Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Экономика

Почему Путин отказался от полигона в Казахстане?

Роман Иванов365инфо.кз
7 июля 2017

Россия перестала нуждаться в полигоне на Эмбе и начинает экономить средства. 

 

1 июля 2017 Владимир Путин ратифицировал протокол о прекращении аренды полигона Эмба в Казахстане. Сам документ был подписан 20 октября 2016 года в Москве.

 

Как сообщает РИА Новости, Казахстану возвращается более 300 тыс. га земель, которые использовались российскими военными. На его территории проводились испытания зенитно-ракетных комплексов, средств ПВО, оперативно-тактических ракет, а также войсковые учения. Договор об аренде действовал с октября 1996 года.

 

Россия продолжает арендовать у Казахстана еще три военных полигона. Они находятся в Карагандинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях.

 

Дома решать проблемы проще

 

Политолог Замир Каражанов считает, что россияне просто оптимизируют расходы. Проекты, от которых нет ощутимой пользы, прикрываются. Видимо, Эмба тоже стала не нужна.

 

— На самом деле у России просто пропала необходимость в этом полигоне, зачем тогда за него платить? Чисто рациональное решение, — утверждает он.

 

Каражанов при этом напомнил, что как раз российские испытания на казахстанском полигоне иногда могли приводить к политическим последствиям пусть и не глобальным, но все равно неприятным.

 

— С этими испытаниями на полигонах у России вообще не все в порядке. Ракета упадет куда-нибудь не туда, сразу начинаются проблемы уже не экономические. Например, после трагедии в Жезказгане, когда в результате падения части ракеты погибли люди, сразу стали задавать вопросы «а почему это на нашей территории чужое оружие стреляет», — говорит политолог. — Так что россиянам проще использовать полигоны у себя на земле. Если вдруг возникнут проблемы — проще будет их решать.

 

Политолог считает, что если бы от аренды отказались из-за ухудшившихся отношений, одной Эмбой дело бы не ограничилось. Слишком много у нас с северным соседом взаимных обязательств и договоренностей, от сферы безопасности до инвестиций.

 

— Тогда бы все эти аспекты пострадали. На деле ничего подобного не происходит, мы строим совместные планы на будущее, подписываем все новые договоренности, все идет своим чередом, — говорит он.

 

Деньги потеряли — что делать с землей?

 

Политолог Султанбек Султангалиев тоже считает, что причина отказа России от продления аренды Эмба — сугубо экономическая.

 

— Как-никак, а российская сторона экономит серьезные суммы при отказе от аренды полигона. Напомню, что по информации СМИ, только в 2016 году Казахстан получил 7 млрд тенге за аренду полигона в условиях санкций и низких цен на энергоресурсы Россия вынуждена экономить, при этом максимально стараясь не навредить интересам собственной национальной безопасности.

 

Никаких поводов говорить о том, что Эмба может стать показателем «ухудшившихся отношений» Султангалиев не видит. Как и то, что отказ от аренды может привести к таким результатам.

 

— Россия была и остается ведущим геополитическим партнером и союзником нашей страны. Безопасность Казахстана, внешняя и внутренняя, во многом зависит от Российской Федерации, и ничего зазорного в этом нет — это объективная данность. В то же время эта связь является двухсторонней и крайне важной для самой России и ее национальных интересов. У нас есть шероховатости во взаимных, прежде всего торговых отношениях, но связаны они с тупостью и тяжеловесностью бюрократических аппаратов наших стран, а отнюдь не с политической волей руководства.

 

Российский фактор в казахстанской политике настолько силен, что не поддается конъюнктурному нивелированию, вне зависимости от симпатий кого бы то ни было. С Россией сложно, но без нее и невозможно обойтись, — говорит он.

 

Зато Султангалиев по поводу полигона ставит другой, более конкретный вопрос:

 

— Деньги за аренду Казахстан потерял. Что мы будем делать с этими 300 тыс. га земли? Полагаю, что ничего вразумительного. То есть повода для бурной радости я не вижу, — говорит он.

+7
    2 539