Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

Сбитые приоритеты… Вместо того, чтобы вкладывать в человека, государство продолжает тратиться на «большие понты»

Алмагуль ОлжасCentral Asia Monitor
12 июля 2013

Пару лет назад, выступая с трибуны Петербургского международного экономического форума, Нурсултан Назарбаев заявил: “Мы четко понимаем, что человеческий капитал – это основа устойчивого экономического развития и главный двигатель инноваций, и с этих позиций строится политика суверенного государства”. Но чем больше проходит времени с момента этого памятного выступления, тем больше возникает сомнений в том, что именно человеческий капитал для нашей страны является основой всех основ.

 

Человек – это звучит гордо, но бесперспективно

 

Напротив, налицо смещение приоритетов – снижение в процентном отношении той доли государственных расходов, которая направляется на социальные проекты, при явном увлечении очень затратными пафосными мероприятиями, не приносящими стране реальных дивидендов.

 

Наверное, не надо объяснять, что такое человеческий капитал и почему государство должно инвестировать в него как можно больше. Это необходимое условие и экономического роста, и повышения качества жизни населения, и обеспечения социально-политической стабильности. Понятное дело, что инвестиции эти долгосрочные – отдача от них станет ощутимой не сегодня и не завтра. И, возможно, именно это обстоятельство не позволяет нашему государству до конца уверовать в человека и понять, что именно он и есть его главный капитал.

 

Эксперты ООН ежегодно составляют и обнародуют Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Так вот, согласно последней “табели о рангах”, Казахстан за год сделал небольшой шажок назад, сместившись с 68-й строчки на 69-ю, в то время как, например, наши “товарищи” по Таможенному союзу совершили рывок в противоположном направлении: Россия поднялась на одиннадцать позиций и теперь занимает 55-ю, а Белоруссия и вовсе перемахнула через пятнадцать ступеней, расположившись сейчас на 50-й. На наш взгляд, это серьезный повод задуматься о том, насколько эффективно мы на национальном уровне развиваем человеческий капитал и в какой степени пафосные слова и лозунги, произносимые с самых высоких трибун, реализуются на практике.

 

Как известно, ИРЧП основывается на трех главных критериях. Один из них – доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием. И хотя казахстанцы входят в число самых образованных наций (во многом благодаря советской системе просвещения, которая считалась одной из лучших в мире), особо радоваться не стоит. В опубликованном Глобальном индексе конкурентоспособности отмечается сдача Казахстаном своих позиций именно с точки зрения охвата населения образованием: и начальным (-12 пунктов), и средним (-17), и высшим (-1). Что называется, без комментариев. Между тем, как утверждают эксперты, именно образование является одним из фундаментальных показателей развития человеческого капитала и в развитых странах давно превратилось в ведущий фактор экономического роста. Даже подсчитано, что каждая единица затрат на эту сферу дает отдачу на уровне 1,7 – 1,9 единиц произведенного ВВП. Кстати, и здесь, судя по обнародованным цифрам, мы с лидерами рейтинга, как говорится, даже на одном гектаре не сидели. Власти США, Канады, Франции, Велико­британии, даже Венгрии, Польши и прибалтийских стран тратят на образование от 5,3 до 6,5 процента ВВП. В Казахстане же, согласно данным, опубликованным МОН РК, в течение последних трех лет на образование ежегодно расходовалось в среднем около 4-х процентов от ВВП. При этом необходимо учесть и то, что по размеру ВВП на душу населения мы уступаем всем названным странам. Результаты исследований, проведенных в Казахстане в 2007 и 2011 годах международной организацией TIMSS, говорят о том, что качество и уровень конкурентоспособности отечественного образования не соответствуют требованиям инновационной экономики, строительством которой вроде бы занимается наша страна.

 

Еще более существенным будет наше отставание, если сравнить суммы, вкладываемые в каждого школьника и студента. Например, страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ежегодно тратят более чем 7 тысяч долларов на ученика начальной школы, почти 9 тысяч долларов – на ученика средней школы и свыше 18 тысяч долларов – на студента высшей школы. При этом в 83 процентах случаев средства, потраченные на образование, поступают из государственных фондов. У нас же, как свидетельствует последний отчет МОН, затраты на подготовку среднестатистического школьника составляют лишь 216,9 тысячи тенге, или менее чем 1,5 тысячи долларов. Что же касается студентов вузов, то таких данных и вовсе нет. В докладе МОН РК за прошлый год отмечается только, что “в структуре расходов государственного бюджета на всех уровнях образования при росте финансирования в абсолютном выражении наблюдается сокращение доли расходов на высшее образование”.

