Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

СМИ в Казахстане... Новый законопроект ставит крест на свободном распространении российских и белорусских телеканалов в Казахстане - эксперт

Сергей РасовМатерик
13 мая 2015
СМИ в Казахстане... Новый законопроект ставит крест на свободном распространении российских и белорусских телеканалов в Казахстане - экспертКоллаж: Русские в Казахстане

СМИ в Казахстане. Телеайсберг для интеграции

27 апреля в Казахстане в г. Байконур прошла традиционная ежегодная научно-практическая конференция "Проблемы интеграции пространства СНГ на современном этапе", организованная Институтом стран СНГ, Роскосмосом, Российским Фондом мира и администрацией города Байконур.

Информационный портал «Русские в Казахстане» публикует резонансный доклад эксперта по странам Центральной Азии, журналиста ИАП «Республика» Сергея Расова, в котором он подверг критике государственную информационную политику Казахстана, противоречащую евразийской интеграции.


Не знаю, открою ли я большую тайну, но могу ответственно заявить, что с конца прошлого года казахские национал-патриоты вдруг озадачились нынче весьма модным вопросом информационной безопасности Казахстана. На эту тему регулярно проводится всевозможные журналистские тусовки, семинары и курултаи. Сам по себе этот вопрос, подспудно подразумевает аксиому, что граждане Казахстана одурманены и оболванены российской пропагандой и не имеют возможности получать альтернативную точку зрения, так как смотрят исключительно российские телеканалы.

В частности казахстанский политолог Айдос Сарым заявил в интервью сайту Ratel.kz, что «сегодня информационная безопасность Казахстана не обеспечена или обеспечена слабо. Если по данным того же TNS Гэллап медиа - 50-60 процентов населения смотрит российские телеканалы, а из них 36-38 процентов смотрят «Россия-24».

Вторит ему гендиректор «31 канала» Багдат Коджахметов, который уверен в том, что «российские каналы получают субсидии от Кремля за то, что продвигают информационную политику России у нас».

Более того, после закрытия журнала Adam bol, который издавала небезызвестная Гульжан Ергалиева, в социальной сети Facebook вполне серьезно заговорили о том, что издание закрыл Кремль или даже сам Владимир Путин лично из-за проукраинской статьи опубликованной в журнале.

Или вот недавно, известный казахстанский политик Амиржан Косанов заявил, что «с каждым днем обостряется болезнь прокремлевских телеканалов. Их лживая информация, провокации распространяются в Казахстане. Господа Соловьев и Киселев давно превратились в провайдеров кремлевской пропаганды. Не весь народ понимает, что происходит. Подобная информация завоевала, одурманила наше общество. Все ссылаются на примеры из российских новостей. А казахстанские информационные средства должны дать этому достойный ответ. Но нет реакции. Однако каждый вечер слушаю не мнения известных казахстанских политологов Айдоса Сарыма и Расула Жумалы, а Киселева и Соловьева. Разве это правильно? Возможно, Кремль «зомбировал» Аккорду», считает Амиржан Косанов.

И это всего лишь несколько примеров, которых гораздо больше и они вбрасываются в сознание казахстанцев с завидной регулярностью со страниц интернет-ресурсов и социальных сетей. К слову, сейчас в казнете развернулась нешуточная кампания против Георгиевских ленточек и единой валюты в Евразийском союзе. Дескать? все это продолжение российской имперской политики, направленной на возрождение Советского союза.

Конечно, можно было бы от этих высказываний отмахнуться и сказать, что в практической плоскости, в вопросах интеграции – эти высказывания, шумиха в соцсетях не играет никакой роли. Но, к сожалению, это не так и есть уже первые плоды националистической риторики.

О таком примере я и хочу сейчас рассказать. В Казахстане, как и в России, мало кто обратил внимание, вернее практически никто не обратил на внимание на казахстанский законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он появился некоторое время назад, затем в январе прошел нижнюю палату парламента и был одобрен верхней палатой, а сейчас дожидается подписи президента Нурсултана Назарбаева.

Законопроект очень хитрый, ибо в него, втихую включили массу изменений и дополнений в Кодекс республики об административных правонарушениях, в законы «О правах ребенка в РК», «О рекламе», «О телерадиовещании» и «О средствах массовой информации».

Причем все эти поправки включены без всяких обсуждений с профессиональном сообществом и о них практически никому не известно, то есть журналистам, кабельщикам и общественности.

