Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Экономика

Казахстанцы не спешат переселяться с юга на север — политолог

Татьяна Киселёва365инфо.кз
8 декабря 2017

В открытом доступе отсутствует информация о системной оценке результатов программы по переселению людей с юга на север Казахстана. Впрочем, отсутствуют и полные статистические данные о переселившихся на север с южных регионов.

 

Эффективность программы под вопросом. По мнению Ирины Черных, политолога и главного научного сотрудника КИСИ при президенте РК, оценивать данную программу необходимо на системном уровне с анализом количественно-качественных индикаторов. Однако такой оценки нет.

 

Сколько переселенцев?

 

— В СМИ указывается разная и не очень четкая информация о количестве прибывших в отдельные области северного Казахстана. Так, например, говорится, что «более 500 семей из ЮКО переехали в 54 села в СКО», или что «более 400 семей переехали в ВКО по программе “Дорожная карта занятости-2020″.

 

Более точная информация дается местными и республиканскими государственными органами. Например, по данным Управления координации занятости и социальных программ акимата Жамбылской области, опубликованным на начало июня 2017 года, из нее в ВКО в 2014 году переехало 2 семьи (9 человек), в 2015 году – 5 семей (17 человек), в СКО в 2016 году переселено 3 семьи (15 человек). В июне 2017 года министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова отметила, что в северные регионы переселилось 88 и готовы к переезду 1279 семей.

 

Однако, очевидно, эти цифры не раскрывают всей картины реализации программы:

 

  • сколько денег было выделено,
  • как трудоустроились переселенцы,
  • сколько из них не смогли интегрироваться в новые условия и вернулись на прежнее место жительства, — отмечает Черных.

 

Перспективы без желания

 

В любом случае, по ее словам, статистика более чем скромная, особенно с учетом выделяемого финансирования в рамках новой Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы. Как отмечает Черных, на ее реализацию в 2017 году предусмотрено 10,8 млрд тенге с охватом 12 886 человек.

 

— Но даже приведенный поверхностный анализ свидетельствует о том, что массового добровольного переселения из южных областей на север не наблюдается. Хотя много говорится о перспективах и планах программы переселения в будущем. Так, в 2018-2020 годы планируется переселить 59 тыс. семей, а это более 200 тыс. человек, из южных и западных регионов на север Казахстана с целью компенсировать убыль населения в

 

  • Северо-Казахстанской,
  • Павлодарской,
  • Восточно-Казахстанской
  • и Костанайской областях.

 

Насколько осуществимы намеченные планы, вопросом остается открытым, — считает политолог.

 

Нехватка кадров не восполняется

 

По ее словам, о неэффективности программы переселения из «трудоизбыточных» южных регионов в «трудодефицитные» северные говорят несколько факторов. В частности, в северных областях региона существует потребность в квалифицированной рабочей силе. Есть вакансии комбайнеров, ветеринарных врачей, механизаторов, медицинских работников, учителей, специалистов строительных профессий – сварщиков, бетонщиков.

 

— Таким образом, здесь ощущается дефицит людей с профессиональным образованием.

 

Ориентированными же на переселение из южных регионов являются преимущественно безработные, в том числе молодежь, особенно проживающая в сельской местности. То есть те социальные группы, которые не обладают требуемой квалификацией и востребованными в северных регионах профессиями. Более того, даже условно «трудоизбыточные» южные области Казахстана испытывают дефицит профессиональных трудовых ресурсов. Иначе говоря, здесь есть излишек трудовых ресурсов низкого качества, который дополняется дефицитом профессиональных ресурсов, — подмечает Ирина Черных.

 

Деньги на ветер?

 

И хотя для профессионального обучения молодежи реализуется программа «Серпін», которая предполагает предоставление образовательных грантов молодёжи южных областей для обучения на севере с последующим трудоустройством в этих же регионах, по наблюдениям Черных, происходит так, что практически все грантополучатели, отучившись, возвращаются назад в свои южные населенные пункты.

 

— По данным, например, акимата Северо-Казахстанской области, в текущем году по программе «Серпін» было обучено 67 человек, из них в области остались только 10 человек. И в этом случае также отсутствуют официальные данные по оценке эффективности этой программы, — говорит эксперт КИСИ.

 

Между тем, при переселении человек получает социальный пакет, включающий средства на первичную адаптацию и возмещение расходов на проезд и провоз багажа. По данным Черных, размеры государственной поддержки составляют 50 МРП подъемных главе семьи и 35 МРП на каждого члена семьи.

 

Государство также субсидирует в течение первого года расходы на аренду, наем жилья (34 000-68 000 тенге в месяц). Далее переселенцы в соответствии с правилами программы жилищного строительства могут претендовать на жилье. Предполагается и предоставление земельного участка.

 

Получил «подъемные» и вернулся

 

— Здесь возникает вопрос, насколько эта система мер государственной поддержки является эффективной, как качественно работает бюрократия на всех уровнях по предоставлению данных льгот? С другой стороны, такой социальный пакет может стать «лакомым кусочком» для тех, кто не прочь получить его, а потом вернуться обратно, — выделяет она.

 

Нельзя, по ее мнению, не учитывать и фактор регионализации, характеризующийся определенной спецификой поведения южных казахов, а также этноязыковыми особенностями северных областей, которые русифицированы гораздо сильнее южных.

 

Пугающий климат

 

Картину, по ее словам, дополняет и недостаток информационно-разъяснительной работы среди населения южных регионов. Люди слабо осведомлены о программе по переселению, ее существовании и не понимают, как действует механизм переселения.

 

— Не стоит забывать и о климатических особенностях северных регионов Казахстана, где достаточно суровые зимы. Для переселенцев с юга это серьезный фактор, влияющий на их адаптацию, — считает Ирина Черных.

 

Все эти вопросы формируют один главный: настолько ли необходимо переселение из южных регионов страны в северные.

 

— Было ли проведено экономико-географическое и экономико-демографическое обоснование необходимости такой программы?

 

Фактор плотности населения не является сам по себе ни негативным, ни позитивным, и приобретает оценочную характеристику в конкретных условиях. Для северных областей его необходимо анализировать в привязке к структуре экономики и реальной потребности в тех или иных специалистах, — заключает она.

+9
    1 827