Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Экономика

На Украине – Майдан, а что в Казахстане?

Ювеналий Числов
11 апреля 2014
На Украине – Майдан, а что в Казахстане?По сравнению с Украиной, можно сказать, тишь да гладь. Но это по сравнению, в действительности же не все так однозначно. Некоторая аналогия с украинской событий-ностью все же есть. Это – борьба за власть националистов с действующей властью и языковый вопрос.

В Украине – государственный переворот с захватом власти радикалами, последователями нациста времен Великой Отечественной войны Степана Бандеры, соратника немецких нацистов по уничтожению в Западной Украине сотен тысяч евреев, цыган, поляков и русских. В Казахстане – устремленность казахских националистов на замену действующей в РК власти своей, националистической.

В Украине единственным государственным языком является украинский; русский язык в ряде областей имеет статус регионального, но не государственного. После государственного переворота новой властью, возжелавшей превратить Украину в этнически чисто украинское государство, разработан законопроект, лишающий русский язык статуса регионального, ставящий его вне закона. Требования граждан восточных и южных областей сделать русский язык вторым государственным игнорируются.

В Конституции Республики Казахстан продекларировано: «Статья 7.1. В Республике Казахстан государственным является казахский язык. 2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. 3. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана».

У русского языка здесь статус не государственного, а лишь употребляющегося официально наравне с казахским, то есть рабочего, исполняющего обязанности государственного вместо казахского. Наличествует в языковой идеологии казахских националистов аналогия с политикой украинских радикалов-нацистов. По их инициативе и настоянию русский язык в РК не получил статуса второго государственного; вопреки мировой практике, в которой наличие двух и более государственных языков в одном государстве явление обычное.

Из интервью Умирзака Айтпаева, доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РК, заместителя председателя общества «Ана Тiлi», газете «Столичная Жизнь» (27 июня 2002г., с.10): «Парламент, в состав которого входят русские, принял тот закон «О языке», который у нас есть. Это данность, которую не следует менять. Иначе нарушится баланс, который нашему обществу удалось установить».

Какой баланс? До трех миллионов русских и других русскоязычных на тот момент «сделали ноги» из Казахстана, решив, что они низведены до граждан второго сорта и «ловить» им здесь больше нечего. Численность русскоязычных граждан в населении Казахстана уменьшилась, а казахов за счет приглашения казахов-оралманов увеличилась.

Уехали безусловно самые активные и высококвалифицированные, десятилетиями создававшие Республику Казахстан, её обширную государственную инфраструктуру, науку и культуру. Русские и русскоязычные были главной созидающей силой, состав населения о том свидетельствует; по итогам переписей населения казахов в Казахстане было: в 1959 году 29%, 1970-м – 33%, в 1979-м–36%, в 1989-м – 40%.

Кто в выигрыше? Надо полагать, Умирзак Айтпаев и его единомышленники. А в целом Республика Казахстан? См. RussiansKz.Info. Февраль 2012г. Ювеналий Числов. «Казахский вопрос – вместе или врозь?»

Какова ныне в Казахстане реакция на украинские события? Полистаем печатные из-дания казахстанских СМИ.

«Свобода слова», 20 февраля 2014г., с.4. Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования (г. Киев): «…Основная сила Майдана – представители неонацистских группировок, составивших нечто вроде конфедеративного объединения под названием «Правый сектор». Они выступают за силовое построение этнократического тоталитарного государства… Фактически они стремятся к нацистской диктатуре… Сегодня Майдан – попытка части западноукраинских радикалов, опираясь на поддержку ЕС и США заблокировать наметившееся сближение Украины с Россией. Они даже не скрывают, что воюют на Майдане не с Януковичем, а с Владимиром Путиным. Их цель внятно сформулировал экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, без обиняков заявивший, что на Майдане прекратит существование Российская империя… Майдан не революция, но попытка гос. переворота, спонсированного США и частью Евросоюза».

«Мегаполис», 24 февраля 2014г., с.16. Возможны ли в Казахстане события, аналогичные украинскому Майдану?

Амиржан Косанов, независимый политик: «Вполне. У власти есть одно большое идеологическое заблуждение: она до сих пор уповает на то, что казахстанцы якобы не способны на мощные акции протеста, которые могли бы заставить её испугаться… Конечно, необходимо еще и объединение усилий со стороны тех, кто не согласен с политикой власти. К сожалению, такого единства пока нет. Но это не значит, что такой консолидации не будет вообще».

«Central Asia Monitor», 28 февраля 2014 г, с.3. Уроки Майдана. Какие выводы должна извлечь власть и граждане Казахстана из украинских событий?