Более того, я обратился к известным казахстанским юристам в области СМИ с просьбой прокомментировать статью законопроекта, речь о которой пойдет ниже, но все отказали. Никто не захотел, что называется на диктофон, публично ответить мне на вопрос – можно ли рассматривать этот законопроект как недружественный акт к основным партнерам по Евразийскому экономическому союзу?

Для того чтобы было предельно понятно поясню, что сейчас в Казахстане действует достаточно либеральное законодательство в распространении иностранных телеканалов.

В настоящее время деятельность отрасли телевидения и радио в республике регулируется Законом РК «О телерадиовещании» от 18 января 2012 года. В целом, закон является взвешенным и регулирует деятельность как казахстанских телерадиокомпаний, так и иностранных каналов, вещающих в сетях республики.

Обязательным требованием для иностранных каналов является постановка на учет в специальном реестре Комитета связи, информатизации и информации министерства по инвестициям и развитию РК. После включения в реестр, иностранная телерадиокомпания может спокойно работать и распространять свой контент, например, по кабельным сетям республики, заключив с казахстанским оператором соответствующий договор.

При этом, отказ в регистрации может быть дан каналу экстремистской или религиозной направленности, при условии отрицательного заключения специалистов и экспертов.

По состоянию на середину 2014 года в казахстанском реестре состояло 228 иностранных телеканалов. Из них российских 68,5%.

Однако, если закон «О телерадиовещании» будет дополнен новой статьей 18-1, то всё кардинально поменяется. Так как пункт 2 данной статьи предусматривает в обязательном порядке иностранной телерадиокомпании открывать в Казахстане свое представительство, как юридическое лицо. Понятно, что многим небольшим российским и белорусским каналам, которых называют нишевые или тематические каналы, типа «Рыбалка и охота» просто нет смысла открывать свое представительство в РК, содержать штат и платить зарплату. Охват абонентской базы у таких каналов невелик и размер доходов не позволяет им открывать и содержать представительства. Большинству таких каналов будет проще прекратить свою деятельность в Казахстане. То есть они просто уйдут с казахстанского рынка, так как рынок Казахстана небольшой и любые дополнительные расходы приведут к существенному удорожанию канала для оператора, а, следовательно, и для зрителя. Поэтому я уверен, что если будет принят данный законопроект в предлагаемом варианте, то это приведет к прекращению деятельности в Казахстане существенного количества российских телеканалов, о чем так грезят казахские национал-патриоты.

Кроме этого следствием такого шага станет снижение конкуренции и освобождение пространства для казахстанских каналов, которые сейчас не в состоянии конкурировать за зрителя по качеству картинки и контенту. Другими словами, это прекрасный способ получать доходы от рекламы выдавливая российские каналы из кабельных сетей.

К слову, в настоящее время подавляющее большинство иностранных каналов не имеет никаких представительств в Казахстане, а заключает договора с казахстанскими операторами напрямую, либо с использованием посредников, которые сотрудничают сразу с несколькими каналами и распространяют их контент на территории республики в основном через кабельные сети.

Но еще более неприятным является пункт третий все той же ст. 18-1. Этот пункт предусматривает, что любой иностранный телеканал, который так или иначе связан с государством (имеющий госпакет акций) или если этот иностранный телеканал аффилирован с лицами, которые имеют тесные связи с государственными структурами (например НТВ, который не государственный канал, но основной владелец канала «Газпром», то есть аффилированное с государством юридическое лицо), так вот, они обязаны не просто создать юридическое лицо в Казахстане, а передавать 80% уставного капитала представительства казахстанской стороне. При этом, редактором или директором такого юридического лица не могут быть иностранные граждане. То есть рулить всеми российскими каналами на территории Казахстана будут некие юридические лица, во главе которых будут стоять граждане Казахстана, а у творцов контента - тех же Добродеева или Эрнста будет всего лишь доля в 20%.

Я сильно сомневаюсь, что крупные российские каналы захотят вещать в Казахстане на таких условиях и, по сути, не иметь права голоса при распространении своего же контента.

Но самое любопытное, что под эту новую редакцию закона попадают практически все телерадиокомпании РФ, за исключением наверно только РБК и телеканала «Дождь», которые не имеют госучастия, госакций или аффилированных с государством лиц.

