Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Экономика

Запад вряд ли такое ожидал: санкции США и ЕС против России укрепят ЕАЭС

Наталья КрекРитм Евразии
29 марта 2022
Коллаж: © Русские в КазахстанеСегодняшняя ситуация в мире как апогей нараставшего в течение нескольких десятилетий противостояния между геополитическими гигантами проверяет на прочность не только сами центры силы, но и создает серьезные колебания в сферах их традиционного влияния, подвергая тем самым испытанию и устойчивость международных объединений.

В таком положении оказался сегодня и Евразийский экономический союз, который ЕС и США воспринимают как воскрешение своего самого страшного «кошмара» – Советского Союза. Именно поэтому развал ЕАЭС стал одной из ключевых задач коллективного Запада в его противостоянии с Россией, которое за последний месяц приобрело беспрецедентные масштабы. Информационные войны, где главным оружием стали не просто фейки, распространяемые в соцсетях, а циничная ложь, озвучиваемая с высоких трибун, не завуалированные угрозы, а также многочисленные экономические и неэкономические санкции, нацеленные против РФ и, как следствие, против ее партнеров, – это то, с чем сегодня приходится сталкиваться участникам евразийской интеграции.

Однако антироссийская истерия – как ни парадоксально – создает новые возможности для его участников. К такому выводу пришли участники онлайн-конференции: «Реалии и перспективы ЕАЭС в новых геоэкономических и геополитических условиях», организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» (Киргизия).

* * *


Как отметил директор Центра политолог Игорь Шестаков, нынешнее председательствование Киргизии в ЕАЭС проходит в неординарных условиях – непрекращающегося и усиливающегося давления Вашингтона и европейских столиц на Москву, которое, естественно, отражается и на ее союзниках. Однако евразийской пятерке не привыкать взаимодействовать в условиях кризиса и санкций. 

«Создание ЕАЭС и начало его функционирования фактически совпало с первыми антироссийскими санкциями, которые Запад выдвинул в связи с ситуацией в Крыму. В 2020 году, когда из-за пандемии остановилась практически вся мировая экономика, евразийская интеграция не просто продолжалась, но и показала рост экономических показателей в определенных сферах. Сегодняшние санкции США и их европейских партнеров против России являются беспрецедентными. В то же время это хороший стимул начать наращивать производство собственной продукции», - подчеркнул эксперт.

По его словам, как только один производитель освобождает нишу, ее тут же занимает другой. В качестве примера он привел Узбекистан, который, воспользовавшись антироссийскими санкциями в 2014 году, уже в 2021 году довел объем торгового оборота со странами ЕАЭС почти до 13 млрд долларов. Перспективной считает эксперт и китайскую инициативу «Один  пояс – один путь».

«Сегодняшняя ситуация подталкивает нас ускорить сопряжение ЕАЭС с проектом Китая. Напомню, что еще в 2013 году лидер КНР Си Цзиньпин призывал применять на пространстве Евразии новые модели сотрудничества и предложил пять необходимых для этого мер: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, либерализация торговли, свободное передвижение капитала и укрепление взаимопонимания между народами. Мощный экономический потенциал есть и у ШОС, которая объединяет половину населения планеты», - отметил И. Шестаков.

Кроме того, он считает необходимым отказаться от доллара и начать во взаиморасчетах использовать рубль: «Это позитивно скажется на экономиках стран евразийского объединения».

Похожее мнение выразил министр ЕЭК по вопросам транспорта, инфраструктуры и энергетики Темирбек Асанбеков. Однако он считает необходимым расширять возможности использования не только рубля, но и национальных валют стран ЕАЭС.

«Параллельно с рублем, волатильность которого обусловлена внешними санкциями, падают и национальные валюты стран Евразийского союза, т. к. наши экономики тесно связаны друг с другом. Поэтому нам пора отказаться от привязки наших валют к доллару или евро и переходить на прямые котировки. Кроме того, сейчас мы должны вообще уходить от использования доллара в качестве расчетной единицы, пора начинать вести взаиморасчеты в национальных валютах, иначе мы просто остановим торговлю», - подчеркнул Т. Асанбеков.

