Сегодня

445,66    474,58    61,53    4,78
Экономика

Законы – это для народа, а элите – …Панаму?

Манкурт ШалаказаховСпик
17 мая 2016

В свете накрывшей Казахстан волны панамских оффшоров как-то по-новому заиграли старые фразы. Взять, к примеру, хотя бы прозвучавшее (этой зимой), настоятельное требование уважаемого депутата паралмента РК Дариги Назарбаевой, адресованное к самозанятым: «не жадничать» (?) и делиться своими доходами с государством. Надо сказать, что Дарига Нурсултановна много что озвучивает животрепещуще-актуального и ее нахождение в парламенте, по большому счету, это благо для общества и общественного мнения. Но только не в данном случае… Актуальность как всегда присутствует, но в свете последних информаций и открытий, со смыслом и логикой в этот раз явно вышла промашка. Напомним, это было еще до панамского всепланетарного слива… Но уже тогда это прозвучало, мягко говоря, мало адекватно ситуации, когда народ, а уж тем более масса самозанятых, априори давным-давно и прекрасно понимает, что, именно тот слой нашего общества, которому вся и во всем принадлежит дочь главы государства, свои собственные доходы держит в тихих финансовых гаванях… И явно не для того, чтобы делиться ими с казной (читай с народом)…

Третий закон диалектики – переход количественных изменений в качественные – констатирует, что чем меньше круг лиц – тем легче решать по нему вопросы. Но когда у узкого круга денег больше, чем у широкого – это вносит мощную поправку, ведь финансы тоже подпадают под действие перехода количества в качество. По «Панамгейту» проходят 265 фамилий из Республики Казахстан, а самозанятых в стране за два миллиона. Вопрос: где легче навести порядок???!!!... По идее гораздо логичнее и продуктивнее было бы поработать с богатыми людьми, если уж так остро стоит проблема наполнения государственного бюджета. Даже МБРР (Международный банк реконструкции и развития) вошел в положение и дал $1 млрд на финансирование дефицита бюджета. Но нашего спикера-ньюсмейкера, видимо, завораживают масштабы, поэтому она внесла личный вклад в работу по тому, чтобы доходы самозанятых направлялись в госбюджет.

Учитывая общее число самозанятых, наверняка среди них есть и вполне зажиточные люди. Но вот владельцев оффшорных счетов в Панаме там явно не наблюдается. При этом однозначно большой процент тех, кого нищета отправила на панель или воровать. Ведь совсем неслучайно даже огромный полицейский аппарат государства десять лет не может справиться с ростом уличной преступности. Как раз в силу того, что за данным ростом стоят социальные причины. Это разве подросшие детки самозанятых держит в оффшорах миллионы? - однако в финансовой недисциплинированности с высокой государственной должности видны только самозанятые… Уже только одни такие аналогии рождают острое чувство несправедливости!

Как бы то ни было, но разработать специальный законопроект по оффшорным зонам и правилам работы с ними предложил Азат Перуашев, мажилисмен от партии «Ак Жол». Того же Айсултана Назарбаева хватает лишь на заявления о юрте на Талдыколе (сточное озеро) для акима Астаны. Оффшоры казахстанским законодательством не запрещены, но и то, что это канал увода денег из страны – все мало-мальски образованные люди четко понимают. Опять же, ведь отнюдь не самозанятые из республики миллиарды и миллиарды долларов вывели и выводят, верно?. Для того, чтобы иметь денежку в далекой загранице - для этого нужны доступ к бюджетам, банковской инфраструктуре, государственным регулирующим и контролирующим органам. А всем этим «джентльменским набором» обладают наши элитарии, которые, прежде всего, окопались не в рядах самозанятых, а в вполне себе бюджетных и околобюджетных организациях. Напомнить, кем до последнего времени был, допустим Нурали Назарбаев?..

Ясное дело, оффшоры придумали не в Казахстане. Впрочем, как и манеру давать взятки. МВФ подсчитал, что по миру в год на взятки тратится от $1,5 до $2 трлн. Тут весь ВВП РК много-много раз поместится. Организовали все это «наши партнеры» с Запада и они же используют инструмент «налоговых гаваней» как для бегства от налогов, так и для сведения счетов друг с другом. С той только разницей, что процедуры там отлажены. Попался Джеймс Кэмерон – экс-премьер Великобритании – на «панамских документах» – идет отчитываться в парламенте. Попался Ерлан Сагадиев – бурчит что-то невнятное в СМИ про бизнес до прихода на госслужбу. Когда у министра финансов Бахыта Султанова попросили прокомментировать ситуацию с оффшорами, то он просто ретировался от журналистов. А вот то, что 1700 алматинских предпринимателей не установили контрольно-кассовые машины – про это департамент государственных доходов по Алматы всегда с радостью и подробностью расскажет. А вот что пишет в Facebook журналист Асемгуль Касенова: «Сегодня опять догоняли ретивых спикеров в Мажилисе, пытались спросить об офшорах и вдогонку им напоминали: а Президент сказал, что министры не должны убегать от журналистов. Экс-спикер прошлого созыва, а ныне депутат Кабибулла Джакупов на вопрос о наличии его фамилии или имён родственников в списке бросил на ходу: «Вы видите – я иду», – и поспешил удалиться».