Достоверной информации о государственном участии в тех или иных российских или белорусских каналах я не имею. Однако могу с уверенностью сказать, что все наиболее рейтинговые российские каналы имеют государственное участие. Не секрет, что такие каналы как “Рен ТВ”, “РТР Планета”, “НТВ-Мир”, “Россия-24” и телесемейство Первого канала имеют госпакет, и все они будут вынуждены отдать 80% от своих доходов в Казахстане казахстанским медиа-магнатам. Кроме этого через свои законные 80% в уставе они, эти самые казахстанские медиа-магнаты, получат контроль над операционной деятельностью российских каналов и напрямую смогут влиять на редакционную политику телеканалов.

Учитывая, что в казахстанском реестре иностранных телеканалов российские и белорусские каналы занимают почти 70%, то очевидно, против кого направлен данный законопроект - против коллег по цеху из Евразийского экономического союза. Очевидно, что инициаторы законопроекта не могут и, по-видимому, не желают работать над конкурентоспособностью своих медиа-активов и хотят с помощью принятия поправок в закон «О телерадиовещании» избавить свои компании от конкуренции.

На мой взгляд, такое законотворчество никак не согласуется с целями и задачами интеграционных процессов и снятие барьеров в Евразийском союзе.

К слову, я не разделяю опасения о чрезмерном иностранном влиянии на умы казахстанцев, чем все время пугают и чем всегда оправдывают затягивание гаек в медиа-сфере. Среднестатический гражданин республики в первую очередь интересуется местными новостями города или региона где он проживает. Ему куда важнее знать, что делается «за углом», чем в Кремле. На втором месте казахстанские новости и лишь затем, что происходит в мире. Однако в силу географического положения вполне закономерно, что российские новости и повестка дня северного соседа для казахстанцев куда более интересны, чем предположим новости Узбекистана. Хотя бы потому, что страна вошла в Евразийский экономический союз, где первую скрипку играет Россия. Да и президент соседней страны Владимир Путин в последний год стал ньюсмейкером мирового масштаба.

Однако при этом, интернет никто не отменял, никто не приковывает нас цепями к телевизору. И если человек хочет получать другую информационную картинку, аналитику или альтернативную информацию, милости просим во всемирную паутину, где сам себе режиссер и можешь выбирать нужный контент. Но вот ведь что удивительно, те люди, кто постоянно бьют в набат опасаясь за информационную безопасность страны и за взращивание масс-медиа «пятой колоны» в Казахстане, вместо того чтобы обсуждать насущные задачи и проблемы своей страны, с гораздо большим азартом и энтузиазмом на своих страничках в социальных сетях перемалывают косточки Украине и России.

На мой взгляд, если статья 18-1 будет принята в предлагаемой редакции, то она, по сути, ставит крест на свободном распространении российских и белорусских телеканалов в Казахстане.

Приложение

Выдержка из Проекта ЗАКОНа

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Республики Казахстан по вопросам

зашиты детей от информации, причиняющей вред

их здоровью и развитию.


Комитет по социально-культурному развитию, с целью усиления контроля за соблюдением иностранными теле-, радиоканалами законодательства в области СМИ

Подпункт___) пункта 2 статьи 1 (новый) (ЗРК «О телерадиовещании»)

дополнить новым подпунктом ___) следующего содержания:

«___) дополнить статьей 18-1 следующего содержания:

«Статья 18-1. Деятельность иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан

1. Иностранные теле-, радиоканалы, распространяемые операторами телерадиовещания на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе.

2. Для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан собственники иностранных теле-, радиоканалов производят обязательную учетную регистрацию представительств иностранных юридических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств.

3. Распространение на территории Республики Казахстан иностранных теле-, радиоканалов, имеющих в уставном капитале полностью или частично государственный пакет акций (долей, паев), а также аффилированных с ними лиц, осуществляется с образованием на территории Республики Казахстан юридического лица с участием в уставном капитале не более двадцати процентов пакета акций (долей, паев) иностранных юридических лиц.

Руководителем указанного юридического лица и (или) лицом, осуществляющим подготовку и выход в эфир (редактор) теле-, радиоканала, не могут быть:

1) граждане, признанные судом недееспособными;

2) граждане, имеющие на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке;

3) иностранцы либо лица без гражданства;

4) граждане, являвшиеся главными редакторами (редакторами) средств массовой информации, по вине которых выпуск (выход в эфир) средства массовой информации был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.»;
0
    553