По его словам, нынешний кризис открывает массу возможностей и даже создает определенные преимущества, учитывая, что особую актуальность в этих условиях приобретают вопросы импортозамещения, в том числе в отраслях, определяющих научно-технический прогресс. «Сегодня, как никогда, актуален вопрос промышленной кооперации между нашими странами, поэтому правительства должны включить макроэкономические регуляторы, чтобы, используя имеющиеся у союза ресурсы и научный потенциал, оперативно отвечать на вызовы», - сказал министр.  

По его словам, сегодня Киргизия наравне с остальными союзниками имеет благоприятные условия, чтобы эффективно встроить свою экономику в цепочку логистических потоков. «Учитывая соседство с огромным рынком Китая и наличие логистических каналов, включающих маршрутные линии, которые остались от Советского Союза, мы можем организовывать торгово-логистические хабы, привлекая огромные грузопотоки», - резюмировал Т. Асанбеков.

Экс-директор Института центральноазиатского регионального экономического сотрудничества д. э. н. Кубат Умурзаков также обозначил возможности, которыми в условиях антироссийских санкций может воспользоваться Киргизия, прежде всего, ориентируясь на особенность российской экономики, которая состоит в экспорте ресурсов и импорте значительной части потребляемой в стране продукции.

«Сейчас объемы импорта сократятся или, что более вероятно, пойдут через другие каналы. И мы должны это использовать. Например, взять на себя часть реэкспорта для России. Кроме того, совместно с российскими компаниями мы можем создавать производства, которые смогут покрыть возникшие в связи с ограничением импорта потребности российского рынка. Третий вариант – создавать в Киргизии совместные российско-киргизские предприятия по производству востребованной на внешних рынках экспортной продукции и, выпуская их под киргизской маркой, обходить эмбарго, введенное в отношении российских экспортеров», - пояснил К. Умурзаков.

Вместе с тем одним из вероятных для российской экономики сценариев он считает ее рост в ближайшие 2-3 года: «Например, некоторые эксперты полагают, что в 2022 году российская экономика упадет на 5-10%. Возможно, в этом году и будет падение темпов в связи с тем, что экономика будет перестраиваться, но когда будет создана единая управляющая система, которая позволит полноценно и эффективно использовать внутренние резервы, произойдет резкий рост».

Аналогичные прогнозы дает член Совета по делам национальностей РФ профессор, доктор политических наук Владимир Волох. По его словам, на данный момент российская экономика не показывает серьезных провалов, но не исключено, что сложности могут возникнуть в следующие полгода, но они будут краткосрочными.   

«Все сложности, которые есть и которые, возможно, еще возникнут, мы в рамках евразийского объединения сообща сможем преодолеть. Я уверен, что бизнес и политики найдут необходимые решения. У нас неисчерпаемые ресурсы, прежде всего человеческие. А это значит, будут находиться и новые возможности как для открытия новых производств, так и для осуществления новых поставок. Будет новая система логистики и взаиморасчетов, и инновации придут», - отметил эксперт, выразив при этом убежденность, что от антироссийских санкций пострадают в первую очередь те, кто их вводит. 

Между тем определенное влияние западных санкционных мер против России на себе уже ощутили страны ЦА, где возникли серьезные колебания курсов национальных валют, спровоцировавшие рост цен как на продукты питания, так и на другие виды товаров. 
«Сегодня мы имеем волатильность тенге как следствие падения рубля. Мы имеем резкое повышение цен практически на все группы товаров, - рассказала профессор Института дипломатии Академии госуправления при президенте Республики Казахстан Таисия Мармонтова. – Но прогнозы о прямом влиянии санкций на макроэкономические показатели делать пока рано, поскольку эффект от них мы почувствуем как минимум через 90 дней. Но мы осознаем, что последствия будут достаточно тяжелыми как для РФ, так и для всех стран ЕАЭС. После ситуации в Крыму в 2014 году наши экономисты вывели закономерность, что 2% падения ВВП в России автоматически дают 1% падения ВВП в Казахстане».

