Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Экономика

Кашаган, может быть, окупится к 2030 году. Или нет.

По материалам 365инфо.кз
9 декабря 2016

Освоение первой фазы Кашагана не даст дохода, даже если баррель нефти будет стоить 100 долларов.

 

К такому вывод пришли аналитики инвестиционного банка Halyk Finance Мурат Темирханов и Асан Курманбеков. В своей работе «Экономика Кашагана» экономисты провели тщательный анализ возможностей и перспектив самого, пожалуй, трудоёмкого месторождения в истории.

 

Справедливости ради отметим, что условия соглашения о разделе продукции (СРП) по Кашагану конфиденциальны, также точно неизвестны реальные суммы инвестиций и другие детали проекта.

 

Тем не менее на основе открытой информации эксперты Halyk Finance смогли оценить текущее состояние проекта и его влияние на экономику страны. Основой расчетов стали условия соглашения о разделе продукции, описанные в документе Гарвардской бизнес школы Case Study “The Kashagan Production Sharing Agreement”.

 

Кашаган — самое дорогое месторождение в мире

 

«Ключевыми допущениями в нашем анализе были цена на нефть, сумма инвестиций в проект, а также продолжение работ по следующим фазам проекта, — отмечают авторы анализа.

 

С учетом негативных тенденций в глобальной экономике и на рынке нефти было предположено, что к 2025 году цена нефти марки Brent медленно вырастет до $60 за баррель и затем останется неизменной до конца проекта (2044 год).

 

Авторами было сделано допущение, что сегодня полностью завершена первая фаза проекта из трех запланированных, которая может дать максимальный уровень производства в 350 тысяч баррелей нефти в сутки, через три года после начала добычи. Тогда сумма инвестиций по первой фазе проекта составила примерно 50 млрд долларов, из них 46 млрд – это инвестиции, возмещаемые в соответствии с соглашением о разделе продукции.

 

Нужно отметить, что изначально (в 1997 году) оценочная стоимость первой фазы составляла 10.3 млрд долларов. Затем, начиная с 2005 года, начало добычи несколько раз откладывалась и оценочная стоимость начальной фазы выросла до 46 млрд долларов в 2012 году. При этом эксперты указывают, что рост стоимости проекта произошел не по вине участников, а из-за сложности самого месторождения, что было выявлено по мере подготовки месторождения к коммерческой добыче.

 

Первое улучшение наступит в 2030 году

 

Сегодня участники проекта не делают никаких заявлений по поводу начала работ по второй и третьей фазе Кашаганского проекта.

 

После затянувшегося процесса реализации проекта и слабых перспектив роста цен на нефть независимые эксперты довольно скептически относятся к продолжению проекта в текущих условиях.

 

«В связи с этим мы сделали наш анализ из допущения, что вторая и третья фазы не будут продолжены, все 50 млрд долларов затрат по проекту относятся только к первой фазе», — делают вывод специалисты Halyk Finance.

 

Исходя из всех этих допущений, с точки зрения участников проекта, IRR только первой фазы получился очень низким – 4,2%. При этом, судя по условиям СРП, минимально приемлемый показатель IRR для участников проекта равен 12,5% (IRR — внутренняя норма доходности.).

 

С точки зрения государства, номинальная окупаемость разрешенных инвестиций, включая 2016 год, займет 14 лет.

 

Начиная с 2030 года (после номинальной окупаемости проекта) произойдет первое улучшение раздела добываемой нефти в пользу государства, в результате чего прибыльная часть проекта (Profit oil) увеличится с 20% до 45%.

 

В СРП обозначены другие триггеры, которые должны увеличивать долю нефти, получаемую государством.

 

Триггер, связанный с превышением денежных поступлений над возмещаемыми затратами по проекту (1,4 раза), по расчетам специалистов Halyk Finance, сработает в 2031 году. После чего доля государства в прибыльной части проекта (Profit oil) будет постепенно увеличиваться с 10% в 2030 до 74% в последний год проекта (2044).

 

Кашаган и ВВП Казахстана

 

«Исходя из изложенных данных, мы оцениваем вклад Кашагана в рост ВВП на уровне чуть менее 0,7 пп в среднем в 2017–2019 годах, — отмечают авторы. — Затем, когда добыча нефти стабилизируется на максимальном уровне производительности, вклад Кашагана в рост ВВП резко уменьшится.

 

В расчет роста ВВП идут валовые доходы по проекту за минусом операционных расходов (без учета процентных расходов). Однако с учетом возмещения инвестиций и репатриации доходов иностранными участниками, реальный вклад Кашагана в экономику будет существенно меньше. По предварительным расчетам, с учетом возврата долгов НК КМГ по проекту, в 2017-2019 годах от доходов Кашаганского проекта в Казахстане будет оставаться 21% (с учетом доходов от доли НК КМГ).

 

После возврата долга НК КМГ с 2020 по 2029 гг. в Казахстане будет оставаться 32% от доходов проекта. В 2030 году сработает первый триггер по СРП, доля сразу вырастет до 39%. После этого через год начнет работать специальная шкала по второму триггеру СРП, в результате чего суммарная доля Казахстана в проекте постепенно вырастет с 39% в 2031 до 55% в 2044 году. И только после 2044 года вся нефть от Кашаганского проекта будет поступать в доход государства.

-1
    3 530