Сегодня

448,56    478,03    61,97    4,79
Экономика

Странная госпрограмма: удельный вес против здравого смысла

Серикжан АдиловCentral Asia Monitor
18 июля 2016

Чем больше государство форсированными темпами пытается влить в экономику будущего бюджетные ассигнования, тем чаще такой подход вызывает вопросы, а то и откровенное недоумение. Ведь под крылышко операторов государственных программ зачастую попадают обычные бюджетоеды, а миллиарды тенге, потраченные на их поддержку, растворяются в мутных водах странных проектов.

Мы достаточно много рассказывали как о фактах вопиющей безответственности чиновников, реализующих госпрограммы поддержки бизнеса, в частности ГП ФИИР, так и о наглости предпринимателей, беззастенчиво присосавшихся к бюджетному соску. Но, похоже, горбатого только могила исправит.

Недавно дровишек в топку, где синим пламенем горят инициативы государства, подкинул депутат мажилиса Нуртай Сабильянов, обративший внимание общественности на очередную госпрограмму, обросшую за пять лет своего существования мифами и легендами светлого завтра. Ее итоги выражаются лишь в многочисленных проблемах, вызванных ­некачественным отбором участников, а также в ­"неотбитых" деньгах. Речь идет о программе посткризисного восстановления.

Ее участниками должны были стать конкурентоспособные предприятия, задолженность которых превышает 4,5 миллиарда. Меры государственной поддержки заключались в списании части их долгов, изменении графика погашения платежей, субсидировании выплаты кредитов размером до семи процентов годовых, отсрочке по уплате налогов и других платежей в бюджет до трех лет, предоставлении гарантированного государственного заказа на четыре года, содействии в поиске стратегических инвесторов, а также в 50-процентном субсидировании оплаты услуг консультанта по разработке и сопровождению планов оздоровления.

Но что получилось в итоге?

- Министерством финансов субсидированы 55 компаний, из них 32, или более половины, занимаются оптово-розничной торговлей, арендой недвижимости, гостиничным бизнесом, сферой отдыха и развлечений. С 2011-го по 2015-й год из республиканского бюджета были выделены 57,8 миллиарда тенге. В прошлом году им было выдано субсидий на 15,8 миллиарда тенге. Всего участниками программы было уплачено: КПН - 2,3 миллиарда тенге, ИПН - 1,7 миллиарда.

В итоге ни в 2014-м, ни в 2015-м большого увеличения налоговых поступлений в бюджет и увеличения рабочих мест по ним не было. Тем не менее в бюджете этого года для них снова предусмотрены безвозмездные средства в размере 9,5 миллиарда тенге. Чем эти обычные 32 компании непроизводственной сферы заслужили безвозмездные, безвозвратные деньги из бюджета? К сожалению, иногда безвозмездное предоставление бюджетных средств приводит к иждивенческому настроению предпринимателей. Исходя из данных о реализации этой программы, можно говорить о неэффективном расходовании бюджетных средств, - заявил в интервью нашим коллегам депутат Сабильянов.

Впрочем, ни оператор программы (Минфин), ни ответственные за ее реализацию министерства официально подобных обвинений не получали. И неудивительно, так как вовремя подсуетились, обставив все так, что и комар носа не подточит.

Вы спросите: каким образом предприятия общепита и риэлторские конторы стали вдруг системообразующими предприятиями? Да очень просто. В августе 2011 года появился совместный приказ четырех министерств (финансов, экономики и бюджетного планирования, индустрии и новых технологий, сельского хозяйства), который и дал "зеленый свет" практически всем желающим стать участниками этой программы. Для признания предприятия системообразующим министры ввели два критерия, которым должны соответствовать потенциальные участники. Удельный вес предприятия в общем объеме промышленной продукции или оказанных услуг за один год из трех минувших должен составлять не менее 0,1 процента.

Таким же должен быть и планируемый удельный вес. Вот и все. Остальные же критерии - значимость предприятия для сохранения и развития производственных цепочек, наличие потенциала для перехода к производству продукции с более высоким переделом, актуальность выпускаемой продукции или оказываемых услуг, возможность получения от его деятельности мультипликативного эффекта, развитие сопутствующих предприятий и т.д. - носят рекомендательный характер.

Причем функцию определять, является предприятие системообразующим или нет, всучили акиматам. Что как минимум странно. Ведь еще в период первой пятилетки программы ФИИР акиматы шокировали публику обилием проектов низкого качества, которые они пропихивали в республиканскую карту индустриализации.

Словом, получилось опять двадцать пять. Конечно, за акимами стояла плотная шеренга других людей, принимающих решения - отраслевые эксперты, представители Минфина, специально созданный совет во главе с премьер-министром. Но от этого факт не перестает быть фактом. В программу, например, попало ТОО "Цементный завод Семей", которое на момент ее старта было уличено в ценовом сговоре с другим производителем цемента и заплатило штраф в размере шести миллионов тенге. Кстати, спустя два года предприятию были предъявлены аналогичные обвинения.

Или взять другое печально известное, особенно нашим читателям, предприятие - ТОО "Казахцемент". Вкратце напомним, что это ТОО, созданное десять лет назад бывшим сенатором Ерболатом Апсалямовым (который, к слову сказать, приложил руку и к руководству заводом в Семее), на средства "Банка развития Казахстана" семь лет строило цементный завод в ВКО. Дата его пуска объявлялась каждый год, при этом постоянно происходило удорожание проекта, который тем не менее был обласкан вниманием государства и принят во множество госпро­грамм, в том числе и в ГП ФИИР. Общая стоимость проекта достигла 19,5 миллиарда тенге, что по меркам цементного завода сумма феноменальная.

В конце 2012 года с участием президента страны завод все-таки был запущен. А дальше… Сегодня об этом предприятии все молчат как о покойнике. И никто из операторов тех программ, в которых оно принимало участие, не спешит делиться информацией о том, приблизился ли за последние три с половиной года "Казахцемент" к заявленному мультипликационному эффекту.

Ладно, эти компании хотя бы занимаются реальным производством, о необходимости поддержки которого и говорили перед стартом программы такие знаковые фигуры, как Тимур Кулибаев, Григорий Марченко, Азат Перуашев - тогда еще глава НПП "Атамекен". И в перспективе все-таки есть надежда на то, что забуксовавшие производства сыграют заявленную роль. Но вот что касается участников программы из "другой категории"…

Вообще, удивительно видеть, на что персоны, принимающие решения, готовы тратить бюджетные деньги. То есть наши с вами, налогоплательщиков, деньги. Например, на поддержку торгово-развлекательных центров "Мега" в четырех регионах республики. Интересно, если бы Нурлан Каппаров встал на улице с протянутой рукой, многие бы казахстанцы подали ему милостыню? Или Райымбеку Баталову? Входящее в его холдинг ТОО "Оптовый клуб", владеющее сетью магазинов "Арзан", тоже получило госпомощь.

А вот еще информация к размышлению: одним из участников программы является ТОО "Чимбулак девелопмент" (строительство объектов на Чимбулаке). Им владеет группа "Капитал партнерс", соучредителем которой выступает Серик Жумашев, долларовый миллионер, попавший в список казахстанского "Форбса".

Среди участников значится и скандально извест­ное ТОО "Инвест Капитал Риэлти" (индустриально-логистический центр "Даму" в Илийском районе Алматинской области). Эта кампания строила железнодорожные пути без разрешения, причем на территории частных владений. В качестве ответчика она предстала перед судом и проиграла тяжбу.

Подобных примеров масса. И ведь не подкопаешься, поскольку главную роль в программе играет удельный вес, а не здравый смысл.