Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

Со свистом спускаем последнее…

ТрибунаТрибуна
30 мая 2016

Коллаж: Русские в КазахстанеСредства Национального и пенсионного фондов ускоренно вливаются в проекты частного бизнеса. При этом у правительства нет представления о том, какой эффект это принесет экономике, и оно не делится с обществом информацией о получателях средств и их возвратности.

Глава государства недавно подверг критике реализацию программы индустриально-инновационного развития. Из новых проектов 21 простаивает, 13 вообще исключены, как проблемные, многие не загружены на полную мощность. И это только вершина айсберга. Его «подводная часть» заключается в том, что многие приоритеты в экономической политике были выбраны «на авось», без четкой проработки рыночных перспектив сбыта продукции. Все было основано на заказах госорганов и госкомпаний.

Кроме того, за последние полтора года серьезным образом изменилась ситуация на рынке. Девальвация тенге сделала абсолютно невыгодными производства, которые базируются на импортных комплектующих. В то же время она сильно удешевила трудовые издержки:

зарплаты в Казахстане стали вдвое ниже, чем в Китае. Все это требует пересмотра индустриальной политики. Вместо этого мы изо всех сил цепляемся за старые избитые методы поддержки – через все тот же госзаказ. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» подписала очередные соглашения с 8 нацкомпаниями, которым придется покупать продукцию отечественных предприятий, поскольку девать ее больше некуда.

Понятно, что эта мера временная, и проблемы неконкурентоспособности промышленности она не решит. Напротив, она приносит только вред, поскольку оттягивает структурные реформы. Впрочем, ничего другого правительство предложить не может, никаких других инструментов, кроме госзаказа и госденег, оно не знает.

Несмотря на отсутствие у государства четкой экономической стратегии, деньги на поддержку экономики из двух главных всенародных резервов – Национального фонда и Единого накопительного пенсионного фонда – уходят просто «со свистом».

Комиссия по контролю за расходованием средств Национального фонда сообщила, что на стимулирование экономики был выделен 341 миллиард тенге. Деньги пошли двум структурам – Банку развития Казахстана и фонду поддержки предпринимательства «Даму». Обе эти конторы входят в состав холдинга «Байтерек», которые недавно возглавил экс-министр национальной экономики Ерболат Досаев, ушедший в отставку после скандала вокруг земельной реформы.

Об использовании этих огромных средств Комиссия отчиталась совершенно формально, будто речь идет о покупке двух булок хлеба и пакета молока в соседнем магазине. Дали лишь один показатель – процент освоения средств. А о том, кем и на что они «освоены», данных нет. Есть лишь самые общие направления. Например, 26 миллиардов тенге пошли на субсидирование потребительских кредитов на покупку автомобилей.

Компании малого и среднего бизнеса в сфере обрабатывающей промышленности получили 100 миллиардов тенге, столько же досталось крупным предприятиям. Кто именно получил, какие проекты на эти деньги реализованы, и какая от них будет отдача для экономики (а не только владельцев компаний), не сообщается.

Полным ходом идет и распределение средств Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Зампред Национального банка Галимжан Пирматов сообщил, что 62,2 миллиарда тенге уже переданы 12 банкам, которые направят эти средства на кредитование малого и среднего бизнеса. Причем кредитуется не производство, а пополнение оборотного капитала и рефинансирование старых займов. Проще говоря, за счет пенсионных накоплений решаются финансовые проблемы бизнеса, который не может расплатиться по долгам или оказался без наличности, чтобы поддерживать свою текущую деятельность. Всего на эти цели из ЕНПФ выделят 200 миллиардов тенге.

Еще 400 миллиардов тенге из пенсионных накоплений получат компании так называемого квазигосударственного сектора. Из них 50 миллиардов уже выделено, а оставшаяся сумма, по словам Пирматова, «будет инвестирована в течение 2016 года по мере готовности эмитентов». Иными словами, нацкомпании еще даже не готовы к получению денег, которые уже есть. Это лишний раз подчеркивает, с какой легкостью вкладываются пенсионные накопления, большая часть которых идет на финансирование проектов частного бизнеса. Одна из причин заключается в том, что перед центральными и местными госорганами поставлена задача «освоения», и они из кожи вон лезут, не заботясь о качестве вложений.

Но есть ли смысл сейчас с такой скоростью буквально «распихивать» средства Нацфонда и ЕНПФ? Ведь это два последних бастиона, которые спасают страну от финансовой катастрофы. Других резервов просто нет.