Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

ЕАЭС работает на экспорт... Вступление Казахстана в ВТО усложнит торговлю внутри союза

Татьяна ЕдовинаКоммерсант
17 октября 2015

На очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета главы России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии достраивали "бюрократическую" основу ЕАЭС — утверждено 15 программных документов, задающих направления развития союза до 2030 года. Одобрены, в частности, основные направления экономического развития организации — о регулировании валютной и макроэкономической политики, финансовых рынков. Это должно помочь в преодолении "турбулентности и неопределенности" мировых рынков, пояснил назначение документа глава ЕЭК (регулирующий орган союза) Виктор Христенко. Напомним, Казахстан и Белоруссия ранее не раз выказывали недовольство потерей конкурентных преимуществ своих производителей из-за удешевления товаров из РФ, которое было вызвано резкой девальвацией российского рубля. Впрочем, о появлении единой валюты речи пока не идет — как заявляли ранее в комиссии, это может произойти не ранее 2025 года.

Сам Виктор Христенко полномочия руководителя ЕЭК слагает — с 1 февраля новым председателем комиссии станет бывший премьер-министр Армении Тигран Саркисян (согласно договору о создании ЕАЭС, возглавлять ЕЭК в алфавитном порядке будут все страны союза). Выбор кандидатуры господина Саркисяна источник "Ъ" в ЕЭК объясняет тем, что ранее именно он отвечал за вхождение Армении в ЕАЭС и в целом зарекомендовал себя искусным дипломатом (сейчас Тигран Саркисян — посол Армении в США). Мандаты министров коллегии ЕЭК также истекают в конце этого года. После этого их число будет сокращено с 14 до 10 (по два представителя от каждой страны). Сейчас у всех стран "пятерки" — по три представителя, за исключением присоединившейся последней Киргизии — у нее два.

Один из подписанных вчера документов, способный оказать влияние на бизнес уже в ближайшее время,— "О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации". Поясним, по правилам ЕАЭС страны союза должны применять единый таможенный тариф на импорт (ЕТТ). Однако Казахстан в ходе переговоров о вступлении в ВТО (начавшихся задолго до формирования Таможенного союза) сумел согласовать более значительное снижение пошлин, чем Россия. Теперь начнется долгий (до десяти лет) процесс их унификации, но чтобы не тормозить вступление Казахстана в ВТО, участники ЕАЭС согласились утвердить изъятия из ЕТТ по всем позициям, где есть расхождение в тарифах (всего около 3 тыс.).

Эти изъятия несут в себе риски перетока в Россию товаров, растаможенных в Казахстане по более низким ставкам (прежде всего, речь идет о бытовой технике и продовольствии). Желая предотвратить это, в ЕЭК разработали меры по синхронизации работы таможенников стран союза и введению механизма доплаты пошлин при пересечении внутренних границ Казахстана с РФ и Киргизией (см. "Ъ" от 13 октября). Однако явного контроля на границе не появится, импортеры должны будут просто заявлять о намерении вывезти товар, ввезенный по казахстанским пошлинам, в Россию. Российская таможенная служба намерена проследить за полнотой уплаты с помощью разрабатываемых статистических форм и постконтроля.

Эксперты видят в этом некоторое отступление от принципа единого таможенного пространства. "Это искусственно созданная ситуация — введение дополнительных мер контроля грозит новыми претензиями членов ЕАЭС друг к другу, а возможность эффективного контроля над потоками товаров пока остается под вопросом",— говорит завотделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергей Афонцев. По его словам, вместо одобрения изъятий для Казахстана страны могли бы пойти на понижение единого тарифа ЕАЭС до согласованного Астаной с ВТО уровня — в условиях подорожания импорта, вызванного девальвацией рубля, это было бы выгодно потребителям. Принятое же сейчас решение может привести к недобору бюджетных поступлений от пошлин — часть этих средств останется у импортеров.

Несколько усложнив внутреннюю торговлю, в ЕАЭС готовы упрощать ее с внешними партнерами. Вчера было объявлено о старте переговоров с Израилем по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) — ранее проводились лишь консультации. Эффект от новой ЗСТ оценивается, впрочем, весьма скромно: для РФ выигрыш от увеличения экспорта в эту страну составит $100-120 млн. Как ранее заявлял министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев, предполагается, что отмена пошлин позволит РФ нарастить поставки зерна и молочной продукции, а Израилю — медтехники, лекарств, телеком-оборудования. Кроме того, в начале 2016 года пройдет и первый раунд переговоров с Китаем о заключении торгово-экономического соглашения. По данным "Ъ", стороны сейчас только готовят свои предложения к переговорам, но известно, что снижения пошлин не предполагается: в отличие от Китая, Россия не готова создавать ЗСТ, предусматривающую торговлю без пошлин,— опасаясь, в том числе, конкуренции со стороны китайских товаров.