Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Экономика

Демографический рост в Казахстане: благо или риски?

Сауле ИсабаеваQMonitor
25 января 2022
Результаты переписи-2021 подтвердили устойчивый рост численности населения Казахстана, причём, главным образом, за счет высокой рождаемости. А значит, в обозримой перспективе данная тенденция, скорее всего, сохранится. По всем экономическим законам она считается позитивной для такого государства, как наше. Однако складывается стойкое ощущение, что темпы развития отечественной экономики не успевают за демографическими изменениями. В чем причины такого разрыва? Чем он чреват? И какие меры нужно предпринять, чтобы эти два важных процесса шли в ногу, а не диссонировали друг с другом? Поразмышлять на эту тему мы предложили научному руководителю AERC, профессору экономики Жаксыбеку Кулекееву. 

Без людей далеко не уедешь


– Жаксыбек Абдрахметович, почему все так ратуют за рост населения? Так ли это необходимо на данном этапе развития Казахстана? Ведь есть страны с гораздо меньшим количеством людей, но при этом с высоким уровнем жизни. Не логичнее ли сначала поднять экономику, а уж потом улучшать демографию?

– Люди – основа всего, без них нет государства. С одной стороны, они выступают производителями благ, а с другой - потребителями произведенных товаров. Следовательно, чем многочисленнее, производительнее и богаче население той или иной страны, тем большим потенциалом экономического роста она обладает и тем успешнее развивается. Все-таки движущей силой развития экономики любого государства является платежеспособный спрос его населения.

Это ярко видно на примере КНР, экономика которой, начиная с конца 1970-х годов, развивается устойчиво высокими темпами. Главными ее рычагами выступают как раз таки громадные людские (трудовые) ресурсы и высокий уровень внутреннего потребления. Причем для роста этого внутреннего потребления китайские власти в последние годы применяли, казалось бы, вполне простые стимулы и мотивации. К примеру, субсидировали отечественным производителям до половины стоимости той же электроники и бытовой техники при условии, что они будут реализовывать их жителям сельской местности вдвое дешевле. Эти и другие меры порождали огромный спрос на внутреннюю продукцию, подстегивали технический прогресс и ускоряли экономический рост.

О достижениях Китая можно говорить часами, но я хотел бы остановиться на таком драйвере его экономики, как транспортная инфраструктура. Любопытно, что больше всего средств (сотни миллиардов долларов) идут именно на высокоскоростные поезда, и в условиях полуторамиллиардного населения это более чем оправдано. Сколько бы таких поездов ни запускали, их все равно мало, поскольку спрос на железнодорожные пассажирские перевозки растет высокими темпами по мере улучшения условий жизни населения. Я часто бываю в КНР, путешествую между городами и не перестаю удивляться огромному потоку пассажиров и поездов, которые курсируют между крупными городами чуть ли не каждые 10 минут. Считаю, это и есть одно из прямых доказательств важности демографических показателей в развитии инфраструктуры экономики.

В Казахстане мы вряд ли когда-нибудь такое увидим. Оно и понятно: у нас огромная территория и при этом очень мало людей – на каждый квадратный километр всего семь человек. Помню, одно время в стране обсуждали идею запустить высокоскоростной поезд между Нур-Султаном и Алматы, который сократил бы время в пути до 4 часов. Была даже подсчитана предварительная стоимость проекта, но при всех его плюсах перевесили минусы в виде нерентабельности, и от идеи пришлось отказаться. Возможно, пока выгоднее закупать на эти деньги дополнительные самолеты.

Я неслучайно привел такое сравнение. Все-таки транспортная инфраструктура – одна из важных, я бы даже сказал, базовых составляющих экономики. Увы, ограниченность людских ресурсов в Казахстане серьезно сдерживает ее развитие. Например, если бы в городах Нур-Султан и Алматы насчитывалось по 3 миллиона человек, то, конечно, такие проекты получили бы массу преимуществ, что подтверждает, еще раз повторюсь, высокую степень влияния численности населения на инфраструктуру экономики.

