Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Экономика

Лидеры и аутсайдеры экономического роста в ЕАЭС

Кирилл СоковРитм Евразии
22 февраля 2018

Коллаж: Русские в КазахстанеВсе экономики Евразийского союза по итогам прошлого года продемонстрировали заметный рост. Но его темпы заметно отличались не только от страны к стране, но и в отдельных секторах и отраслях экономики.

 

В конце 2017 г. – начале 2018 г. Евразийская экономическая комиссия отчиталась о рекордном росте товарооборота в ЕАЭС, которого не было все последние годы. За январь-ноябрь 2017 г. объем внешней торговли (с третьими странами) по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. вырос на 24,6%, а взаимной (внутрисоюзной) – на 26,4%. Эти данные озвучивались на самых разных мероприятиях – от выступлений официальных лиц до недавнего заседания Евразийского межправительственного совета в Алма-Ате, где подводились итоги экономического развития Союза.

 

Однако общие темпы роста союзных экономик за прошлый год являются гораздо более скромными и потому особого внимания к себе не привлекают. По итогам 11 месяцев 2017 г. рост общесоюзного ВВП по сравнению с тем же периодом 2016 г. составил 1,9%. На фоне предыдущего года, когда ВВП упал на 0,4%, результат, несомненно, позитивный, от длительного спада экономика ЕАЭС наконец перешла к росту. Но его темпы в разных странах ЕАЭС очень заметно различаются. Если валовой внутренний продукт Армении и Киргизии вырос на 5%, Казахстана – на 4,3%, Белоруссии – на 1,8%, то крупнейшей экономики ЕАЭС России – всего на 1,6%.

 

Строго говоря, от спада к росту в прошлом году перешли только российская и белорусская экономики, которые по итогам января-ноября 2016 г. сократились соответственно на 0,2 и 2,6%. При этом ВВП Армении в прошлом году фактически стабилизировался (+0,2%), Казахстана – вырос на 1,1%, а Киргизии – на 3,8%. Тем не менее спад российской экономики, которая составляет более 80% общесоюзной, привел к тому, что совокупный ВВП Евразийского союза в позапрошлом году сократился на 0,2%. И экономический рост 2017 г. также связан преимущественно с тем, что российская экономика сумела наконец-то преодолеть кризис.

 

Промышленность в большинстве стран ЕАЭС в прошлом году росла быстрее, чем ВВП. В масштабах всего Союза рост промышленного производства составил 1,7%. При этом в Армении оно увеличилось на 12,6%, в Киргизии – на 11,5%, в Казахстане – на 7,1%, в Белоруссии – на 6,1%, а в России – всего на 1%. Годом ранее (в 2016 г.) рост промышленности наблюдался только в России, Киргизии и Армении, а в Казахстане и Белоруссии она падала.

 

В 2017 г. промышленный рост затронул все страны Евразийского союза. Причем в большинстве из них он во многом был связан с возможностями, которые предоставляет экспорт продукции на российский рынок. Особенно характерной такая ситуация является для «малых» стран ЕАЭС, размер экономик которых невелик, и резкое увеличение производства отдельной отраслью или даже крупным предприятием может дать двузначные темпы роста промышленности.

 

Киргизия, например, столь значительным ростом промышленного производства обязана, прежде всего, горнодобывающим отраслям, которые за прошлый год увеличили выпуск продукции сразу на 78,4%. В Армении обрабатывающая промышленность по результатам прошлого года выросла на 15,7%, а горнодобывающая – на 13,9%. Рост обрабатывающей промышленности этой страны Южного Кавказа был обеспечен увеличением производства напитков, табачных изделий и пищевых продуктов, которые относятся к традиционным статьям экспорта в РФ.

 

Россия в прошлом году по-прежнему демонстрировала неплохие темпы развития сельского хозяйства – 2,4%. Это сразу сказалось на положении дел в ЕАЭС, где совокупный прирост производства сельскохозяйственной продукции составил 2,5%. Опережающими темпами сельское хозяйство росло в Белоруссии (4,1%) и Казахстане (2,9%), а более низкими – в Киргизии (2,2%). В Армении же объем сельскохозяйственного производства за прошлый год упал на 2,9%. В 2016 году ситуация была схожей – росли АПК всех союзных государств, кроме Армении, где наблюдалось снижение сельскохозяйственного производства.

