Сегодня

444,32    473,33    61,31    4,76
Экономика

Крайние меры: какой эффект окажет запрет на вывоз угля из Казахстана

Закон.кзЗакон.кз
23 мая 2023
С 26 мая вводится запрет на вывоз угля из Казахстана. Министерство индустрии и инфраструктурного развития утвердило приказ "О некоторых вопросах регулирования вывоза угля и лигнита". Почему вводят такие меры, помогут ли они решить существующие проблемы?
                               
Так, согласно документу, начиная с 26 мая на полгода запретят вывозить из Казахстана автомобильным транспортом уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля; уголь каменный, пылевидный или непылевидный, но не агломерированный, лигнит или бурый уголь, кроме гагата. Кроме того, Комитет индустриального развития МИИР РК должен информировать Евразийскую экономическую комиссию о введении ограничения на вывоз угля.  

Стоит отметить, что профильное ведомство – МИИР – выпустило приказ об ограничении вывоза из страны угля автомобильным транспортом еще в 2022 году. Тогда, как и сейчас, это было обусловлено обнаружением фактов вывоза твердого топлива, предназначенного для населения, коммунальных и социальных объектов, из приграничных регионов Казахстана в соседние страны для перепродажи. Такое решение выработали совместно с угольными разрезами и акиматами регионов, чтобы предотвратить нехватку угля в период активного спроса со стороны населения и коммунально-бытового сектора.

Кроме того, проект приказа на запрет на вывоз с территории Казахстана угля и лигнита автомобильным транспортом уже был опубликован на портале "Открытые НПА" и находился в публичном обсуждении до 14 марта 2023 года. 

Запретительные меры продлили для исключения ажиотажа по обеспечению углем населения и коммунально-бытового сектора, а также для обеспечения энергетической безопасности страны в период отопительного сезона. 

Экономист Алмас Чукин выступает против запретов, потому что, по его мнению, это разрушает рынок и репутацию казахских угольщиков. 

"Для рынка важны долгосрочные контракты и потребители, которые есть по всему миру, а с такими запретами они просто перестанут покупать у Казахстана уголь, сказав, что у вас непредсказуемые действия. Например, в последний момент заключенный контракт может сорваться, потому что правительство ввело какой-то запрет. Поэтому я думаю, что не было необходимости применять такие меры и нужно подходить к этому вопросу разумнее".Экономист Алмас Чукин

По словам экономиста, единственное объяснение действиям властей – это то, что таким способом они за счет угольщиков в какой-то мере упрощают свою жизнь. 

"Понятно, что сейчас начинается подготовительный сезон к зиме, и наши потребители, в том числе розничные, и большие объекты вроде ТЭЦ начинают закупать уголь на будущий сезон. Угля в нашей стране достаточно и, более того, мы входим в 10-ку стран по его добыче, можно было обойтись без запретов, а в случае его нехватки всегда можно докупить у России, потому что там сейчас проблемы со сбытом угля из-за санкций, и их уголь никуда не принимают вообще. А вместо этого мы устраиваем запреты и наносим двойной ущерб и угольщикам, и всему остальному. Вместо того, чтобы развивать экспорт угля, с которым сейчас все не так просто".Экономист Алмас Чукин

Алмас Чукин также отметил, что такой запрет на шесть месяцев – это своего рода искусственная мера, которая дает всем возможность закупить уголь к зимнему периоду. Он считает, что чем принимать такие меры, государству, наоборот, нужно развивать эту отрасль, тогда в стране будет экспорт налажен и будет достаточное количество сырья.

"Сейчас таким образом мы практически губим экспорт. Тут очень понятная цепочка. Если вы даете возможность нормально работать производству, они могут выгодно экспортировать сырье. Зарабатывая на экспорте, они смогут вкладывать средства в развитие собственного предприятия – покупать технику, улучшать производство, в конце концов, платить заработные платы и таким образом, в будущем этого угля будет и больше, и лучше. Думая только о сегодняшнем дне и потребителе, по сути, мы обрубаем угольщикам вести нормальную экспортную деятельность. Тем самым получается, что сегодняшние проблемы решаются, а завтрашняя ситуация ухудшается".Экономист Алмас Чукин

В свою очередь еще один экономист, Арман Бейсенбаев, считает, что в стране периодически все запрещают, а сути дела это особо не меняет.

"Конечно, какие-то экспортные обязательства, которые на сегодняшний день имеются, чтобы поставить определенный объем, обычно под запрет не попадают. То есть контрактные обязательства выполняются. Но за пределами этих договоренностей вывезти уголь ты уже не можешь, как и взять на себя новые обязательства".Экономист Алмас Чукин

Насколько это эффективно как временная административная мера? То есть на очень коротком промежутке времени, три месяца или полгода, это может сработать и достаточно неплохо. Такие меры вводят, чтобы исключить шок-предложения или шок-спрос, так как ранее продукция уходила за границу. Теперь она остается внутри страны и может способствовать удовлетворению имеющегося спроса, потому что предложение резко выросло, и на какое-то время это всегда срабатывает. Для того, чтобы сгладить резкие колебания и скачки, связанные с дисбалансом спроса и предложения, возникающие из-зато того, что ресурсы уходят за границу, а внутри страны наблюдается существенный недостаток. Отсюда возникает дисбаланс спроса и предложения, отметил эксперт. 

По словам Армана Бейсембаева, в долгосрочной перспективе такие меры, как правило, не работают. Ведь постоянный, сохраняющийся запрет со временем просто теряет свою силу и актуальность, а потом и вовсе нивелируется.

"В любом случае, мы открытая экономика, коррупцию никто не отменял, и любые товары, попавшие под запрет, с течением времени все равно находят обходные пути и уходят, куда планировалось".Экономист Арман Бейсембаев

Экономист пояснил, что производителю угля просто невыгодно поставлять свою продукцию на внутренний рынок, потому что есть арбитражная цена. Это значит, производителям выгоднее работать с другими странами, потому что там цена выше, а значит, и прибыли будет больше.

"Цены на внутреннем рынке, как правило, ниже, а это тоже зависит от государства, которое задавливает эти цены, не позволяя им выровняться вместе с мировыми. В итоге производитель просто не хочет работать на внутренний рынок, потому что там он работает себе в убыток, а чиновникам на это все равно".Экономист Арман Бейсембаев

Между тем запретительные меры также периодически касались и вывоза муки, пшеницы, сахара и бензина. Стоит отметить, что во второй половине 2021 года цены на продукты питания начали довольно ощутимо расти. Тогда власти ввели запрет на повышение цен. В 2022 году после январских событий этот запрет был продлен на неопределенное время без конкретных дат. Однако, несмотря на такие запреты со стороны государства, цены на продукты все равно продолжали расти. Возникает логичный вопрос: насколько эффективны такие меры и не получится ли такая же ситуация с запретом на вывоз угля?
0
    5 827