Разумеется, Казахстан не единственная страна, где государственное руководство больше озабочено проблемами пополнения бюджета за счет бедных, а не богатых. Вот и в соседней России всего за один год бедных стало на 10 млн больше, тогда как состояния олигархов в ближнем круге Владимира Путина отнюдь не похудели. И для них придумываются всевозможные модели и схемы, чтобы миллиардеры могли пережить трудные времена. Ну а народ …а что народ?.. уж как-нибудь перетопчется.

Между тем, тот же МВФ отмечает, что коррупция ежегодно замедляет экономический рост гораздо сильнее, чем уклонение от уплаты налогов и непрекращающаяся бедность. Проблема Казахстана в том, что здесь сразу и коррупция, и уклонение от налогов, и, непрекращающаяся бедность. И еще… Не секрет, что наши «богатенькие буратины», живущие в природоохранной зоне, в предгорьях, почти на альпийских лугах (фамилии называть не будем…) как раз сами то, по части уплаты налогов совсем даже не впереди планеты всей и класса самозанятых. Это они же не оплачивают налог на транспорт (хотя ездят сплошь и рядом на дорогущих и монструозных джипах последних моделей), не платят за газ, земельный налог и прочие коммунальные расходы… Годами! Помнится, по сему поводу были даже материалы в СМИ, но эту благодатную тему быстро свернули, ну а проблема то не исчезла… Иными словами, это же секрет Полишинеля, что налоговую базу у нас составляет население, которое не относится к элитным кругам…

Когда в оффшор бегут бизнесмены – это понять можно. Кому охота лишний раз делиться с государством трудом заработанными деньгами? Вот и получается, что главный поставщик металлических изделий в Иран – это ОАЭ, хотя в эмиратах ни одного горнометаллургического комбината нет. Просто россияне по бумагам гоняют корабли через ОАЭ, которые в действительности плывут в иранские порты по Каспию. Реальная проблема наступает, когда в оффшор прячут наворованное чиновники. Вот эти точно палец о палец не ударили и ни о каком последующем реинвестировании уведенных в «налоговую гавань» средств в национальную экономику говорить не приходится. Здесь оффшорные компании нужны только для того, чтобы украсть еще. Как говорится, провода проложены и остается только пустить по ним ток.

Если проследить за высказываниями мажилисвумен Гульжан Карагусовой, то складывается впечатление, что подобные ей люди понимают только один формат общения с народом – властно-потребительский. Поэтому, когда обсуждался законопроект «О коллекторский деятельности» и мажилисмен Мухтар Тиникеев предложил его отклонить как антинародный, председательствовавшая на заседании г-жа Карагусова произнесла знаменитое: «Как говорят, чтобы бороться с мафией – ее надо возглавить. Вот этим законом эту мафию государство возглавит и самое главное – будет регулировать. Извините, я неправильно говорю, но принцип тот же». И вот такой подход всегда и во всем, когда дело касается народа. Как только формат переходит на элиту – модель поведения государственной машины сразу меняется на прямо противоположную. Здесь и не заметят нарушений (если фигурант не проиграл в межклановом замесе), и войдут в положение, и суд всегда проявит запредельный гуманизм. Законы – они же для народа, а для элитариев есть правила и понятия, точнее – «правила по понятиям».

Виесте с тем, элите стран третьего мира противопоказано держать деньги хоть в оффшорах, хоть на счетах в западных банках. Просто в силу того, что «развитые демократии» «недоразвитые» за партнеров не считают. Для них государства, подобные Казахстану – это в первую очередь ресурс. Как корова. Пока ее выгоднее доить – доят, станет продуктивнее превратить корову в говядину – пустят под нож. История с Ливией показала все это с предельной наглядностью, где средства Национального фонда государства были объявлены преступными деньгами лично Муаммара Каддафи или его сыновей. Да и Кипр продемонстрировал, что всегда можно найти «демократический» инструмент, который заставит чужих поделиться в пользу тех, на чьей территории находятся деньги. Панама – это всего лишь «вишенка» на торте.

Очень хорошо, кстати, что власть в вопросе по продаже земель сельхозназначения в частную собственность через аукционы и ее аренду иностранцами на 25 лет через конкурсы взяла тайм-аут в виде президентского моратория на год. Как минимум такое решение свидетельствует о намерении договориться (через механизм той же Земельной комиссии), вместо устоявшейся традиции все ломать через колено. Раз взят правильный курс в земельном вопросе, то надо и в комбинации оффшоров с самозанятыми подходить к проблеме конструктивно. Больше порядка в проблеме увода денег из Казахстана в «налоговые гавани» – менее кричащей будет и ситуация с самозанятыми. Элите давно пора перестать создавать отдельные правила игры для себя и для народа. Если прийти к единому формату, то гармонии в государстве однозначно прибавится.