Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Экономика

Выучила ли Россия уроки Украины?

Русские в Казахстане
17 декабря 2014

Выучила ли Россия уроки Украины?Насколько Майдан вероятен в России? Почему зачастую на российских телеканалах «антимайданную» точку зрения озвучивают люди, которые своими действиями или бездействием, будучи у власти на Украине, почву для Майдана подготовили? Обо всем этом и многом другом в эфире программы «На самом деле» канала News Front TV рассказал российский журналист Аркадий Бейненсон, материалы которого неоднократно публиковались на портале «Русские в Казахстане». Предлагаем Вашему вниманию ответы Аркадия Бейненсона.


- О различиях между Россией сейчас и Украиной трехлетней давности. Оно, как минимум, одно, и оно очень важное. Это формат функционирования НКО на Украине и в России, потому что мы знаем, что все организации такого рода в России, имеющие иностранное финансирование, были обязаны получить статус иностранных агентов. И поэтому их влияние (оно, конечно, же все равно есть) не идет ни в какое сравнение с тем информационным «шабашем”, который тогда происходил на Украине. В России все-таки основные игроки на этом поле — либерального дискурса, деструктивного дискурса - более-менее известны — их легче контролировать.

Сходства — экономическая ситуация, которая в России сейчас, мягко говоря, тоже далека от идеальной, и которая, думаю, только будет ухудшаться, И очень важно, чтобы на почву этих трудностей не попали «семена» деструктивности. Потому что проще всего человеку сказать: «Вот ты плохо живешь, пойдем на Майдан жечь покрышки». Не помню точно, как звучит это выражение, объясняющее почему зла в мире больше, чем добра – там как-то «Потому что к Господу нужно идти самому, а дьявол тащит тебя за волосы».

Я не думаю, что в России произойдет то, что произошло на Украине. Причины? Во-первых, это фигура лидера, структура самой вертикали власти, которой на Украине практически не было, а во-вторых, мне действительно кажется, что менталитет у народа другой.

…Мы вступаем в эпоху перемен, именно в такие времена всплывает «пена» в виде различных радикалов, радикалов всех мастей. Но дело в том, что, когда мы сравниваем Украину тогда и Россию сейчас, не следует забывать об одной вещи. Я, наверное, буду сейчас проводить довольно болезненные и не факт, что лестные, даже для тех, кто со мной согласен, аналогии, но… У Украины не было той самой «прививки 90-х», которая есть у России. У Украины не было в таком виде кризиса 98-го года, у Украины не было своей Чечни (она сейчас проходит через ее аналог, я говорю безоценочно). А Чечня Россию очень многому научила. На Украине не было двух попыток переворота – 91-го и 93-го года. К ним можно относиться по-разному, но это факт. В общем у россиян в этом смысле, повторюсь, есть и опыт политический, и исторический, тот самый антидот, который способствует тому, чтобы не идти на поводу разного рода радикалов. Хотя, конечно, благодушествовать не стоит.

Тут еще надо понимать вот что. В 1993-м году я разговаривал с одним из достаточно высокопоставленных людей в Белом доме, и спросил: «Ну вот все же понятно, понятно, что люди уже устали от этих реформ, где же все эти миллионы, которые должны встать за вас?», А он мне ответил: «Пока мы не победим здесь, никто не встанет». И важно понимать, что нужно прежде всего контролировать ситуацию в Москве и Питере, потому что как мы помним по Октябрьской революции, все равно все смотрят туда. И конечно, контролировать медиапространство.

О том, почему на российских каналах от имени противников Майдана выступают зачастую, представители старой украинской элиты, те, кто своими действиями, в том числе, Украину до Майдана довел.

Сейчас мы наблюдаем вообще кризис журналистики, падение ее качества, к сожалению, налицо везде. Плюс к этому, мне кажется, что в России, за редким исключением, никто не понимал, да во многом и сейчас не понимает – что происходило и происходит на Украине. Многие, и журналисты в том числе, и политики мыслят в отношении Украины стереотипами, ну, например, что «Украина – это тоже самое, что и Россия, только без газа». Для многих, скажем, станет откровением стихотворение львовской поэтессы, которая на украинском языке обращается к Донбассу с призывом продолжать сражаться – ведь есть стереотип, согласно которому есть Галичина, где все сплошь бандеровцы, а есть пророссийский Восток. И тут, конечно, хочется этим людям сказать, привести известный интернет-мем «Не все так однозначно».

Плюс еще есть правило, чтобы эфир был весомым – туда приглашают «звезд». И к сожалению, вот та новая элита, те люди, которые сейчас совершают реальные подвиги, поступки на Донбассе, или совершали их в Крыму – они еще не стали в медийном смысле весомыми, их просто не зовут в эфиры. И это у меня вызывает, конечно, большое непонимание, потому что сейчас, на наших глазах творится история, творится новая, в хорошем смысле, мифология. И это очень важно, потому что если мы посмотрим на чем в ближайшей исторической перспективе базируется русский менталитет, то это Победа и Гагарин. И вот сейчас, на наших глазах рождается эта мифология, повторюсь, в хорошем смысле, - Новороссии, Крыма. В одной из статей недавно прочел, как ее автор видел на Донбассе детей, играющих в командира Моторолу, и рисуют на асфальте флаги ДНР. И именно эти люди, творящие новую историю, должны быть в эфирах. И я думаю, что это произведет гораздо большее впечатление, чем если мы поставим в эфир человека с якобы «антикиевской» позицией, который будет говорить уже тысячи раз слышанные от него еще задолго до Майдана слова, и которому никому не верит, и по поводу которого уже даже в России начинают понимать, что это просто попытка пересесть из одного кресла в другое.

Плюс не стоит преувеличивать, и я это говорю многим своим украинским коллегам, в том числе оппонентам, значимость Украины в российском медиапространстве. Если Вы думаете, что в России все просыпаются и засыпают со словами «Что же там происходит на Украине?», конечно же, это не так.

0
    408