Сегодня

448,89    477,93    62,02    4,76
Экономика

Доступ к питьевой воде в Казахстане: миссия невыполнима

CABAR.AsiaCABAR.Asia
22 июля 2022
К 2025 году власти Казахстана планируют обеспечить 100 процентов населения качественной питьевой водой. Но эти планы эксперты ставят под сомнение. На сегодняшний день 1543 села не имеют доступа к качественной питьевой воде. В ряде сел водопроводы устарели, некоторые из них были построены 50 лет назад.

По итогам 2021 года, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, доступ к услугам водоснабжения составил 96% по стране и 93% – в селах.

Айгуль Серикова. Фото: CABAR.asia

«Сколько я себя помню, всегда была проблема с водой. Вот так набираем из колодца или труб. Воду дают в день на несколько часов, нужно успеть набрать. Иногда бывает, что моемся и стираем одной водой. Зимой очень тяжело, потому что вода замерзает, спасаемся как можем. В бутылках воду покупать не хватает денег и у нас большая семья. А из-за того, что каждый день таскаю воду, появились боли в спине», –  рассказывает  жительница Узункольского района Костанайской области Айгуль Серикова. 

Наталья Солнцева. Фото: CABAR.asia

Аналогичная ситуация и в селе Коксай Алматинской области. Наталья Солнцева приехала сюда в гости к бабушке, которая провела домой воду, взяв кредит в банке.

«Около 150 тысяч тенге (312 долларов США) понадобилось, чтобы провести воду. Плюс мы покупали кран и счетчики. Очень обидно, что пенсионеры сами вынуждены проводить себе воду. До этого приходилось привозить воду на тележке из колодца или просить соседских детей. Казалось бы, на дворе двадцать первый век, но все делаем сами», – сетует Солнцева.

Фото: CABAR.asia

Но даже  в тех селах, где провели воду, ее качество не всегда соответствует нормам.

«Село Кыргауылды находится возле Алматы, но вопрос питьевой воды до сих пор не решен. Более 200 семей, проживающих в нашем регионе, должны были обеспечить водой из скважины, приобретенной в собственность индивидуальным предпринимателем. Для этого каждая семья собрала по 450 тысяч тенге (936 долларов США) и заключила договор. Сейчас нет вырытой скважины, берем воду из родника», – рассказывает жительница села Дильдар Мамырбаева. 

На правительственном часе 17 июня спикер нижней палаты парламента Ерлан Кошанов признал, что больше полумиллиона казахстанцев не имеют доступа к чистой питьевой воде. Хотя за последние 30 лет несколько раз разрабатывались программы для обеспечения населения питьевой водой.

Первая программа под названием «Питьевые воды» появилась в 1998 году. Она была рассчитана на 2002-2010 годы. Цель – 7231 населенный пункт, 174 поселка и 86 городов и малых городов должны были получить нормальные системы водоснабжения, а уровень водобоспеченности должен был возрасти до 80%. Было потрачено 2 млрд долларов.

Программа «Ак булак» на 2011-2020 годы.  I-й этап – 2011-2015 годы,  II-ой этап – 2016-2020 годы. Было выделено из бюджета – 951 490,3 млн тенге (около 2 млрд долларов США). Цель программы – обеспечение доступа к централизованному водоснабжению в сельской местности на 80%, в малых городах – на 100 %.

Программа «Нурлы жер» рассчитана на 2020-2025 годы. Было выделено 111,5 млрд тенге (232 млн долларов США). Цель программы к 2025 году обеспечить 100%-й доступ населения к услугам водоснабжения в городах и селах. К 2025 году – снизить износ сетей тепло, водоснабжения и водоотведения до 47%.

По данным министра индустрии и инфраструктурного развития Каирбека Ускенбаева, наименьший уровень охвата питьевой водой сельского населения отмечается в Костанайской (64,7%), Восточно-Казахстанской (81,4%), Северо-Казахстанской (82,1%) и Жамбылской (82,2%) областях. Эти цифры он озвучил на круглом столе по вопросу обеспечения водой.

Власти говорят, что одной из причин дефицита питьевой воды является небрежное отношение к воде. В свою очередь, это привело к высокому потреблению при низкой отпускной цене. Однако глава ТОО «Таза-Су» Максат Темирланов считает, что главные причины дефицита питьевой воды –  изношенная инфраструктура, отсутствие инноваций при строительстве систем водоснабжения и коррупция.

«Никто не знает точно, сколько и куда ушли деньги, которые выделили на водоснабжение казахстанцев. […] Некоторых ответственных чиновников посадили, депутаты несколько раз этот вопрос поднимали в парламенте. Но проблема до сих пор актуальна. Все хорошо на бумаге, в отчетах, но на самом деле ситуация совсем другая», – отмечает он. 

Парламентарии отмечают также недостаток кадров в этой сфере. По данным депутата Мажилиса Едила Жанбыршина, в 1990-е годы в отрасли трудилось 38 тыс. специалистов, а сегодня их количество уменьшилось в 7 раз. Из 11 525 специалистов, подготовленных в рамках программы «Болашак», только 25 относятся к водной отрасли, из них 9 работают в данной сфере. 

Эколог Арайлым Сапар считает, что Казахстан должен снизить водную зависимость от соседей и выработать системный подход к решению проблемы дефицита воды. 

«Для этого планируют построить девять крупных водохранилищ. Но нужен единый регулятор, который осуществлял бы планирование. В нормы Водного кодекса внесены изменения 72 раза. Еще одна проблема – в стране часто меняют министров, из-за этого ни одна программа не была выполнена. В этом вопросе нужен комплексный подход», – говорит Сапар.

Cогласно прогнозам экспертов, к 2040 году в Казахстане вырастет потребность воды ещё на 46% и дефицит может составить до 12 кубических км в год. Вместе с этим депутаты парламента ставят под сомнение реалистичность планов в рамках программы «Нурлы жер». Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева считает маловероятным, что к 2025 году в Казахстане смогут на 100% обеспечить доступ населения к чистой питьевой воде. 

«На 2022 год запланированное будет выполнено. Однако далее возникают проблемы. Министерство финансов превысило лимиты финансирования и по этой причине начало реализации отдельных проектов пришлось перенести на 2024-2025 годы, из-за чего в следующем году удастся обеспечить водой только 91 поселок из 120 запланированных. По причине несвоевременного выделения средств, работы начинаются только осенью, в связи с чем подрядчики не успевают выполнения всех работ до наступления холодов», – говорит Смышляева.
0
    6 025