Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Экономика

Нужна ли административная «встряска» для спасения казахстанских городов?

Мария РахимбердиеваТотал.кз
26 июня 2018

Политолог Марат Шибутов считает, что в Казахстане достаточно много умирающих регионов, чьему экономическому возрождению помогло бы административное «разукрупнение» страны.  

 

Напомним, на этой неделе административная карта республики претерпела существенные изменения.

 

Мы утратили Южно-Казахстанскую область, приобретя взамен Туркестанскую с центром в одноименном городе. Шымкент же стал третьим городом республиканского значения. Отметим также, что на пост акима Шымкента вновь назначен любимец СМИ и соцсетей Габидулла Абдрахимов. К акиму, однако, вернемся позже, поскольку ротация на юге — лишь повод для большого разговора. Разговора о тихо умирающей глубинке, о причинах внутренней миграции и о том, почему административный перекрой карты мог бы значительно улучшить жизнь многих наших соотечественников, включая жителей Астаны и Алматы. 

 

Палитра экспертных мнений по поводу перемещения адмцентра области в Туркестан окрашена в позитивные тона. Некоторые даже предрекли некое духовное возрождение тюрков. Взрыв духовности, очевидно, должен наступить в связи с прибытием в древний, но сегодня небогатый город армии чиновников. Некоторые аналитики выразили осторожное сомнение: сможет ли Туркестан эту армию принять, хватит ли у него ресурсов на расширение? Большинство же сошлись на том, что вливание бюджетных средств, активизация строительства, общий подъем инфраструктуры, безусловно, помогут городу. Вслед за чиновниками обычно идут деньги, бизнесмены и инвесторы. Только один сектор обслуживания, обязательно растущий в местах скопления «слуг народа», значительно увеличит городскую занятость.

 

Как богатеют города

 

Впрочем, за примерами далеко ходить не нужно. В 2001 году центр Алматинской области (в 1997 году поглотившей Талдыкорганскую область) был перенесен из южной столицы в Талдыкорган. Такой административный шаг, вне всяких сомнений, не дал загнуться этому небольшому городу, а ведь многие его аналоги буквально захлебнулись в нищете. Как считают некоторые экономисты, и продолжают захлебываться. Площади для размещения чиновничьего аппарата Талдыкорган нашел или построил, и пусть он не стал средоточием производства и инноваций, но находится на вполне хорошем счету.

 

В конце концов, не стоит забывать и о том, что своему относительному по казахстанским меркам процветанию Алматы обязан в том числе и фактически беспрерывному «центровскому» статусу. Город Верный с 1867 года был центром Семиреченской области, а с 1927 года его наследница Алма-Ата стала столицей Казахской АССР и после — независимого Казахстана. И хотя столичный статус утрачен городом в 1997 году, его плоды жители пожинают до сих пор.

 

Потеря статуса — путь к бедности

 

Перейдем к примерам негативным. В частности, Семипалатинск долго был в фаворе у властей. В 20-х годах как центр Семипалатинской губернии (потом округа), а в 1932 году — центр образованной Восточно-Казахстанской области. В 1939-м ВКО разделили, однако Семипалатинск остался столицей одноименной области. В 1997 году подарки судьбы закончились: ныне официально называемый Семеем город вошел в новую ВКО с центром в Усть-Каменогорске. За годы без статуса Семей основательно сдал экономически. По экспертным данным, регион нуждается в дополнительных доходах, инфраструктура — в срочном обновлении. Изменился даже дух города — некогда практически культурной столицы имперского Казахстана. Возможно, свой отпечаток накладывает память о Семипалатинском полигоне, тщательно увековеченная в монументах, тем не менее вуаль печали и заброшенности словно лежит на бывшем адмцентре, чего не скажешь о бурном, производственно развитом Усть-Каменогорске.

 

Схожая история произошла и с Жезказганом, до 1997 года бывшим центром одноименной и ныне упраздненной области. Статус вместе с бюджетами и инвестициями переместился в Караганду, и, как считают эксперты, городу был нанесен непоправимый урон. Обнищание, утрата прибыльных проектов спровоцировали отток населения, что, впрочем, касается всех регионов Казахстана, за исключением Астаны, Алматы и, в меньшей степени, нефтяного Запада. По некоторым сведениям, ситуация в Жезказгане благодаря бюджетным вливаниям несколько выправляется, но до выздоровления еще далеко. Да и наступит ли оно?

