Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Экономика

Степь да степь кругом… «Географический» взгляд на историю Казахстана

Нуртай МустафеевДиалог.кз
18 августа 2012

Географические тупики развития Казахстана: заметки путешественника

  

Политики, политологи и все прочие день изо дня твердят о выгодном положении нашей страны, как транзитном пространстве между растущими уже два десятилетия экономиками Китая, ЮВА и Западной Европой. Главная пиар-идея, она же идея фикс властей – строительство автотрассы «Западный Китай – Западная Европа», вдоль которой все начнет развиваться. Бред! И вот почему.

Автор прекрасно знает природу, ландшафты, природно-климатические условия Казахстана. С 1983 по 1991 годы все полевые сезоны (с апреля по сентябрь) буквально все области, районы, закоулки типа ущелий, заимок и т.д. побывав там в составе экспедиций Института истории и этнологии им.Ч.Валиханова АН КазССР. Мощную машину вездеход тогда нам выдало САВО (Средне-Азиатский военный округ). В ней – палатки, провизия и оборудование. За семь лет мы изъездили и исследовали (точнее, не новое, специальное исследование, а сверка, фиксация и описание) почти всю территорию Казахстана, за исключением двух нынешних областей – Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской.

Не геология, а география!
 

В недрах Казахстана вся таблица Менделеева. Потому, мол, мы все будем жить, относительно допустим соседей кыргызов, узбеков и прочих припеваючи.


Что значит географический фактор в истории человечества? – До эпохи индустриального развития – всё! Культура – есть освоение природы. Самое емкое определение культуры – механизм адаптации человека, группы к природной и социальной среде (Э.С.Маркарян). Именно географический, а не геологический фактор определял и до сих пор определяет развитие Казахстана. И это, при наших сверх усилиях облагораживания, окультуривания территорий, создания оазисов, ткани транспортной (она же и социальная) инфраструктуры – задача минимум лет на сто. В крайнем случае – навечно.


В ура-патриотических и явно мифологических эссе дилетантов и даже учебниках для школ и вузов утверждается – казахский этнос начал складываться, формироваться еще с гуннских времен (II в. до н.э.) и даже, чуть ли не со времен скифо-сакской эпохи (VI до н.э.). Утверждается, что лишь героическими усилиями наших предков удалось отстоять независимость, государственность от врагов, нападавших со всех сторон. Наши писатели даже пишут романы об известной из античных источников некоей царевне Томирис, которая ровным счетом ни территориально, ни культурно и прочее, не имеет отношения к современных, и даже, четырехсот летней давности казахам периода образования Казахского ханства Джанибека и Керея в 1470 (?) году.


Казахстан обладает сегодня огромной территорией: клише – территория пяти Франций, как крупнейшей европейской державы. В числе рекордов – самая большая по продолжительности сухопутная граница в мире (с Россией, но об этом отдельно, ниже). А действительно, почему у нас такая огромная территория? Действительно ли мы, казахи, имели пограничную службу, извечно отстаивали наши рубежи?


С момента образования Казахского ханства во главе с Джанибеком и Кереем в конце XV века никто на нас не нападал. Точнее, никто не зарился на наши земли. Почему? – Просто потому, что никто из соседей, соседних государств не мог выжить в этих суровейших природно- климатических условиях! Никто, кроме казаха-кочевника и не мог выжить в этих условиях.


А как же излюбленное у публицистов джунгарское нашествие XVII-XVIII веков? – Да, никак! Да! Джунгары были такие же как мы – неприхотливые кочевники, соседи, но только монголо-язычные (хотя – одна алтайская языковая семья и все более-менее друг друга понимали). Они были как мы, номадамит. Кроме джунгар, наши очень бедные пастбища были никому не нужны. Наступая, они едва не уничтожили нас всех поголовно: о колоссальных потерях казахов см. «Актабан шубрынды» в изложении Мухаметжана Тынышпаева и в народных сказаниях.


В какой-то момент забеспокоилась набирающая обороты Россия – дали защиту в форме протектората. Относительно немногочисленные казачьи полки дали несколько упреждающих ударов по джунгарам, оберегли казахов Младшего и Среднего жузов в первой половине XIX века. Принявший в 1731 году протекторат России Абулхайр-хан вовсе не предатель, коллаборационист по нынешней терминологии нынешних казахских напцпатов, а политик сберегший народ. Казахский народ. Началось на западе, а Аблай хан (Средний жуз) продолжил. При Аблае, де-факто самом влиятельном среди трех жузов правителей, были заключены договора о двойном протекторате казахских земель от России и Китая. На самом деле, это прообраз нынешней много векторной политики, ее истоки.


А джунгар, вопреки фильмам «Кочевник», «Жаужурек мын бала» уничтожили не мы, казахи, а те же самые китайцы. Конкретно, всех под корень в одну военную кампанию уничтожили, точнее вырезали китайцы в 1755-1759 годах. Лишь один улус в десять тысяч кибиток (семей) зюнгаров, дербетов, хойтов с тяжёлыми боями убежал от китайцев и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство. Такова правда истории, без вымыслов и приукрашиваний!

