Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Экономика

Почему русским плохо живется в Казахстане?.. Результаты опроса Gallup

Георгий НеяскинSlon.ru
7 марта 2012

С каждым годом русскому населению все меньше нравится жить в Казахстане. К такому выводу можно прийти, изучив данные опроса Gallup, который замерил субъективный уровень личного благосостояния населения нескольких стран Центральной Азии.

 

Почему русским плохо живется в Казахстане?

 

Респондентам предлагалось оценить свое текущее положение по 10-балльной шкале. Те, кто оценивал на величину 4 и ниже, относились социологами к группе «страдающих» или наименее удовлетворенных своим положением. Между 4 и 7 пролегает зона «испытывающих трудности», и, наконец, от 7 баллов и выше оценивают свое положение «процветающие» граждане.

 

Из данных опроса следует, что в период 2009–2011 годов, когда казахстанская экономика росла темпами 7,3–7,5%, доля «страдающего» и «испытывающего трудности» населения постепенно увеличивалась – причем, за счет русского этноса (это четверть населения страны). В 2011 «страдали» уже 18% русских респондентов против 13% годом ранее. У других национальностей все наоборот.

 

Безработица здесь ни при чем: среди казахов и русских ее уровень примерно одинаков, отмечает Gallup. Кроме того, 56% русских респондентов причислили районы своего проживания к благоприятным для этнических меньшинств. Пытаясь выяснить причины этого социологического феномена, Slon обратился к руководителю отдела Средней и Центральной Азии Института стран СНГ Андрею Грозину:

 

«Общее повышение количества недовольных [своим положением] фиксируется стабильно на всем постсоветском пространстве в государствах с долго несменяемой властью. Посмотрите на то, что происходит в России. Уверен, те же самые тенденции мы могли бы увидеть и в Таджикистане, и в Узбекистане, если бы там проводилась какая-то репрезентативная выборка и проводились исследования, которым можно было бы в реальности доверять [эти страны есть в опросе Gallup и «процветающих» граждан там меньше, чем в Казахстане; в Таджикистане, например, лишь 4%].

 

Казахстан среди постсоветских центральноазиатских республик был и остается пока самым успешным с точки зрения благосостояния населения, ситуации в экономике, включенности в мировую экономику. Из-за последнего обстоятельства мировой кризис и ударил по нему сильнее всех.

 

Сейчас в Казахстане наблюдается рост протестных настроений – вот эти два прошедших митинга в Алма-Ате. Первые за многие годы несанкционированные митинги, на которых собралось, по разным оценкам, от 1000 до 2000 человек. Оппозиция рассчитывает продолжать в том же духе и выводить больше людей. Все это указывает на то, что социологические тренды влияют на политику государства.

 

Почему недовольство особенно сильно среди русского населения? На то есть несколько причин.

 

Значительная часть экономически активного славянского населения занята в малом и среднем бизнесе, а также в производственной сфере. Сильнее всего первая волна кризиса прокатилась как раз по этим двум сферам экономики. Что касается казахов, то значительная их часть занята в аграрном секторе – по моим оценкам, около трети всего этноса. В городе среди казахов больше чиновников, больше сотрудников силовых структур – то есть больше бюджетников. А государство предприняло серьезные усилия – в лице и премьера, и всего кабинета министров – в период кризиса для сохранения обязательств государства перед бюджетной сферой.

 

Есть коррупционная составляющая – от нее, когда говоришь про Казахстан, никуда не деться. Денег стало меньше, ресурсов стало меньше, борьба за ресурсы стала жестче. Соответственно, кто подвергается наибольшей «дойке», из кого вытряхивают ресурсы? Из малого и среднего бизнеса – начиная от санэпидстанции и заканчивая участковым милиционером, финансовой полицией, налоговой полицией и так далее.

 

Вал официальных заявлений о том, что Казахстан из месяца в месяц, из года в год становится все более этнически однообразным, создает постоянное ощущение дискомфорта. Оно дополняется давлением по языковому принципу, сложностями с получением образования и дальнейшей карьерой на родном языке. Хотя это давление не настолько серьезное, как в середине 90-х, на которую пришелся пик миграции европейского населения из Центральной Азии. Тогда за три года выехало, по официальным данным, чуть более 3,5 млн человек.

У европейского населения, в отличие от титульной нации, нет такого ощущения, что это их государство. У русских все-таки есть «запасной аэродром» в виде Российской Федерации, то же самое касается всех остальных этнических групп за исключением уйгуров. Так что у казахов этот оптимизм во многом вынужденный. Власти везде стараются подчеркнуть, что казахи, наконец, получили государство и, какое бы оно ни было, это государство казахов. Создать единую нацию казахстанцев в республике пока не удается. Этносы живут по своим национальным этническим «квартирам» и строят свое будущее, пытаются моделировать свое будущее и будущее своих детей, исходя из этих «сегрегированных моментов».

+1
    862