– Какой-то замкнутый круг получается: по причине малонаселенности страны слабо развивается транспортная инфраструктура, что в свою очередь сдерживает развитие экономики… 

– Нельзя сказать, что государство не развивает транспортную отрасль – в последние годы оно достаточно активно строит современные автомобильные дороги, которые в последующем отдаются в управление специальным компаниям для эксплуатации на платной основе. Лично я поддерживаю такой подход, поскольку он позволяет не отвлекать ресурсы государства на их содержание, а вкладывать в строительство новых трасс. Посмотрите, например, в каком хорошем состоянии сейчас находятся автодороги между Нур-Султаном и Кокшетау. Надеюсь, в скором времени мы сумеем связать столицу такими же современными магистралями со всеми регионами страны благодаря реализации политики платных дорог. Без этого, сами знаете, они быстро приходят в негодность, что негативно влияет на безопасность движения, увеличивает время и финансовые затраты на доставку грузов и, как следствие, не самым лучшим образом сказывается на конечной цене товара. Что касается стоимости проезда по платным трассам, то она населению вполне по карману.

Впрочем, какой бы развитой ни была автодорожная инфраструктура Казахстана, без нормально функционирующей железнодорожной сети нам все равно не обойтись, если учесть обширную территорию страны и структуру нашей экономики. К сожалению, нынешнее состояние инфраструктуры железнодорожной отрасли оставляет желать лучшего. 

Хочешь изменить экономику – начни с себя


– И все-таки, зачем нам такой прирост, если количество не переходит в качество? То есть можно ли считать демографическую политику успешной, если она не способствует повышению продуктивности (производительности) населения?

– ООН не зря призывает все государства хотя бы раз в десять лет проводить перепись населения – это нужно для понимания особенностей демографических процессов в странах мира. Как правило, устойчивое развитие экономики тесно связано с динамикой общей численности населения, величиной демографической нагрузки и уровнем благосостояния граждан, а также зависит от качества и количества трудовых ресурсов, обеспечивающих потребности ее роста. И то обстоятельство, что в Казахстане сохраняется высокая рождаемость, но демографическая нагрузка невысокая, не может не радовать экономистов, поскольку это свидетельствует о наличии высокого потенциала экономического роста в будущем. Например, если бы у нас сейчас было не 19, а хотя бы 30-40 миллионов человек, то возможности для расширения той же транспортной инфраструктуры страны и обеспечения высоких темпов развития экономики могли быть совершенно иными.

В то же время, согласно статистическим данным международных организаций, Казахстан по уровню производительности труда отстает от развитых стран в несколько раз, что снижает эффективность использования наших трудовых ресурсов. На это влияет множество факторов, в том числе низкий уровень фондовооруженности труда во многих отраслях экономики, ухудшение навыков и квалификации работников, рост неформальной занятости и прочее. Отсюда и низкие зарплаты, которые, наряду с высокой инфляцией, служат причиной того, что у граждан снижаются возможности в плане потребления произведенных товаров и услуг. Доля потребления домашних хозяйств в Казахстане остается на уровне 55 процентов от ВВП, тогда как в развитых странах она составляет около 65-70 процентов. Это в свою очередь приводит к ограничению темпов развития экономики.

– Не приведет ли демографический рост в обозримом будущем к еще большему обострению социально-экономических проблем в стране? Каким должен быть выход из ситуации?

– На фоне роста рождаемости в последние годы стремительно усиливаются патерналистские настроения в обществе, поскольку многие граждане продолжают больше требовать от государства материальной поддержки и опеки. Хотя понятно, что оно может помогать лишь малообеспеченным и уязвимым слоям населения в меру возможностей госбюджета.