 

Ни листочка, ни цветочка
 

Исторический экскурс совсем не лишний в плане не только ретроспективы и нынешних реалий, но и перспектив развития страны. Надо четко различать традиционный (до индустриальный), индустриальный и пост индустриальный периоды в развитии нашей страны. В эпоху традиционного общества, длившегося и в России и в Казахстане дольше, чем в Западной Европе, вплоть до середины XIX века, никто на территории казахов с нашей очень слабой государственностью и не посягал. Модернизация России началась с реформ 1961 года и все последующие несколько десятилетий набирала оборот. К началу XX века, точнее к началу Первой мировой войны Россия была наряду с США самой бурно развивающейся экономикой мира. Это статистически подтвержденный историками, экономистами факт.


Формально имперская Россия в 1822, 1824 и в 1860-1880-х годах пыталась включить в свою орбиту Казахстан, путем упразднения ханской, затем султанской власти и административно-территориальных реформ. Но Россия не могла элементарно освоить эти бескрайние степи, пространства. Вплоть до переписи 1897 года русские и другие национальности Российской империи, включая татар, узбеков, уйгуров, немцев и многих других групп, составляли менее 20% в Казахстане.


Кто были эти не казахи? Узбеки и их предки издревле жили на юго-западе современной территории Казахстана в Туркестане, Сайраме и двух-трех сопредельных с нынешним Узбекистаном районах. Кстати, точно такие же группы казахов издавна жили и живут в сопредельных районах соседних государств – России, Китая и Узбекистана. В аналитике термин – ирреденты.


Географические и общие энциклопедии констатируют – 70% территории огромной страны, 9-той в ранге стран мира с наибольшей территорией пустыни и полупустыни. Почти вся территория Казахстана – гладкая, летом выжженная солнцем, зимой убитая зимними вьюжными ветрами гладь. Нет гор. Нет рек.

Вода – главный источник жизни. Без воды, рек, речушек не может быть ни людей, ни зверей, ни растительности. Национал-патриоты много пишут о героической истории отражения иноземных орд, войск и т.д. на нашу землю. Им невдомек, что никто кроме джунгар, таких же как и мы неприхотливых кочевников, на нас шел с нашествиями. В этой нашей бескрайней степи без деревца, глоточка воды никто и дня не проживет!


Другое дело, индустриальный период. На самом деле российская экспансия в Казахстан началась лишь в конце XVIII и усилилась во второй половине XIX века. Тогда были основаны Гурьев (Атырау), Усть-Каменогорск, Семипалатинск (Семей), позже Верный (Алма-Ата) и т.д. В этой урбанизации была экономическая подоплека. Десяток лет назад мы отмечали 100-летие казахстанской нефти, начала бурения на месторождениях Доссор и т.д. В советское время возникают множество других городов в бескрайней казахской степи – Кентау, Караганда, Жезказган, Текели и т.д. Но, опять же это связано со сталинской форсированной индустриализацией, тотальными репрессиями, ссылками, депортацией целых народов.

 
Надо понимать, что никто в выжженную летом, и промерзлую ветрами зимой безводную степь не ехал по собственной воле. В основном, под автоматами и мат конвоиров и лаем собак. Это был КарЛАГ! Тем людям, создавшим наши промышленные бренды типа Кармета, Казахмыс (прежде «Джезказганцветмет») и большинство других городских поселений, городов, пгт, рабочих поселков, просто сёл, надо поклониться. И всё это строилось на костях. Буквально. Кстати, все равно ударной, наиболее многочисленной силой оставались в большинстве случаев казахи. Об этом красноречиво и достоверно отражено в книжке Мустафы Чокая в главе о строительстве Турксиба.


Но никак нельзя согласиться с нелепыми утверждениями казахских публицистов нацпатовского толка о покаянии России. Душили Казахстан не россияне, не русские, а тоталитарный политический режим. Сталинские коммунисты в лице конкретных исполнителей. Среди которых много казахских имен. Кто серьезно, глубоко изучал период сталинских репрессий в гос.(ЦГА РК, АП РК, ЦГА РФ, ЦГИА РФ) и ведомственных архивах (КНБ, МВД), беседовал с живущими ныне детьми деятелей сталинских времен давно утратили иллюзии. Одни, чьими именами названы улицы наших городов, университетов, площадей и скверов сажали других, чьи имена сегодня особо чтимы. И в основном это были мы, соплеменники.

И еще одно. Если совершали преступления, репрессии политический режим, верхушка в лице номенклатуры (интернационального, что доказано историками большевистского ЦК, НКВД), то причем здесь нынешние поколения?!!! Даже Сталин говорил: «сын за отца не ответчик». Надо же исходить из простых реалий! Надо же исходить, хотя бы из элементарного права. Возьмем крайний случай. Если ваш брат задавил на машине, или убил человека, то причем здесь вы?! В каждом народе есть свои сволочи, преступники, насильники и даже маньяки. Но, это не значит, что можно походя навешивать собак на весь этнос, в данном случае – русский. Глупо и нелепо. Главное, не сходится с правом, правовыми, базисными основами.


