Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Экономика

Эксперт: Дефолта не будет ни в России, ни в Казахстане

Руслан БахтигареевИА Регнум
19 августа 2015

Коллаж: Русские в КазахстанеАмериканский финансовый конгломерат Bank of America в своем докладе Transforming World Atlas («Атлас меняющегося мира») составил рейтинг стран с максимальной вероятностью суверенного дефолта. В топ-10 входят: Венесуэла, Греция, Украина, Пакистан, Египет, Кипр, Россия, Бразилия, Казахстан и Турция. На другом конце списка страны с развитой экономикой — Германия, Швейцария, Швеция, США, Великобритания, Франция, Новая Зеландия, Австралия, Япония и Южная Корея. Корреспондент ИА REGNUM спросил у казахстанского экономиста Сергея Смирнова, насколько велика вероятность данного прогноза.

- Сергей, почему Казахстан и Россия оказались в зоне риска?

- Я думаю, это объясняется низкими ценами на сырьевые товары, которые являются основой жизни экономик России и Казахстана.

- То есть дело не в политических аспектах?

- Если рассматривать прогноз в отношении Украины, то да — там сыграли роль и экономический, и политический аспекты. А в отношении Казахстана политического аспекта нет, только экономический.

- А в отношении России? Сыграли ли в этом прогнозе свою роль санкции?

- Не только санкции. В отношении России совпало два фактора: снижение цен на сырьевые биржевые товары плюс санкции, которые привели к снижению темпов развития экономики России. Поэтому риски суверенного дефолта возросли. Немалую роль сыграла в этом и ситуация вокруг ЮКОСА. Она тоже снижает роль России во всяких рейтингах.

- Но если сравнивать экономики России и США по показателю госдолга, то в США он составляет 18 трлн, а в России — всего 51 млрд долларов.

- Америка сама печатает те доллары, в которых оцениваются все эти долги. Поэтому для нее это малочувствительно.

- Насколько достоверен прогноз, что в Казахстане, России и НА Украине произойдет дефолт?

- Я думаю, что на Украине — вполне возможно. А в России и в Казахстане — в этом году вероятность суверенного дефолта маловероятна.

- Насколько маловероятна?

- В процентах сказать не могу, но в этом году не произойдет. А с Украиной все понятно — она в долгах как в шелках. Даже иностранные банки прогнозируют, что дефолт Украины произойдет в сентябре.

- Вы согласны с таким прогнозом?

- Да. Экономика Украины падает, ее золотовалютные резервы в два-три раза за год сократились, долги в несколько раз возросли. И живет сейчас Украина исключительно за счет кредитов западных стран.

- Аналитики швейцарского хедж-фонда Insch Capital Management прогнозируют, что цены на нефть вскоре выйдут из текущего бокового тренда и начнут расти. По их оценкам, к началу 2016 года котировки нефти будут торговаться в районе $82 за баррель.

- А за счет чего? Из-за девальвации юаня на 3%? Я думаю, что цена будет варьироваться в пределах 50 долларов за баррель. Я только что смотрел котировки — цены снижаются.

- Санкции против России были и в прошлом году, как, впрочем, и колебания цен на нефть. Однако прогноз суверенного дефолта появился только сейчас. С чем это связано?

- Россия не является основным потребителем нефти. Основным потребителем нефти в мире является Китай. У него сейчас экономика падает. Недавно китайский премьер заявил, что в текущем году рост ВВП в Китае будет около семи процентов. Он не сказал: 7,5 или 7,1%. То есть может быть и семь процентов, а может и ниже. Некоторые эксперты оценивают рост китайской экономики в текущем году в районе пяти процентов. А раз экономика Китая сжимается, то, естественно, и потребление энергоресурсов и сырьевых ресурсов будет снижаться.

- И это может стать причиной суверенного дефолта?

- Нет, это может стать причиной падения цен на нефть. Тем более что девальвация в Китае небольшая. Суммарно — 3%. На экономику Китая не повлияет. У него будет продолжаться падение спроса на ту же самую нефть, что приведет к сохранению тренда снижения цен на нефть.

- Получается, что сжатие китайской экономики и снижение курса юаня приведет к сокращению потребления энергоресурсов и, как следствие, к падению цен на нефть. А это в свою очередь отразится на всей мировой экономике в целом?

- Да. Но дело не только в этом, но и в общем снижении темпов развитии мировой экономики. Нам, чтобы получать прежние доходы, нужно повышать прежнюю добычу нефти, но, как мы видим последние три года, объемы добычи падают.

- Как это отразится на экономике Казахстана? Произойдет снижение ВВП либо увеличится инфляция?

- Я думаю, будет и то, и другое. В процентах сложно сказать, потому что непонятно, будет ли у нас девальвация. Понятно, что наши власти отказались от одномоментной девальвации и решили осуществлять ее плавно. Какими темпами она будет ползти — сказать сложно. А от этого будет многое зависеть.

- Девальвация является панацеей в данном случае?

- Нет, конечно. Это лишь одно из средств.

- Но необходимость девальвации существует?

- Безусловно, да. Не одномоментная, но постепенная. В прошлый раз, когда одномоментно обвалили тенге, глава Нацбанка Кайрат Келимбетов заявлял, что эффекта от этой девальвации хватит на несколько лет. Но сейчас мы видим, что несколько лет не прошло, но тенге обесценивается. Это результат слабого развития мировой экономики.

- А насколько необходимо девальвировать тенге?

- Я встречал разные экспертные мнения — от 15 до 20%.

- А какова ваша точка зрения?

- Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Слишком много неизвестных. К примеру, что будет с ценами на нефть? Сейчас начнется отопительный сезон, и вполне возможно, что цены на нефть начнут немного расти, соответственно, доходы сырьевых стран возрастут.

- Подытоживая: дефолта не будет, но экономике придется туго?

Да, дефолта не будет ни в России, ни в Казахстане. В этом году во всяком случае точно. Что касается лидеров этого рейтинга — Греции, Украины — то, я думаю, что в первую очередь дефолт произойдет все же на Украине. Потому что Греция является членом Евросоюза, и ЕС не заинтересован в обвале ее экономики. Украина же не является членом ЕС, и к ее дефолту спокойно отнесутся. Это уже сейчас видно.