Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Экономика

Кто есть ху… Процесс над «бешеными пуссями» упрочил доверие общества к власти и церкви.

Виталий РыжовКМ.ру
20 августа 2012

Реакция на процесс «пусек» в рядах оппозиции очень помогла Кремлю

 

Скандал вокруг дела Pussy Riot позволил расколоть протестное движение на два лагеря - «за» и «против»

 

Обвинительный приговор участницам Pussy Riot, вынесенный Хамовническим судом, не станет тем стимулом, который выведет на улицы массы оппозиционно настроенных граждан. Напротив, утверждают некоторые источники, все произошедшее сыграло только на руку Кремлю.

 

Как заявил «Ведомостям» анонимный источник, близкий к Администрации Президента, приговор девушкам был следствием непрофессиональных действий правоохранительных органов. Участниц движения полгода содержали под стражей; соответственно, оправдательный приговор нанес бы весомый урон репутации Следственного комитета.

 

Если бы девушек оправдали и освободили в зале суда, получилось бы, что в СИЗО они содержались совершенно зря. По мнению политолога Дмитрия Орешкина и проректора Российского экономического университета Сергея Маркова, в этом случае властям пришлось бы объяснять, почему активисток Pussy Riot в течение шести месяцев держали под стражей как опасных преступниц.

 

Однако и угрозы о семилетнем заключении, которые неоднократно озвучивались в начале процесса, также не были претворены в жизнь. Два года, оглашенные судьей, – минимальный возможный срок по инкриминируемой участницам движения статье. Кроме того, Владимир Путин недавно заявил, что надеется на «нестрогое наказание» для участниц акции.

 

Немаловажным оказалось и то, что дело, по мнению экспертов, было раздуто самими властями до вселенских масштабов. Таким образом, получи девушки условные сроки или оправдательный приговор, «десятки миллионов людей почувствовали бы себя оскорбленными».

 

Тем не менее, несмотря на небольшие тактические промахи, власти смогли извлечь для себя из ситуации вокруг процесса довольно большую выгоду. Прежде всего, заявил неназванный источник издания, скандал вокруг дела Pussy Riot позволит расколоть протестное движение на два лагеря – «за» и «против». Особое внимание уделяется тому, что за рамки протестного движения будут выведены националисты, традиционно собирающие довольно большие массы людей на свои акции. Декларируемая рядом лидеров националистических и патриотических движений приверженность православным ценностям не позволит им высказываться пусть против Кремля, но за Pussy Riot.

 

Тем не менее оппозиция полагает, что приговор девушкам подстегнет новую волну массовых протестов и выведет на улицы тех, кто оставался в стороне во времена митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова. Эксперты, впрочем, не торопятся соглашаться с такими прогнозами.

 

По мнению заместителя генерального директора Левада-центра Алексея Гражданкина, довольно неоднозначный поступок Pussy Riot явно не поспособствует объединению оппозиционных сил в России. По его словам, в протестное движение не смогли вдохнуть новые силы даже непосредственно связанные с ним аресты по делу о массовых беспорядках 6 мая.

 

Выходка, которую большинство людей расценивают как направленную против православной церкви, напротив, только разделит оппозиционеров на два лагеря.

Людей объединяет лишь то, что касается их непосредственно, продолжает Алексей Гражданкин, называя в числе таких факторов уровень жизни и перспективы на ближайшее будущее.

 

Действительно, в социальных сетях между вчерашними «товарищами по Болотной» ведутся ожесточенные пикировки по поводу дела Pussy Riot. Если раньше оппозиционно настроенные граждане пытались найти хоть какие-то точки соприкосновения с малосимпатичными им представителями тех или иных политических течений, то мириться с плевком в «самое святое» мало кто намерен. Идеология в этом случае уступила первенство религиозным чувствам. При этом в стане приветствовавших приговор участницам акции в храме Христа Спасителя достаточно и тех, кто еще недавно выходил на митинги с белой ленточкой на лацкане.

 

Нельзя не заметить, что совершенно забываются или игнорируются заявления о том, что акция носила исключительно политический, а не антирелигиозный характер. Чувства верующих, в т. ч. вчерашних участников митингов на Болотной, оскорблены, и какие-либо увещевания и разъяснения здесь уже неуместны.

 

Поэтому попытки оппозиции сделать девушек из Pussy Riot своеобразными «мученицами» российского протестного движения, поднять их на щит выглядят крайне недальновидными. Многие из тех, кто вчера выходил «против Путина», сегодня явно не готовы выходить на улицы «за Pussy Riot».

 

Идеологический раскол в протестном движении наметился не вчера и даже не месяц назад. Еще мартовская акция «За честные выборы» продемонстрировала разногласия, имеющиеся у всех участников оппозиционного движения: либералы бросали косые взгляды на левых, левые неодобрительно поглядывали на националистов, а националисты презрительно смотрели на либералов. В дальнейшем идеологическая трещина между разными частями протестного движения только росла, однако дело Pussy Riot стало тем самым клином, который власть смогла вбить в эту трещину, расколов движение на части. И не факт, что на две.

 

Как пишет The Times, девушки, очевидно, осознавали, что их действия сочтут кощунственными, однако вряд ли они понимали, что власть воспользуется этим удачным шансом заручиться поддержкой Церкви и миллионов верующих.

 

К слову: за всем информационным шумом вокруг девиц из Pussy Riot большинство граждан как-то упустили другой, пожалуй, более важный судебный процесс – о нападении на поселок Сагра. Пока оппозиция и пресса спорят о наказании за выходку в храме, адвокаты бандитов, попытавшихся напасть на село Сагра, стараются затянуть процесс, инициируя совершенно ненужные судебные процедуры.

 

Быть может, стоило бы сместить фокус общественного внимания в эту сторону? Но как перебить «пусси»? Скандал не поможет, здесь уже должно включиться гражданское, человеческое, совестливое чувство. Доля внимания к процессам о нападении на Сагру, о манифестации 6 мая показывает истинный процент гражданственности участников всех споров со всех сторон. Он поразительно низок. И это – уже приговор, который обжалованию не подлежит.

0
    3 221