Мухтар Тайжан, президент фонда Болатхана Тайжана: «Терпение любого народа не-безгранично, поэтому каким бы вечным ни казался штиль, но за несколько дней он может перерасти в шторм, который сметает все на своем пути. Арабские события, Майдан – яркие тому примеры… Главный же урок украинских событий для наших сограждан, на мой взгляд, заключается в том, что нельзя быть далеким от политики… Если придерживаться принципа «Лишь бы не было войны, стабильность прежде всего», то лучше переехать жить на кладбище – там более чем стабильно, тихо, стопроцентная толерантность ко всему».

Максим Казначеев, политолог: «Казахстанские власти могут извлечь из украинских событий несколько важных выводов. Главный из них связан с вопросами социальной защищенности граждан и соответственно с необходимостью оперативного и правильного их решения. Фактически именно негативная социальная обстановка формирует ту базу протестности, которая потом используется различного рода политическими группами, в том числе радикальными, для дестабилизации обстановки в стране…

Важный вывод, который казахстанским властям необходимо извлечь из украинских событий, заключается в том, чтобы минимизировать влияние иностранных структур на внутриполитические процессы в стране».

«Central Asia Monitor», 21 марта 2014 г, с.4. Дастан Кадыржанов, писатель востоковед. «Этот сценарий возможен и у нас». «…Поскольку мы присутствуем при попытке передела зон геополитического влияния, то должны понимать, что этот сценарий буквально завтра придет и к нам. И это даже не гипотетическая угроза, а весьма реальная, потому что не только отдельных граждан поставили перед необходимостью «выбирать берег». Сейчас и страну могут поставить перед таким же бескомпромиссным выбором…В сочетании с отсутствием положительного политического консенсуса внутри страны ситуация с национальной безопасностью выглядит катастрофично…помимо «урока Крыма», существует еще и «урок Януковича» и он более фундаментальный. Фактически он гласит: если в стране легитимность существующей власти крайне низка, то завтра это приведет к тому, что она неизбежно призовет в страну чужие войска… Если народ не находит правду у себя в стране, то он вместе с землей уходит в другую страну. И это касается не только Украины… при нашем соотношении населения и экономического потенциала казахский тип общественного договора еще более несправедлив, нежели в Украине… сегодняшняя власть за 20 слишним лет не просто морально устарела или даже обветшала, она утратила еще и признаки целесообразности для самой себя».

Ну и как? Пять фамилий – три казахских, две неказахских – кто о чем? Р.Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования (г. Киев), о том, кто творец украинского Майдана и чего ради. М.Казначеев, казахстанский политолог: что делать, чтобы в РК как в Украине не случилось. А трое казахов, по поговорке «у кого чего болит, тот о том и говорит», – о власти, в которой не они, а другие казахи; они во всем виноваты, сменять их надо. Первый сожалеет, что нет единства среди тех, кто против власти, второй пугает штормом «который сметет все на своем пути», и фактически призывает к майданам, а третий… см. выше.

Да, есть в Казахстане протестность против действующей власти, есть и организация националистов – «Казахский национальный совет» (КНС), образованный 23 ноября 2013 года в Алматы на курултае националистов во главе с народным писателем Мухтаром Шахановым, яростным охранителем казахского языка в статусе единственного государственного языка в Казахстане. Цель КНС – приход во власть и преобразование многонационального государства «Республика Казахстан» в мононациональное государство казахов, без Ассамблеи народа Казахстана.

Правда, по сообщениям СМИ у КНС нет спонсора, финансирующего его деятельность, но разве для «иностранных структур» это проблема? Они после вынужденного вмешательства России в украинские события не прочь заполучить казахстанский Майдан. Нагнетается напряженность против России. Усложняется геополитическая обстановка для РК, партнера России по Таможенному союзу и организации Евразийского экономического союза. Какая она у РК? Не позавидуешь, можно сказать, стеснена до крайности.

Марат Шибутов, магистр географии из Ассоциации приграничного сотрудничества («Свобода слова», 21.11.2013, с.4): «Наши приоритеты неизменны, это Россия и Китай. И нам от этого не уйти. Сейчас ширина коридора принятия решений у Казахстана – это ширина железнодорожной колеи: вроде есть пространство, но куда с рельсов денешься?»

Олжас Сулейменов, поэт и дипломат («Свобода слова»,11.02.2010, с.20): «Надо, наконец, понять, что никто из соседей не даст малочисленному казахскому этносу создать мононациональное государство на такой громадной территории с богатейшими недрами. Это мечты дилетантов в политике, и попытки её реализовать ничего, кроме вреда, казахам не принесут».

