Сегодня

444,32    473,33    61,31    4,76
Экономика

Додевальвационного уровня экономики мы достигнем лет через 20 — экономист

Татьяна Киселёва365инфо.кз
27 марта 2018

Коллаж: © Русские в КазахстанеВо время девальвации правительство спасало олигархов, а заплатили все остальные — этот тезис очень эмоционально изложил экономист Рустем Жансеитов.

 

В Казахстане наблюдается огромная скрытая безработица, считает экономист Рустем Жансеитов. Он убежден, что ее масштабы действительно велики и никакие статистические методы не смогут всех сосчитать.

 

Люди молча выживают

 

— Многие люди скрывают свои проблемы, мол, неудобно и стыдно. Хотя даже если и скажут, чем помогут пособия в 20 тыс. тенге? К тому же, чтобы получить эти деньги, человека заставят изрядно побегать по инстанциям.

 

и взять кучу справок, поэтому мало кто и обращается.

 

Особенно в отчаянном положении люди предпенсионного возраста, которым уже сложно учиться чему-то новому или открывать свое дело, — отмечает он.

 

Да и свое дело, по словам Жансеитова, в Казахстане открыть не так-то просто. А все разговоры о том, что безработные люди в РК должны заниматься бизнесом, не имеют ничего общего с реальностью.

 

Успеха достигают единицы

 

— Все эти рекламируемые госпрограммы красивы только на бумаге, в реале без залога никто тебе денег не даст, а люди боятся в возрасте рисковать жильем или последним что осталось. Льготные кредиты раздают только «своим» людям — за каждым успешным проектом у нас в стране стоит какой-то агашка. Тех, кому удалось достичь успеха без связей, в нашей стране можно пересчитать по пальцам. Свой бизнес сейчас вести сложно — денег у народа мало и мало у кого получается хорошо зарабатывать. А разговоры о том, что можно открыть дело, имея в кармане 500 тыс. тенге, это чушь.

 

К тому же, не у всех склад характера бизнесмена, не все могут жить и работать в постоянном стрессе. Вот такой замкнутый круг. И никакой минтруда или кто там еще этим занимается ничего с этим не могут поделать. Их программы якобы трудоустройства и реабилитации слабы и неэффективны, — подчеркивает он.

 

Все началось в 2015-м

 

По словам экономиста, «социальная дыра» образовалась после девальвации 2015 года. Произошли массовые сокращения: людей начали выкидывать на улицу, не заботясь о том, что с ними будет дальше. Это повлекло за собой стремительное снижение доходов населения и, как следствие, резкое сокращение покупательской способности.  

 

—  Я не устаю повторять: девальвация была большой ошибкой, прежде всего для населения.

 

Правительство спасало сырьевиков-олигархов, забыв о простых людях. Нас отбросило на лет 20 назад — и по доходам, и по ценам.

 

Мы превратились опять в какую-то несчастную «банановую республику». А впереди беспросветность, потому что возле бюджета как сидела определенная кучка людей, так и продолжит сидеть. И ничего не поменяется. Зарплату повышать не собираются. Ну снизят они налоги в 10 раз для зарплат до 60 тысяч тенге, что с этого? — вопрошает Жансеитов.

 

Новые гастарбайтеры из Казахстана?

 

Такая политика, по его словам, начинает приводить к тому, что многие люди уезжают на заработки в другие страны, пополняя ряды гастарбайтеров.

— В комстате в основном фиксируют тех, кто уезжает насовсем. И с каждым годом эта цифра растет. А тех, кто уезжает на заработки, никто ведь не считает, — отмечает он.

 

Жансеитов убежден, что рано или поздно может набраться критическая масса людей, живущих на гране бедности.

 

— По моим ощущениям, если из 18 млн наших граждан выделить 8 млн трудоспособного населения, из них 2 млн человек, живущих на зарплату ниже 60 тыс. тенге, можно высчитывать сразу. Это уязвимые слои населения.

 

Оставшиеся 6 млн человек можно также смело делить пополам: из них 3 миллиона — это средний класс. Хотя если сравнивать с развитыми странами, это далеко не средний класс. Из оставшихся 3 млн человек большая часть — более-менее финансово обеспеченные люди и небольшая прослойка богатых.

 

А у нас честным богатым быть невозможно — эти люди приближены к бюджетной кормушке.

 

Если человек в Казахстане стал богатым, значит ему кто-то это позволил, — подчеркивает экономист.

 

Резюмируя свои слова, Рустем Жансеитов заключает, что перспективы не радужные:

 

— В лучшем случае мы достигнем додевальвационного уровня лет через 20. Но ведь это целое поколение! И все, что случилось с нами, является в том числе и результатом тесной привязки к экономике России. Россия в ближайшее время попадет в сильную стагнацию — они уже «проели» все свои пенсионные резервы. Их экономика тонет и они тянут нас за собой. И у меня в связи со всем этим возникает вопрос: где вся эта многовекторная политика, о которой кричали на каждом углу лет десять назад? Ее и нужно было развивать. Сегодня же мы по уши втянуты в геополитические игрища, в новую холодную войну, и это не сулит ничего хорошего, — заключает Рустем Жансеитов.

+3
    1 195