 

Главным продовольственным рынком в ЕАЭС является Россия, которая после введения западных санкций активно наращивает собственное производство, но полностью закрыть внутренние потребности пока не смогла. И поставки продовольствия в РФ являются для стран Союза одним из наиболее очевидных способов наращивания экспорта. Большая часть роста белорусского АПК, например, обеспечена именно за этот счет: в Россию поставляется до 80% его объема производства. Правда, качество поставляемой продукции нередко оставляет желать лучшего. Неоднократно вводимые Россельхознадзором запреты на поставку продукции с отдельных белорусских предприятий свидетельствуют, что оно было явно принесено в жертву быстрому наращиванию объемов производства.

 

Благоприятная в целом экономическая статистика не создает все же ощущения окончательного преодоления кризиса. Так, объем выполненных строительных работ в России и Белоруссии по итогам прошлого года сократился на 1,9 и 3,6%. Да и в целом по Союзу этот показатель упал на 1,6%. Ввод в эксплуатацию нового жилья сократился в России (-4%), Белоруссии (-13%) и Армении (- 41,7%), но вырос в Казахстане и Киргизии. В итоге по всему ЕАЭС жилья за 2017 г. ввели в строй меньше на 3,1%. Между тем строительство является одним из ключевых показателей экономической активности, отражающим не только общее состояние экономики, но и уровень благосостояния населения, а также его покупательную способность, которая пока оставляет желать лучшего.

 

В то же время инвестиции в основной капитал, влияющие на будущий экономический рост, по итогам прошлого года в России выросли даже чуть больше (4,2%), чем по ЕАЭС в целом (4,1%). РФ по этому показателю оказалась на втором месте, уступив лишь Казахстану (4,4%), но обогнав все прочие союзные государства. А единственной страной, продемонстрировавшей падение инвестиций, в 2017 г. оказалась Армения (-6,4%). Рост перевозок грузов всеми видами транспорта – ключевой показатель экономической активности предприятий – в России по результатам прошлого года (+1,5%) оказался почти вдвое ниже, чем в целом по Союзу (+2,8%), и меньше, чем в любой другой стране ЕАЭС. Причем данные по транспортным перевозкам во многом коррелируют с темпами роста ВВП и промышленности.

 

Невысокими темпами в России увеличивался и оборот розничной торговли, отражающий состояние потребительского рынка и динамику доходов населения. В масштабах ЕАЭС розничная торговля выросла на 1,4%, в Белоруссии – на 3,3%, в Киргизии – на 5,5%, в Казахстане – на 6,1%, в Армении – на 6,4%, а в России – всего на 1%. С одной стороны, эти данные показывают, что оживление потребительской активности в РФ по результатам прошлого года все же было. Но это оживление оказалось самым низким в ЕАЭС. Одновременно Россия продемонстрировала заметное снижение безработицы, сократившейся за прошлый год на 13,7%. Помимо РФ число безработных сократилось также в Армении и Белоруссии, но выросло в Киргизии и Казахстане, причем в последнем из них – почти вдвое.

 

Зато по уровню заработной платы Россия является безусловным лидером Евразийского союза. В прошлом году средняя зарплата в РФ составляла 670 долл., тогда как в Киргизии она равнялась 216 долл., в Армении – 402 долл., в Белоруссии – 422 долл., а в Казахстане – 459 долл. Во многом именно с более высокими доходами большей части населения связана привлекательность российского внутреннего рынка для государств ЕАЭС, которые нередко «осваивают» его не только за счет развития внутреннего производства, но и реэкспорта продовольствия и других товаров из соседних стран.

 

Не случайно одной из центральных тем последнего заседания Евразийского межправительственного совета, которое прошло 2 февраля в Алма-Ате, стало внедрение механизма прослеживаемости товаров. Наиболее четко эта инициатива была сформулирована российским премьером Д. Медведевым, предложившим в числе прочих цифровых инструментов создать геоинформационную систему (ЕАЭС Geo), упрощающую контроль за транспортировкой и прослеживаемостью товаров. В Алма-Ате было подписано соглашение о системе маркировки, запрещающее торговлю немаркированными товарами с момента ее введения Евразийской комиссией.

 

Стремясь перекрыть различные схемы «серого импорта» и реэкспорта, Москва в этом году явно намерена уделять проблеме маркировки самое пристальное внимание.

0
    1 058