Да, государственный бюджет должен выполнять функцию социального выравнивания положения различных групп населения, но в условиях очень низкой налоговой нагрузки справляться с данной задачей достаточно сложно. К примеру, если в европейских странах она составляет 40-45 процентов к ВВП, то у нас – всего около 20 процентов. Но даже при этом отдельные субъекты бизнеса уклоняются от уплаты налогов, что говорит о снижении их социальной ответственности перед обществом. Все это может привести к обострению социальной обстановки в будущем. Поэтому дальнейшее устойчивое развитие страны должно быть тесно связано с изменением отношения наиболее активных слоев общества к социальной, экономической и экологической ситуации в Казахстане.

Опасная урбанизация


- А какое влияние здесь оказывает урбанизация? 

- В последние годы многие люди в поисках лучшей жизни для себя и своих детей стали уезжать из сёл в города, где сегодня практически не создается новых качественных рабочих мест. Возможно, это и естественный процесс, но проблема заключается в том, что многие из сельчан не приспособлены к городской жизни, не имеют необходимой квалификации для трудоустройства, сталкиваются с жилищными проблемами. Тем самым создаются очаги серьёзной социальной напряженности в городах, увеличивается количество безработных, растёт преступность и т.д. В силу этого естественный процесс урбанизации приобретает опасные для общества черты.

Нужно принимать экстренные меры по удержанию людей в селах, в том числе путем улучшения их инфраструктуры, строительства современных дорог, которые бы соединили сельские населенные пункты с городами, обеспечения доступа к скоростному интернету. А также создать необходимые условия для повышения эффективности аграрного производства, добиться справедливого распределения земель сельскохозяйственного назначения и других ресурсов. Государство, конечно, многое делает в этом направлении, особенно в плане строительства школ и больниц, газификации и водоснабжения, но далеко не теми темпами, как хотелось бы.

Замечу еще, что наши граждане не особо ценят землю - видимо, это наша национальная черта. Возможно, такое отношение связано с тем, что у казахов все еще силен кочевой менталитет – нам легче сорваться с обжитых мест и уехать в неизвестность, нежели пытаться улучшить то, что имеем. К примеру, я часто бываю в Турции, где люблю наблюдать за жизнью сельских жителей. Большинство из них, как правило, работает на полях, в том числе женщины, при этом почти у всех добротные дома с условиями не хуже городских. Мы тоже должны стремиться к тому, чтобы создавать в аулах благоприятную среду, чтобы люди не хотели никуда уезжать, твердо стояли на ногах, были заинтересованы работать на земле, которая должна стать для них кормилицей, а главное – ценностью. Надеюсь, уже следующее поколение придет к этому.

– Чем еще опасен исход граждан из аулов в города?

– Основной прирост населения приходится на долю южных регионов страны – Южно-Казахстанскую, Жамбылскую, Алматинскую области и Алматы, что связано в том числе с природно-климатическими условиями. По нашим расчетам, к 2050 году там будут проживать около половины всех казахстанцев. Также высокими темпами растет численность населения Атырауской и Мангистауской областей ввиду интенсивного развития нефтегазовой отрасли. Данная тенденция чревата обострением ситуации на рынках труда в названных регионах, поскольку уже сегодня они являются трудоизбыточными. 

При этом в приграничных с Россией областях – Восточно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Павлодарской – сохранится тенденция к сокращению численности населения. В будущем она может привести к обезлюживанию сельской местности и деградации целых районов. Последствия этих процессов могут быть самыми печальными, в том числе для национальной безопасности.

Сложившаяся ситуация требует разработки адекватной миграционной политики. Пока в нашей стране не было проведено ни одного серьезного исследования, посвященного выявлению особенностей внутрирегиональной, межрегиональной миграции. Да, в последние годы в Казахстане ведется определенная работа по улучшению общей демографической ситуации, но этого недостаточно для преодоления существующих диспропорций в территориальном размещении населения. В частности, негативная демографическая тенденция, сложившаяся в приграничных с Россией регионах, обуславливает необходимость разработки правительством дополнительных программных мер по недопущению дальнейшего сокращения численности населения как путем стимулирования рождаемости, снижения смертности, повышения продолжительности жизни, так и посредством проведения эффективной миграционной политики – и внутренней, и внешней.
-4
    6 133