Вместе с тем в нынешнем кризисе эксперт видит открывающееся для Казахстана окно возможностей, но только, если Россия реально повернется на восток. «У нас 7,5 тыс. км общей границы с Россией, что, с одной стороны, для нашей страны открывает хорошие перспективы, как минимум с точки зрения предоставления российской стороне торгово-логистических хабов, которые позволят ей избежать континентальной блокады и выйти на восточные рынки. Но, с другой стороны, с начала пандемии мы имеем 7,5 тыс. км закрытой сухопутной границы, т. е. лишены возможности нормального передвижения. И если мы планируем сообща решать возникающие вследствие санкций проблемы, начать нужно с устранения этих внутренних препятствий», - подчеркнула Т. Мармонтова.     
 
С киргизской стороны эту мысль поддержал общественный советник первого зампредседателя Кабмина КР, эксперт по вопросам интеграции Кубат Рахимов. Он считает, что страны ЕАЭС должны прекратить свои мелкие торговые войны, отказавшись от защиты интересов отдельных корпоративных групп, чтобы сконцентрироваться на тех вопросах, которые в нынешних условиях дадут скорейший положительный результат. При этом К. Рахимов уверен в необходимости срочной координации действий в рамках ЕАЭС, для чего предлагает провести внеочередное заседание Высшего экономического совета.

«Сейчас в рамках нашего объединения нет полного понимания логики дальнейшего развития событий. Нам сложно понять, как действовать в условиях, когда против России действует почти 6 тыс. санкций. Москва должна успокоить, дать гарантии и обозначить свое видение перспектив. С учетом нынешней ситуации мы должны определиться, где наши потенциальные ниши и каковы риски. Нужно прояснить, каковы наши отношения с Китаем, договориться, каким образом между Киргизией и Казахстаном будут перераспределяться товарные потоки из КНР», - подчеркнул эксперт. 

Говоря о мерах по минимизации влияния нынешней ситуации на киргизскую экономику, которые сейчас разрабатываются антикризисным комитетом КР, К. Рахимов предположил, что они будут направлены на стабилизацию цен и поиск новых возможностей для поддержания уровня реально располагаемых доходов населения. А также на получение выгоды от антироссийских санкций. «Киргизия может предложить себя, например, в качестве логистического и финансового хаба, а также с точки зрения туризма». 

Стоит отметить, что влияние антироссийских санкций ощущают не только страны евразийского объединения. С их последствиями – волатильностью национальной валюты и ростом цен –  сегодня столкнулся и Узбекистан, который пока не является членом ЕАЭС, но имеет тесные экономические связи с РФ. Об этом рассказал директор центра исследовательских инициатив Ma'no (Узбекистан) Бахтиер Эргашев.

«По итогам 2021 года Россия стала главным внешнеторговым партнером нашей республики. И если пока имеет место только косвенное влияние антироссийских санкций на узбекскую экономику, а долгосрочных негативных последствий не прослеживается, то в случае затягивания конфликта между РФ и Украиной и усиления санкционного давления они станут более ощутимыми», - отметил эксперт.  

Вместе с тем он подчеркнул, что сегодняшние события не повлияют на принятое Узбекистаном решение по плавному и эволюционному вхождению в ЕАЭС. «Они не будут стимулировать и ускорять этот процесс, но в то же время не станут поводом, чтобы страна прекратила свое движение в сторону евразийской интеграции», – уверен Б. Эргашев. 

