Сегодня

448,89    477,93    62,02    4,76
Экономика

Если тенге достигнет дна – два сценария для Национального банка

Алексей ЧекрыжовБерлек-Единство
17 декабря 2015

Курс американской валюты накануне достиг уровня 337,8 тенге. При этом в начале недели в обменных пунктах доллар можно было купить за 331 тенге. Общественность и экспертная среда в Казахстане уже выступают с критикой Национального банка, который пока «не реагирует на изменения». Однако финансовый регулятор уже дал комментарий своим действиям. По словам представителей Национального банка, регулятор присутствует на валютном рынке, нивелируя кратковременные колебания курса национальной валюты Казахстана, но вместе с тем, «не препятствует действию фундаментальных факторов, определяющих соотношение спроса и предложения на иностранную валюту».

Основным фактором колебания курса национальной валюты Казахстана остается внешняя конъюнктура мирового сырьевого и финансового рынков. Тенге сегодня отыгрывает уже очередное падение цен на нефть. С начала месяца цены на черное золото упали почти на 15%, что заставляет экспертов говорить об ожиданиях роста курса доллара до 335-340 тенге. При этом ряд специалистов предрекают максимальное падение курса национальной валюты Казахстана в течение 2016 года. Все чаще звучат заявления о том, что тенге еще не достиг своего дна.

Причина негативных прогнозов все та же. Ряд мировых держав готовы выпустить на рынок новые объемы нефти. Среди основных рисковых для цены факторов можно назвать стремление Ирана увеличить поставки сырья. Этому способствует готовность международного сообщества снять санкции с Исламской Республики. Однако по сообщению СМИ совсем недавно Тегеран провел испытания баллистических ракет, что может сказаться на настроениях ООН.

Тем не менее, даже если на секунду забыть о намерениях Ирана выбросить на мировой рынок большие объемы дешевой нефти, есть и другие факторы снижения цен этого ресурса. Например, существуют возможности того, что в США будет снят действующий 40 лет запрет на экспорт нефти. Новых больших объемов американской нефти на рынке ждать не приходится, однако сама новость об этом вызовет дополнительный импульс снижения цен. К слову, рынок уже замер в ожидании информации от США. Помимо всего прочего, страны ОПЕК также не устают поддерживать мнение мировой общественности о неготовности снижения квоты на добычу. Хотя порой даже слухи о возможности пересмотра квоты заставляют цены на черное золото ползти вверх.

По этим причинам, в следующем году действительно можно ждать максимума снижения курса тенге. В этой связи интересной будет реакция финансового регулятора Казахстана на возможные изменения. Нельзя исключать того, что Национальный банк может вернуться к инструменту интервенций, искусственно поддерживающих курс валюты. Существуют риски промедления включения Нацбанка в участие на внутреннем валютном рынке, в том числе и по причине того, что новое руководство регулятора может осторожничать.

Таким образом, государственному аппарату придется выбирать меньшее из двух зол. Первым вариантом является невмешательство Национального банка во внутренний валютный рынок. При таком сценарии курс доллара может вырасти до 400 тенге. В этом случае тенге действительно будет «оценен» по достоинству, соответствуя уровню социально-экономического развития Казахстана. В вопросах образования курса национальной валюты на первое место постепенно выйдут производственные факторы, чего, тем не менее, не достичь в краткосрочной перспективе. Однако неизвестно сможет ли государство искусственно поддерживать уровень жизни населения Казахстана. Не исключено, что на это просто не хватит накопленных ресурсов, кроме практически неиссякаемых административных.

Второй возможный сценарий характеризуется возвратом Национального банка к политике интервенций. В таком случае курс тенге будет поддерживаться искусственно, что тоже нельзя однозначно положительным шагом. С другой стороны, этот подход нивелирует возможность возникновения новых социальных рисков. Конечно, такой прогноз теоретезирован, однако единственно не подвергается сомнению то, что Национальному банку Казахстана в следующем году придется прибегнуть к опустошению собственных резервов.