Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Соотечественник

Из Балхаша в Иркутск… Как житель Казахстана сибиряком стал

Анна ВиговскаяРусский век
29 октября 2012

Встретиться с Вадимом Малиновским – в прошлом жителем Казахстана, а ныне иркутянином – оказалось чрезвычайно трудно. Ссылаясь на занятость, он несколько раз откладывал интервью.

 

– Запарка на работе, уж простите, – извинялся он по телефону. – Ночные смены, дежурства, да и вообще – суматоха, пора горячая…

 

Наконец  долгожданная беседа состоялась. Вадим рассказал, что о Программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа узнал случайно из газеты «Комсомольская правда» два года назад. Обсудили с семьей, решили участвовать.

 

В Казахстане соотечественнику, по его собственному признанию, жилось неплохо, просто захотелось переселиться поближе к родным.

 

– Так случилось, что из нашей некогда большой семьи в Казахстане остались только мама и брат, – объяснил он. – Отец, бабушки-дедушки – умерли. Двоюродные братья, сестры, тетушка – родная мамина сестра – все живут в Иркутске.

 

В начале 50-х годов прошлого века родители Вадима приехали работать в Среднюю Азию по комсомольской путевке, да так там и остались. В Казахстане родился он сам и его младший брат. Жили в небольшом городке Балхаше, неподалеку от одноименного озера.

 

После школы Вадим уехал учиться в строительно-дорожный институт в Усть-Каменогорск, потом вернулся к родителям. Работал на железной дороге.

 

– Квартира, машина, работа – все было, вроде бы жили нормально, но… Понимаете, Балхаш – городок небольшой, все как на ладони. В последнее время остро встал национальный вопрос. На работе начались кое-какие неурядицы, в быту тоже. В стране государственным языком признан казахский. Раньше их было два – еще и русский. Казахи среднего, как я, и старшего возраста знают оба языка, молодежь на русском языке практически не говорит. А мы, к стыду своему, казахского языка так и не выучили. Наши дети русские. Какая у них перспектива? Решили – пусть живут в своей стране среди своих людей. К тому же, в России, мне кажется, больше стабильности. Народ себя чувствует увереннее, нет проблем с работой.

 

Иркутская область семью Малиновских приятно поразила.

 

– Мы живем в XXI веке, но по сей день у людей, ни разу не бывавших в Сибири, сильны стереотипы, вплоть до того, что здесь медведи по улицам ходят. Мы приехали к родственникам во время отпуска, все посмотрели, изучили, убедились, что медведей нет, и стали паковать чемоданы, – смеется Вадим и тут же серьезно продолжает. – Очень понравился Иркутск. Большой, по сравнению с Балхашем, современный и вместе с тем очень уютный город. Много театров, музеев, скверов, стадионов, фонтанов. Есть куда сходить, на что посмотреть. Несмотря на то, что всюду идет строительство, растут современные здания, в центре города сохраняется удивительное по красоте старинное деревянное зодчество. Обрадовало большое количество школ и вузов: значит, детям будет где учиться и из чего выбирать! И климат здесь хороший. В Казахстане он более суровый: зимой минус 25 с ветром – как здесь минус 40! А природа здесь какая! Благодаря родне побывали на Байкале. Это нечто необыкновенное: вода настолько прозрачная, что видно дно озера на глубине около полукилометра! Недаром посмотреть на «священное море» съезжаются люди со всего света.

 

Еще во время ознакомительной поездки решился вопрос трудоустройства будущих переселенцев.

 

– Мы сходили с женой в управление Восточно-Сибирской железной дороги, узнали, нужны ли им специалисты. Жена, как и я, работник железнодорожного транспорта, экономист. В управлении пообещали нас трудоустроить сразу после переезда и обещание свое сдержали, – удовлетворенно констатирует Вадим.

 

По Государственной программе семья Малиновских прибыла в город нефтехимиков – Ангарск. Он в числе четырех территорий области предлагался для вселения соотечественников. Первое время жили у родственников в Иркутске, а в Ангарск, находящийся всего в 50 км от областного центра, ездили оформлять документы.

 

Через месяц получили причитающиеся по Программе «подъемные», сняли жилье. Спустя полгода оформили гражданство. Как рассказал Вадим, у них не возникло проблем не только с работой, но и с оформлением шестилетнего ребенка в детский сад. Несмотря на то, что очередь в дошкольные учреждения Иркутска огромная – более 20 тысяч детей, сын Федор тут же получил место в ведомственном детском саду.

 

– Все устроилось просто замечательно: квартира у нас рядом с работой в микрорайоне Ново-Ленино, – рассказывает соотечественник. – До детского сада – рукой подать. Федька с удовольствием ходит туда, нашел там себе кучу друзей. Мы с женой трудимся в депо станции Иркутск-Сортировочный. Я – мастером на железной дороге, Юля – в управлении. Единственное пока неудобство – съемное жилье. За аренду двухкомнатной квартиры ежемесячно платим 14 тысяч рублей. Конечно, при моей зарплате в 30 тысяч и почти такой же Юлиной это не очень существенно, но все же хочется иметь собственную квартиру. Подумываем об ипотеке. Здесь это не проблема. Дома строятся меньше, чем за год, и цены приемлемые.

 

Кстати о ценах. После переезда встал вопрос: где жить дешевле – в Балхаше или Иркутске?

 

– Конечно, в Казахстане продукты и одежда раз в пять дешевле, но ведь и зарплата там во столько же раз меньше, – объясняет Вадим. – А если брать ту же бытовую технику, то на свою зарплату здесь я могу сразу купить холодильник и телевизор, а там на них мне пришлось бы копить два-три месяца.

 

Жизнь в Сибири супругам настолько понравилась, что они переманили из Казахстана в Иркутск своих мам и семью брата Вадима.

 

– У нас тут целый клан Малиновских образовался, – радуются переселенцы. – Знаете, как здорово жить большой семьей! Мы вместе отмечаем праздники, вместе ездим отдыхать, сообща решаем проблемы и преодолеваем трудности. Мы спокойны за детей и уверены в своем будущем. Месяца через полтора, когда наши близкие получат гражданство, иркутян станет больше на восемь человек!

 

Фото Ларисы Федоровой

+1
    4 463
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.