 

Аналогичная ситуация и по двум другим направлениям: одно – здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении; второе – достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности. Последний показатель у нас составляет 13,8 тысячи долларов, что поз­волило занять 69-е место среди 180 стран в рейтинге Всемирного банка. А в тех же России и Белоруссии эти цифры заметно выше – 23,5 тысячи долларов (43-е место) и 15,5 тысячи долларов (66-е) соответственно. В этой связи вспомнилось, что еще лет пять-шесть назад президент Назарбаев ставил задачу довести до 2010 года величину ВВП на душу населения по паритету покупательской способности до 15 тысяч долларов…

 

Что же касается продолжительности жизни и здоровья нации, то в списке, составленном ООН, Казахстан по этому показателю занимает 128-е место. Если опять же сравнить с нашими партнерами по Таможенному союзу, то легко можно убедиться, что они и здесь нас “обскакали”: Россия – на 112-м месте, Белоруссия – на 118-м. Кстати, и по уровню расходов на здравоохранение мы со своими 2,5 процента от ВВП уступаем не только лидерам (до 15 процентов), но и все той же России (3,2 процента). И оснований надеяться на то, что в ближайшей перспективе ситуация изменится, нет никаких, так как очевидно, что даже наши “братья” по Таможенному союзу относятся к развитию человеческого капитала гораздо серьезнее, чем мы.

 

Еще один красноречивый факт. Согласно результатам исследований, проведенных все той же ОЭСР, запасы человеческого капитала на душу населения, например, в США, составляют 640 тысяч долларов, в Польше – 244 тысячи. Тогда как в Казахстане, по оценкам наших экспертов, эта цифра равна примерно 125 тысячам долларов.

 

Один саммит или десять школ?

 

Зато когда речь заходит о том, чтобы произвести внешний эффект, нам нет равных. То есть вместо вложений в будущее, а точнее, в человека, который сделает будущее страны светлым, мы инвестируем в помпезные и претенциозные проекты, отдача от которых призрачна. Только за последние три года страна потратилась на десяток подобных дорогостоящих “игрушек”. И не меньше таких же еще предстоит. В этом ряду, конечно же, стоит выделить выставку ЕХРО-2017, от проведения которой, как нас уверяют, Казахстан может получить мультипликативный эффект. Ключевое слово здесь “может”, поскольку гарантий никаких нет. Напротив, примеров того, как многие страны просто “прогорали” на выставке, более чем достаточно. К примеру, проведение выставки в Ганновере (Германия) в 2000-м обернулось убытком в 1,2 миллиарда евро, в Ванкувере (Канада) в 1986-м организаторы тоже ушли в большой минус. Но для тех же немцев с их ВВП, который в 13 раз больше казахстанского, эти потери несущественны, тогда как у нас 1,6 миллиарда (именно такую сумму мы собираемся вложить в подготовку и проведение ЭКСПО) сопоставимы с годичным финансированием всей системы здравоохранения страны. Кстати, примерно столько же ушло на организацию зимних Азиатских игр 2011-го в Алматы и Астане. Тогда нам тоже обещали, что значительная часть затрат окупится за счет многочисленных зарубежных туристов. Однако последних приехало от силы несколько сотен.

 

Саммит ОБСЕ, прошедший в Астане в 2010 году, обошелся нам, по самым скромным данным, в 11 миллионов евро (а если брать в учет весь период председательства Казахстана в этой организации, то сумма возрастет многократно). Кто-нибудь может четко ответить на вопрос, что дало стране в целом это мероприятие, оказало ли оно позитивное влияние на экономическую либо общественно-политическую ситуацию в стране или хотя бы на внешнеполитический имидж Казахстана? Кроме громких заявлений чиновников, которые вряд ли стоит считать полноценным ответом, – тишина. А между тем, как подсчитали блогеры, затраченных денег хватило бы на строительство десяти школ или пяти больниц.

 

Регулярно проводимые Съезд лидеров традиционных и мировых религий и Астанинский экономический форум обходятся государству в среднем в 400 миллионов тенге каждый (это более двух с половиной миллионов долларов). Трудно даже подсчитать, сколько на эту сумму можно было бы купить компьютеров и оснастить ими школы. По данным все той же статистики, предоставляемой МОН РК, положение с информатизацией школ, конечно, из года в год улучшается, но на каждый компьютер в школе приходится 12 учеников, а широкополосный доступ к Интернету имеет менее половины школ Казахстана. И, к сожалению, сравнения эти можно продолжать до бесконечности…

0
    4 028
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.