По его словам, Узбекистан не намерен упускать возможности, открывающиеся во время кризиса. «Если антироссийские санкции будут продолжаться, то это откроет перед республикой новые перспективы для наращивания экспорта на российский рынок сельскохозяйственной и текстильной, а также готовой кожевенно-обувной продукции, т. к. уход определенных иностранных компаний из России приведет к появлению новых ниш, куда узбекские производители смогут более уверенно заходить», – отметил эксперт.   

Не менее перспективными направлениями он считает туризм и авиаперевозки. Транспортные проблемы России, например, могут послужить возможностью для наращивания присутствия в РФ узбекских авиакомпаний. «Они могут взять на себя значительную часть авиасообщения между нашими странами. Кроме того, Узбекистан может стать своего рода пассажирским авиахабом, который россияне смогут использовать, чтобы вылетать в другие страны мира. Ну и, конечно, мы ожидаем серьезного притока российских туристов, учитывая, что многие привычные ранее направления для них будут закрыты», – добавил Б. Эргашев.

Стоит отметить, что оказавшиеся в жестких условиях кризиса и давления западных санкций российские предприниматели, в свою очередь, также ищут новые возможности. Например, IT-компании сейчас рассматривают варианты перемещения своего бизнеса на территорию Центральной Азии. Об этом рассказал директор Института по вопросам безопасности и сотрудничества в ЦА (Казахстан) Шавкат Сабиров.

«В последние дни мы постоянно общаемся с коллегами из России, которые планируют переместить свой бизнес в ЦА. По их просьбе мы провели анализ, какая из стран региона наиболее привлекательна в плане инфраструктуры, налогообложения, возможностей осуществления валютных операций как в твердой валюте, так и в рублях. Так вот анализ по параметру Doing Business показал, что лучшие условия для бизнеса сегодня в Киргизии. Поэтому 8 из 10 российских компаний выразили желание работать именно с КР. Я и сам подумываю перевести туда пару своих компаний», - сказал эксперт. 

Говоря о влиянии санкций, применяемых Западом против России, он отметил, что сегодня они затрагивают уже не одну только экономику, но и другие сферы. В этой связи он прогнозирует, что в ближайшее время в системе глобальных цифровых коммуникаций произойдут серьезные перемены.  

«С 2017 года мы говорим о необходимости создавать свою технологическую инфраструктуру, в частности по корневым серверам. Эту инициативу выдвинул Китай, Россия и Индия ее поддержали. Казахстан включен в проект по умолчанию, Киргизия – автоматически, поскольку 99,9% трафика он получает через нашу страну. Поскольку из-за санкций мы сейчас теряем средства коммуникации, я думаю, не за горами и выход в публичное пространство наших аналогов соцсетей», - поделился информацией Ш. Сабиров. 

По его прогнозам, претерпит изменения и валютная сфера – доллар уступит свои позиции юаню. «Я думаю, если мы привяжем свою валюту к юаню и будем его использовать как валюту взаимных расчетов, ситуация на нашем валютном рынке будет более стабильной, потому что китайская валюта менее зависима от мировой конъюнктуры», - добавил эксперт. 

В свою очередь, системный аналитик, юрист и экономист Бактыбек Саипбаев отметил, что наступает конец эпохи Бреттон-Вудских соглашений, которые обеспечивали доллару позицию мировой валюты. «Страны мира инвестировали в доллар, потому что верили в мощь американской экономики. Но сейчас из-за огромных долгов она трещит по швам, и очень вероятно, что в обозримом будущем США вообще распадутся. Сегодняшний конфликт между Россией и Украиной в глобальном плане показывает, что начинается деление мира на отдельные валютные зоны», - сказал эксперт.

По его мнению, украинские события – это последняя битва Вашингтона за сохранение своего геополитического влияния, по окончании которой Штаты, вероятнее всего, перестанут играть роль мирового гегемона, а доллар станет просто бумажкой.
+2
    11 183