Он же в «Central Asia Monitor», 7.07.2013, с.2. Цитата недели: «1 миллиард 700 миллионов (китайцев-ред.) соседствует с 17 миллионами. Их больше в 100 раз. Кроме того существуют предрассудочные имперские традиции, согласно которым территории Средней Азии и Казахстана считались частью Срединной империи Джунго. Эта традиция передается из поколения в поколение, даже в системе школьного образования, говорят отразилась… «Джун-го-ар» китайское племя… Сотрудничать с китайцами надо, но с оглядкой. Китай зависит от наших полезных ископаемых, которые ему не стоит отдавать целиком вместе с месторождениями навсегда, а мы явно зависим от их трудоспособности и наработанных технических возможностей…».

Украинский Майдан и все последующие негативные события тоже не в плюс Казахстану. В них втянуты Россия, против которой и был изначально спровоцирован Майдан с целью окончательного и безоговорочного отрыва от нее Украины. Против России Евро-союзом и США объявлены санкции, против неё настраивается все мировое сообщество. А Россия – деловой и союзный партнер Казахстана.

Такова на сегодня геополитическая обстановка, в которой казахам решать, как им жить, с кем быть. Так как же и с кем? Очевидно так, как геополитика диктует – с теми, кто рядом. Как исторически сложилось, с кем казахи нацией стали. Как магистр географии Марат Шибутов констатирует: «Наши приоритеты незаменимы, это Россия и Китай. И нам от этого не уйти».

Прекращать надо русофобствовать, не настраиваться на превращение сегодняшней РК в мононациональное казахское государство. Стопроцентно прав «шала-казах» Олжас Сулейменов: геополитика такого не позволит, лишь майданы будет множить. В единстве со всеми, кто есть сегодня в Казахстане, надо быть.

Единству в Казахстане не может не мешать конституционная приниженность русского языка по сравнению с казахским. Он не государственный, вопреки безупречному исполнению им обязанностей государственного языка в Казахстане вместо казахского во все времена и вопреки мировой практике определения государственности языков. Русскоязычием создана вся обширнейшая государственная инфраструктура Казахстана, основа его суверенности, независимости.

Статус не государственного, а лишь употребляющегося «наравне с казахским», унижает его обладателей – русских и других русскоязычных, фактических созидателей государства, его промышленной, аграрной и иной мощи, науки и современной культуры. Унижение это не кратковременное, а длительное, глубокое, не проходящее, соответственно и протестность такого же уровня вызывающее; против власти и казахского общества, его этнокультурной элиты. Подобная протестность работает ныне в Украине, возникшая у русскоязычных вследствие неприемлемой ими языковой политики властей. И в Казахстане подобная – далеко не слабая база для провоцирования майданов, как внутренними противниками власти, так и зарубежными.
Придание русскому языку статуса второго государственного ликвидирует эту языковую протестность, одновременно повышая имидж Казахстана в мировом сообществе как цивилизованного его члена. Законодательные власти РК просто обязаны ликвидировать допущенную ими в 1995 году несуразность.

А национализирующимся до уровня шовинистов нужно поумерить свои амбиции на верховенство в стране, называемой ими не иначе как великой казахской. В соседстве с действительно великими в истории Китаем и Россией это более чем преждевременно. Первоначально надо достичь хотя бы четверти численности их населения и созидательной мощности. Преждевременно и некорректно переименовывать Республику Казахстан в Қазақ елі.
Во-первых, в русле происходящих в Украине событий, конца которым не видно. Народная мудрость гласит – от добра добра не ищут. Двадцать второй год живут казахстанцы в государстве, с именем «Республика Казахстан», общем для всех его граждан разных национальностей, не дискриминирующим ни одну из них. Результат – жизнь спокойная, без межнациональных раздоров, умиротворенная.

А «Қазақ елі» – это земля казахов, а не неказахов. Казахи здесь хозяева, остальные к этому должны быть толерантными, не роптать на неравенство. А когда неравенство не рождало розни и более негативного, как, например, в Украине? Или в гитлеровской Германии?

Во-вторых... см. «Свобода слова», 12 января 2012г., с.20-21. Бахтияр Албани. Загадка казахских жузов. Карты: рис.1 и рис.2.

С чего нацизм начинается, с чего национализм в него обращается? Не с желания ничем не обузданного посчитать себя и свой народ выше других? А что есть желание побудить всех граждан Казахстана назваться не казахстанцами, а казахами?
0
    5 159