Сегодня

445,66    474,58    61,53    4,78
Экономика

Сделайте мне красиво

Эксперт-КазахстанЭксперт-Казахстан
19 апреля 2013

Встречаясь на прошлой неделе с представителями бизнес-сообщества, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев затронул, пожалуй, самую опасную для всех казахстанских чиновников тему: нерациональное расходование государственных средств. Сделал он это весьма эмоционально, приведя в пример помпезную школу в Шымкенте, которая, по его словам, напомнила главе государства дворец Хуана Карлоса в Мадриде.

 

При этом большинство детей в Южном Казахстане учатся в три смены, а в классах сидят по 30-40 учеников. Самая же красивая школа в округе - это гордость местных властей, так сказать, есть что показать высоким гостям. Не важно, что на эти деньги можно было построить три-четыре обычные школы и снять вопрос с нехваткой мест. Чего скрывать, психология казахстанских чиновников трудно поддается анализу.  Любовь ко всему дорогому и красивому стала идефикс для большинства из них.

 

Финансовый обозреватель Тулеген Аскаров отмечает, что если Акорда действительно хочет положить конец помпезному и дорогостоящему строительству, на которое уходят колоссальные деньги, то пример должна подавать сама Астана.

 

«Когда наступил кризис, немало обманутых дольщиков бросались из окон, вешались, людям негде было жить, но в столице продолжалось строительство сверхдорогих объектов. Поэтому когда пример подают в Астане, то и на региональном уровне никто особо не задумывается над тем, что в основе всего должна быть финансовая состоятельность проекта, при возможности затратить на его реализацию минимум средств. У нас до сих пор, как в славные советские времена, чиновники любят красивые картинки, чтобы было дорого и богато», - говорит Аскаров. 

 

Грандиозные стройки на фоне нищеты и разрухи стали общим трендом для постсоветских республик. Особенно эта болезнь распространена в нефтяных государстах бывшего Союза. Гигантизм зданий в Ашхабаде, Баку, Астане будоражит сознание людей, и даже мысленно представляя, сколько на это «убухали» денег, начинаешь задумываться: а стоило ли оно того?

 

Ведь, например, в Баку, выехав на 100 метров за черту города, вы столкнетесь с убогими, покосившимися домами без горячей воды и отопления; но это не касается глаз чиновников, которые любят видеть красоту там, куда они обращают свой величественный взор. Вообще любовь ко всему яркому, видимо, заложена в генах высокопоставленных особ. Бывало такое и в просвещенной Европе.

 

Показательный случай. В 1654 году известный физик Отто фон Герике решил продемонстрировать свой знаменитый эксперимент с магдебургскими полушариями, в основе  которого лежала демонстрации силы давления воздуха и изобретённого им воздушного насоса.

 

Как известно, при его показе Генрике использовал лошадей, по 8 с каждой стороны. Однажды он решил продемонстрировать это действо самому императору Фердинанду Третьему.  Однако физику было поставлено строгое условие: лошадей должно быть не 8, а 24, так как его величество любит только грандиозные и красивые представления.

 

Конечно, с тех времен в сознании европейских политиков многое изменилось, и сегодня в той же Германии ни один проект не получит одобрения, пока не будет обоснована каждая копейка, потраченная на него. У нас же чиновники переживают ренессанс своей любви к дорогим игрушкам. Хотят большой дворец – не проблема, целый Актау-сити – тоже, современные курорты – конечно! При всем этом сумма затрат на такие проекты в разы превышает аналогичное строительство в любом европейском городе. То ли у нас энергоемкость труда такая дорогая, то ли специалисты, проектировщики запрашивают за свой труд огромные деньги, но в конечном итоге на бумаге появляются суммы, которым могут позавидовать арабские шейхи.

 

Надо понимать и то, что именно подобные проекты со строительством школ-дворцов позволяют казахстанским чиновникам обеспечить себя и своих родных на несколько поколений вперед.