 

Еще печальней пример Аркалыка. Сегодня этот город откровенно называют полузаброшенным. К 70-м годам на волне разработки залежей бокситов Аркалык стал адмцентром Тургайской области. Область упраздняли еще в советское время, воскресив и вновь упразднив при независимости. В 1997 году Тургайская область была поделена между Костанайской и Акмолинской. В «нулевых» жители покинули ряд микрорайонов, коммунальные службы работали с перебоями, и сегодня город, по некоторым данным, имеет высочайший уровень безработицы, а перспективы восстановления занятости весьма туманны.

 

Собственно, список городов, впавших в депрессию из-за административных встрясок, можно продолжить и далее. Нужно, разумеется, подчеркнуть: основной причиной отставания стал распад экономических связей при развале Союза, сосредоточенность местных предприятий на неконкурентоспособных видах продукции, коррупция и т.д., и т.п. К тому же, города — актуальные областные центры (и города республиканского значения вместе с новобранцем Шымкентом) тоже не отличаются экономической стабильностью. Они всего лишь чуть богаче на фоне менее везучих соседей.

 

И все же «чуть богаче» в условиях страны третьего мира означает достаточно много. Адмцентр — это новые предприятия и рабочие места, детсады и школы, рост доходов населения, элементарно — архитектурные причуды, какие смог позволить себе (и мегаполису) аким Алматы Бауыржан Байбек, но никогда не позволит, скажем, аким Семея или Аркалыка. А еще развитие регионов — это снижение темпов внутренней миграции, замедление процесса, уже четверть века превращающего тот же Алматы в «нерезиновый» автомат по перевариванию приезжих.  

 

Больше областей — хороших и разных  

 

Политолог Марат Шибутов уверен, что многие из перечисленных выше городов в случае переноса в них административного центра и создания новых областей выбрались бы из ямы депрессии. Однако, считает эксперт, случай Туркестана — частный и едва ли повторится в скором времени.

 

«В чем проблема нашего административно-территориального деления? Затраты местного бюджета в 2017 году составили 4909 миллиардов тенге, а затраты республиканского бюджета составили 11 551 миллиард тенге. Республиканский бюджет больше местного, который делился на 16 субъектов, в 2,35 раза. У нас очень централизованные затраты. Поэтому хоть как-то изменить картину можно только с образованием новых регионов, которым нужно повышение финансирования. Это улучшит систему управления. Расходы на местах менее подвержены коррупционным рискам — лучше пусть построят новые дороги, дома и разобьют новые парки, чем загонят деньги в банки, где их благополучно украдут акционеры. На местном уровне надо строить материальные объекты, а на республиканском можно купить через институты развития облигации, тем самым при банкротстве попусту сжечь деньги. А тут хоть проложенная дорога останется или другой полезный объект», — пояснил политолог.

 

По его словам, те же Семей, Жезказган и Аркалык могли бы возродиться с возвращением в них армии бюджетников.

 

«Конечно, им бы это помогло — регионы же умирают. Аркалык, Жезказган, Семей с одной стороны, Кокчетав и Талдыкорган — с другой. Понятно, в чью пользу будет сравнение. Чтобы нормально управлять регионами, они должны быть специализированными и небольшими. У нас до сих пор этого не понимают. Реальность «левого берега» действует как Матрица — люди полностью отрываются от реальности и считают, что у всей страны дела обстоят хорошо», — добавил Марат Шибутов.

 

По его мнению, положительный опыт административного реформирования ЮКО на всю страну не распространится. «Вряд ли такое возможно в дальнейшем. Центральные органы больше этого не допустят — кому хочется терять подконтрольный бюджет?»

 

Что касается «нового-старого» акима Шымкента Габидуллы Абдрахимова, некогда бывшего фанатом пересаживания чиновников из роскошных авто в автобусы и на велосипеды, то в промежутке он занимал пост секретаря партии «Нур Отан». Прогноз политолога относительно будущности градоначальника новоявленного города республиканского значения весьма осторожен.

 

«По поводу Абдрахимова можно сказать, что у него было очень много пиара, а вот реальные достижения неизвестны. Но теперь посмотрим, как он проявит себя самостоятельно — без стоящего над ним акима области. Боюсь, скоро мы узнаем о нем (Абдрахимове) много интересного», — заключил Марат Шибутов.

+2
    1 394