К чему весь это разговор о фобиях, страхах нацпатов о завоевания Казахстана Россией? Мы никому не нужны! В первую очередь России, как страны рек и озер, наиболее богатой водными ресурсами стране в мире. Страны лесов, рек, озер с лучшими в мире черноземами (зафиксировано в международном агентстве по сельскому хозяйству ООН). У России огромная своя головная боль – демографическая, депопуляция населения. Им свою, самую большую по территории в мире страну никак не освоить.

 

Марсианские хроники
 

В свое время объездил в экспедициях весь Казахстан. То ли молодость была, оптимизм, то ли люди в то время были больше людьми. Но, тогда в 1980-е годы некая общность все же была. Потому, в экспедиции, заблудившись в песках Кзылординской области, всегда верили, и всегда находили помощь. И это, без навигатора GPS!


В августе проехал по железной дороге на московском поезде до Уральска. До этого ездил на поезде до Усть-Камана. В прошлом году – пару раз до Астаны. В общем, дорожная карта Запад, Восток, Центр наглядна. Вот это наша страна! Страшная и ужасная…


Характерно для всех направлений. Возьмем рейс до Уральска. На всем пути, в течение двух суток – сплошная, бескрайняя, устрашающая степь. Джек Лондон в рассказе «Белое безмолвие» (The White Silence) писал о страшнейших, экстремальных условиях на Аляске, когда жизнь человека висит на волоске.


У нас, в Казахстане, может и покруче. У нас не белое безмолвие, а серое безмолвие. Вся степь – выжженная. Серая. Ни листочка, ни цветочка. Цвет земли – серый, иногда белый от солончаков. Редко, например, на отдельных участках Жамбылской, Актюбинской областей – красноватый. Это от скальных пород с фосфоритами, цветными металлами. Понятно, что на таких землях, не то что деревьям, но и даже клочкам травы не расти.


От Алматы на запад до Уральска не встретился на просторах ни один человек и ни одно цветущее поселение, за исключением известных городов Тараз, Шымкент, Туркестан, Кызылорда, Актогбе, Уральск. Ну и редкие станции в 20-30 домов.


По всей ж/д трассе – лунный пейзаж. Ни людей, ни зверей, ни рек, ни речушек. На станциях в городах в составы поездов залетают лихие полицейские и начинают усердствовать: то не так, это не этак, куда едешь, зачем, и прочую ерунду. Терроризм, однако!


Вдоль путей бескрайняя степь. Лишь кое-где, на отдельных, особо ветрено-буранных участках колышки-заборчики от снежных заносов. Ближе к городам, областным центрам – иногда появляются заградительные лесопосадки. Но, это, громко сказано. Редкие деревца в два ряда образуют небольшие островки хоть чего-то живого. Но и эти, близ областных городов редкие полосицы худосочных деревьев и кустарников оставляют страшное впечатление. Деревца все не выше 3-4 метров. И не удивительно, нет воды, с чего бы им расти и расцветать в верх и ширь. Многие деревца все изогнулись, конкретно в августе не имеют листвы, лишь голые ветки и это, похоже на страшный сон. Более стойкие породы – с белой листвой, как бы покрытые инеем. Так лучше отражаются беспощадные солнечные лучи. Про кустарники вообще лучше не говорить. От ветра все повалены на одну сторону – в сторону ж/д путей. Из-за нехватки воды все деревья не только маленькие, но и все как-то особо вывернуты, искорячены. Вкупе с абсолютно голыми, искривленными деревьями, разметанными от ветров кустарниками – впечатление устрашающее, как после ядерного взрыва. Лунный пейзаж. Марсианские хроники.


Тем не мене, даже эти лесопосадки свое дело делают. Нет ж/д катастроф от снежных заносов. И все-таки, сердце радуется, когда видишь эти деревца и кустарники – «И все таки, орешник зеленеет!».


Каков вывод? Все алармистские заявления публицистов, историков, политиков о зарубежной экспансии, в первую очередь демографической и политической – беспочвенны. Только казахи могли жить и выжить здесь несколько столетий. И позже, только казахстанцы, предки которых оказались здесь в самые страшные годы и ставшие нашенскими, адаптировались к сверх суровой нашей природе. Кроме нас, казахстанцев, никто здесь и три дня не проживет.


Властям надо все бросить на удержание наших русских, украинцев, немцев и всех других наших соотечественников. Наших казахстанцев! Мы все граждане одной страны – Казахстана, мы народ Казахстана! Необходимо развивать транспортную инфраструктуру, сеть ж/д, авто дорог, межрегиональные авиалинии. У нас практически нет водных ресурсов. Сыр-Дарья, Или, Иртыш и несколько других наших буквально драгоценных рек, по сути, не наши по истоками. Надо создавать оазисы. Надо это решать на межгосударственном уровне. Вода – для нас вопрос жизни или смерти. Для этого надо быть решительными, иногда может быть придется пойти на принуждение к водно-экономическому миру. В случае с реками, особенно по Иртышу, переговоры с КНР по трансграничным рекам желательно вести выступая рука об руку с Россией.

0
    3 671