 

Такое, как говорили в советские времена, «грандиозное строительство» - это лучший способ для “откатов” на всех уровнях. Ну хорошо: пусть даже большая часть денег, выделяемых государством на все эти объекты, уходит в карманы чиновников. С этим мы уже как-то смирились.  Но на оставшуюся часть все-таки можно строить что-то долговечное. Да ведь и тут - неувязочка.  История с рухнувшей Бесобой этому - яркое подтверждение. Строят в Казахстане все еще очень плохо, а “пилят” при этом очень хорошо. 

 

На этом фоне вспоминается еще одна история. Во время закрытия года культуры в Алматы проходил большой концерт с участием звезд мировой оперы и балета, присутствовал на нем и аким города Ахметжан Есимов. Перед началом торжественной части всем зрителям показали небольшой ролик, где рассказывалось о новых объектах культурного предназначения, которые акимат сдает в эксплуатации в связи с прошедшим годом культуры.

 

Картинка была красивая и впечатляла воображение, однако знающие люди заметили, что большинство объектов недостроено, в некоторых случаях строительство даже не начато, и нам демонстрируют лишь эффектный макет. При этом многие из построек возводятся на месте старых добротных зданий, имевших многолетнюю историю. Но, что главное для господина Есимова и чиновников его уровня, - это то, что слайд-шоу было впечатляющим. А вот сколько на все это потрачено денег, правда, не сказали, как и не объяснили, зачем строить новые дворцы при наличии вполне еще пригодных.

 

Как-то так повелось в Казахстане, что наши государственные мужи любят удивлять.  Правда, кого - не совсем понятно. Иногда можно услышать и более наивное, но, скорее всего, самое верное объяснение появлению «дворцов Хуана Карлоса в Шымкенте»: надо же что-то гостям из развитых стран показывать. Конечно, надо, но за более скромные суммы.  

 

Кстати об иностранцах. Преподаватель французского языка, часто посещающий Париж, объяснил мне как-то, почему французы хорошо живут.  «Они себе ни в чем не отказывают. И одеваются, и хорошо питаются. Но у них есть лимит. Понимаешь: вот если француз в день должен потратить 100 евро, он потратит именно 100, и ни на копейку больше; там знаю счет деньгам, а мы - нет. Поэтому мы никогда не будем жить хорошо», - с горечью подытожил учитель французского.

 

И здесь действительно трудно возразить. Ведь ни одному европейскому политику не придет в голову, как нашим постсоветским братьям, проводить зимнюю олимпиаду в тропическом городе. Это просто нецелесообразно с экономической точки зрения. Хотя, конечно эффектно, когда  среди летнего зноя вдруг появится искусственный снег. Но эффект пройдет, а денег уже не вернуть - тех самых, которые можно направить в более значимые социальные проекты.  Или мы настолько все богаты, что нам никаких средств не жалко?

 

И когда Нурсултан Назарбаев вопрошает «Что: в стране никто, кроме меня, денег не считает?», - несмотря на всю двусмысленность этой фразы, он формулирует одну из ключевых проблем неэффективности казахстанской экономики.  В стране действительно уже мало кто понимает: куда, на что и зачем тратятся огромные деньги и куда они бесследно исчезают. Даже глава государства не может получить однозначного ответа: куда же все-таки ушли 10 млрд долларов, выделенных Нацфондом на борьбу с кризисом. Исчезли? Испарились? И малопонятные попытки министра экономики и бюджетного планирования Ерболата Досаева, прояснить ситуацию лишь только усиливают подозрения, что денег уже не видать. Чего уж там «дворец Хуана Карлоса в Шымкенте», любовь к красоте у наших чиновников вообще не имеет границ. И, судя по тому, что их аппетиты продолжают расти, новых дворцов будет становиться все больше, а то, что детям не хватает мест в школах и детских  садах, - эту неприятность мы уже привыкли переживать.   

0
    2 403
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.