Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Политика

Радикальные призывы казахских националистов могут привести к потери независимости, - К. Нуров

CA-News
15 апреля 2013

По мнению Каната Нурова, президента научно-образовательного фонда «Аспандау», радикальные призывы казахских националистов, по сути, направлены против государства, так как могут подхлестнуть эмиграционные настроения русскоговорящего населения.

 

«Это будет колоссальный удар по экономическим и политическим позициям нашей страны. Мы можем потерять независимость», - рассказал Канат Ильич в эксклюзивном интервью CA-News.

 

- Канат Ильич, в последнее время в Казахстане нарастают как межэтнические, так и внутриэтнические противоречия. С чем по вашему мнению, это связано? Может ли это нарастание перерасти в нечто большее? Что вы подразумеваете под национализмом, и считаете ли его за благо?

 

- Национализм это стремление какой-либо национальности стать нацией, то есть обрести собственное государство, в котором все остальные национальности считались бы представителями этой нации и соответственно полноправными гражданами этого национального государства. Даже в относительно «моноэтничных» странах национальное государство было общегражданским. Этим конструктивная роль национализма исчерпывается. В остальном, когда эта цель достигнута, а в Казахстане это так, национализм начинает играть деструктивную роль и обречён на прозябание и забвение, запрещая какие-либо иные языки или не допуская граждан не титульной национальности к управлению государством. Нелегальная миграция и культурная несовместимость — реальные проблемы, и активизация тех же европейских ультраправых давит на государство в интересах государства. А все радикальные призывы казахских националистов по сути направлены против государства, так как могут подхлестнуть эмиграционные настроения русскоговорящего населения, включая шалаказахов (русифицированные казахи — ред.). Это будет колоссальный удар по экономическим и политическим позициям нашей страны. Мы можем потерять независимость, за которую именно и должны бороться нацпаты (нацинал-патриоты — ред.). К счастью, казахи всегда останутся личностно открыты, так как в них жива ещё национальная идея общегражданской общности казаков, в них ещё силён дух Казачьего союза «Алаш».

 

- В своем послании Президент РК сказал о том, что к 2030 году каждый казахстанец должен знать и уметь говорить на казахском языке. По вашему мнению, это реально? Хорошая ли база создана в Казахстане для изучения казахского языка? Не станет ли это полным отказом от русского языка?

 

- У народа Казахстана нет иного пути, как признать за исходную точку развития тот факт, что мы давно уже как национальное государство интегрировались в русскоязычное пространство межнациональной коммуникации. Казахстан осваивает уже англоязычное глобальное пространство. А казахскому языку необходимо культурное возрождение через пропаганду народного художественного искусства, после чего его научно-техническая и административно-правовая модернизация через коллективное творчество масс не заставит себя долго ждать. Придумывание и административное насаждение казахского языка государством только препятствуют этому глубокому процессу его выживания и развития. Чтобы сохранить элиту и культуру титульной национальности, у нас нет иной цивилизованной цели кроме как стать политической, общегражданской нацией (неважно как её называть казахской или казахстанской). Если мы будем стремиться сделать «Казахстан только для казахов», то мы будем следовать не просвещённой, а мракобесной идее и уподобимся диким, архаическим народам. В этом случае мы пойдём против национальной идеи как исторически сложившегося характера и миссии единого Народа Казахстана. Тогда вряд ли мы добьёмся отождествления понятий «казахстанец» и «казах», по примеру европейских стран. А без этого запрещение термина «Казахстанская Нация» в любом формате является серьёзнейшей политической и исторической ошибкой, которая «смерти подобна».

 

- Во многих своих интервью вы говорили о национальной идее Казахстана? В чем, по вашему мнению, она должна выражаться?

 

- Национальную идею часто смешивают с государственной идеологией, но национальная идея, как историко-культурный феномен намного шире и является основой любого общества. Общество ,как общечеловеческая ценность общения, существует всегда конкретно в виде какого-либо этноса или народа. Поэтому национальная идея объективно существует как интегрирующее начало общества. Следовательно, говорить о формировании национальной идеи несколько некорректно. Её можно только познавать, и приобщаться или не приобщаться к образу жизни, в котором она реализовывается. И поскольку национальная идея даёт ответ на вопрос «кто мы есть», в чём наш характер, то постольку она неразрывно связана с ответом на вопрос «куда мы идём», в чём наша миссия? Национальная идея это историческая функция природного характера народа. Вот что скрывает от нас история, вот почему войны возможны. Целые народы не возможно заставить воевать только за материальные интересы, о них можно всегда договориться. Но если при этом наличествует угроза их культурному образу жизни, то люди не противятся войне. Все изученные на сегодня культурные стереотипы социального поведения казахов, несомненно, выводят нас на идею индивидуальной открытости, включающей толерантность, как на феномен сугубо казахской ментальности. В мире немало есть представителей и других национальностей, также открытых как казахи, но вряд ли они составят такую пропорцию в своём этносе, чтобы это считалось их этническим или национальным свойством.

 

У нас женщины никогда не носили ни паранджи, ни хиджабов, и на коне обязаны были защищать очаг от врагов, в отсутствие мужа. Более того, они представляли собой степную власть, и при живом ещё муже имели отдельные печати. Народные сказки и игры полны откровенных сексуальных мотивов. А шедевры казахской музыки и песен всегда были раскатисты, раздольны, и не скрывали в себе азиатских переливчатых мотивов, так характерных для дальнего и ближнего Востока. В Казахстане не было институтов западного (классического) или восточного (патриархального) рабства и феодализма, которым присуще внеэкономическое принуждение.

 

Казахский этнос имеет архетип индивидуальной открытости в своей культуре, хоть он и был деформирован советским образом жизни. Какими бы ни были разными казахи в антропологическом и генетическом смысле, все их поступки обусловлены идеей индивидуальной открытости, т.е. личной свободой, открытой для общения и для общества. Феномен батырства, как нельзя лучше, демонстрирует характерную суть духа казахов. Батыр - это венец «казакования», казачьего образа жизни. Каждый казак, будучи джигитом в начале своей жизни, жаждал достичь этого этапа народного вознесения, быть одиноким Рыцарем Степей, поэтом-любовником и национальным героем, неподвластным даже ханам. Этот социальный институт казачества был выражен различными рыцарскими степенями, и включал в себя «странствующие» певчие виды: «Сал», «Серi» и т.п. Изначально самоназвание казахов «Казак» означало не национальность, а социальный статус людей «свободного состояния» (длинной воли), и переводилось с древнего общетюркомонгольского языка как «свободный воин-добытчик», «кочующий сам по себе», «отдельно от рода и племени». Казачество как аульный, «байский» способ кочевания было высшей стадией развития номадизма, после пастушества и таборно-куренного кочевания, которые были нижестоящими стадиями развития кочевой культуры.

 

Истинная суть казахского характера не в социально-политической свободе, а в психологической свободе, история которой только начинает разворачиваться по миру. Эта психологическая свобода стремится реализоваться через открытие своей личности обществу. И в горе, и в радости казахи почитают за грех скрывать свои чувства, и хотят приобщить к ним весь мир. Отсюда проистекают очень многие, весьма странные обычаи публичного сопереживания, в которых мы можем раскрыть духовную основу для образования личности информационного общества и информационной культуры на этническом уровне. Казахстан сейчас переполнен духовным томлением в процессе своего глобального позиционирования и самоосознания. Геополитически мир перестал быть одно- или дву- полярным, и сейчас именно здесь формируется новый регион со своей совершенно новой идеологией открытой, позитивной свободы.

 

- Спасибо за интервью.

0
    4 367
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.