным статистики, оказалось не только ниже других стран (в Японии и Норвегии потребляется 90 кг рыбной продукции, в Европе – 40 кг), но и меньше, чем (12 кг) в СССР. Лишь тогда руководство республики озаботилось проблемами отрасли.

Разрабатывается и принимается ряд документов: Программа развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2004-2006 годы, Концепция развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2007-2015 годы, Государственная программа развития рыбного хозяйства РК до 2020 года, Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы. Однако ни одна из них целевых показателей не достигла.
 
В частности, в Концепции указывалось, что «для удовлетворения потребности населения в рыбе и рыбной продукции, необходимо довести объем вылова выращивания товарной рыбы и импорта рыбы до 272 тыс. тонн в год». Увы, из-за недостаточности мер господдержки, неэффективного использования выделенных средств проблемы в рыбной отрасли только усугубились.

К 2020 году ресурсы республики позволяли вылавливать лишь 35-40 тыс. тонн рыбы (по официальной статистике). Основные промысловые регионы – Атырауская (13,1 тыс. тонн, 29,2% от всего промысла), Восточно-Казахстанская (8,2 тыс. тонн, 18,3%), Кызылординская (7,4 тыс. тонн, 16,4%), Алматинская (6,6 тыс. тонн, 14,6%), Мангистауская (2,3 тыс. тонн, 5,2%) и Туркестанская (2 тыс. тонн, 4,5%) области.
 
По состоянию на 2020 год самообеспеченность внутреннего рыбного рынка страны не превышала 60%. Тем не менее свыше 80% официального вылова рыбы экспортируется. Казахстанская рыбная продукция вывозится в Германию, Грузию, Канаду, Литву, Польшу, Россию, Румынию, Таджикистан, Узбекистан, Украину, Чехию. По итогам 2019 года ее экспорт составил 26,9 тыс. тонн на 52,8 млн долларов (в 2016 году 23,7 тыс. тонн на 50,2 млн долларов). И это понятно. Когда есть спрос на мировых рынках, о потребностях собственного населения власти, как правило, забывают.
 
К примеру, если в советское время на Зеленом базаре Алма-Аты стояли большие резервуары, в которых плескалась живая рыба, то сегодня в нескольких прилавках-холодильниках лежит преимущественно импортная морская рыба с высокими ценами и скудным выбором. Абсурдная ситуация: рыбы на внутреннем рынке не хватает, но ее продают за рубеж и снова там ее покупают. В результате перекупщики богатеют, а рыба становится населению недоступной.

В текущем году в Казахстане началась реализация государственной программы развития рыбной отрасли до 2030 года. В рамках программы производство рыбной продукции за 10 лет планируется увеличить с 9 тыс. до 270 тыс. тонн, (в 30 раз!), создать селекционно-генетические центры для 4 рыбоводных зон. 545 новых рыбоводных хозяйств, а 323 действующие вывести на проектную мощность. Экспорт рыбной продукции довести с 30 до 136 тыс. тонн в год, импорт снизить с 45 тыс. до 25 тыс. тонн в год.

 Бюджет развития определен в 541,3 млрд тенге, но основную сумму в 345 млрд тенге должны составить частные инвестиции. В новой программе планируется возмещение 25% расходов при инвестиционных вложениях на приобретение техники и оборудования для рыбоводных хозяйств и 30% стоимости затрат на корма для рыб (карповые, осетровые, лососевые). По словам министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума Мирзагалиева, в стране имеется 15 рыбопитомников, которые на 12% обеспечивают молодью карповых видов рыб и на 66% молодью осетровых, потребность в рыбопосадочном материале составляет 2,5 млрд штук.

 Возникает вопрос, почему, провалив реализацию предыдущих программ, республиканские и региональные власти вдруг бросят все силы на выполнение очередной? Неужели катализатором в «рыбном прорыве» станет осознание восстановленным (на этот раз при министерстве экологии, геологии и природных ресурсов) комитетом рыбного хозяйства перспективности ведения этого вида деятельности?

 Мировой спрос на рыбу действительно растет, но он растет на рыбу, выловленную в естественных водоемах. Однако госпрограмма ориентирована на развитие в основном искусственного (фермерского) выращивания рыбы, с помощью которого намерены компенсировать истощение запасов рыбы в естественных водоемах. Между тем уверенности в том, что эта продукция будет востребована за рубежом, нет. Такой продукции там в избытке, и она дешевле казахстанской.

 Острой проблемой является нехватка кормов, современного оборудования, кадров. Последний дефицит казахстанские вузы восполнить не в состоянии в силу слабой подготовки специалистов-рыбоводов, определяемой невысокой квалификацией преподавательского состава. В программе не предусмотрены и меры борьбы с браконьерством, а ведь, по данным экологов, в настоящее время незаконный вылов рыбы, более чем втрое превышая официальные цифры, оценивается в 170-200 тыс. тонн.

 Проигнорирована и возможная нехватка воды в южных регионах республики. Туркестанская (лидер по искусственному выращиванию рыбы с 69% от общего объема) и Кзылординская области уже визуально наблюдают резкое обмеление второй по величине водной артерии Центральной Азии Сырдарьи.

 Получит ли в таких условиях отрасль те объемы частных инвестиций, на которые рассчитывают чиновники? Смогут ли они вытащить невод, набитый проблемами рыбной отрасли, и разобраться с ними? Как показывает практика реализации предыдущих подобных программ, вряд ли намеченное громадье планов (при высоких коммерческих рисках) не окажется очередным «распилом» бюджетных средств и очередным «кирпичом» в азартно создаваемых чиновниками бумажных «Нью-Васюках».
+1
    3 937