Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Экономика

А выбирать придётся... Вопрос ребром: с кем идти Казахстану?

Роман Иванов365инфо.кз
2 июля 2018
Коллаж: © Русские в КазахстанеКоллаж: © Русские в Казахстане

 

А всё так хорошо начиналось

 

Пока одни страны пытаются как-то наладить сотрудничество, другие выясняют, кто опаснее — Китай или Россия? Что нас ждет в будущем — новая холодная война или сотрудничество и полное взаимоуважение — вопрос еще открытый. Хотя определенные перспективы имеются, и важно их использовать в полной мере. Об этом в своем интервью говорит историк и политолог Булат Султанов.

 

— Не прекращается критика в адрес ЕАЭС не только из-за границы, но даже и в Казахстане. Мол, лучше было бы как то работать с ЕС — выгоднее и безопаснее. Может действительно стоит сменить вектор?

 

— Начнем с того, что налицо тенденция к возрождению блокового мироустройства и опасность новой холодной войны. Это нужно избегать всеми силами. И одним из способов может стать создание вообще Единого экономического и гуманитарного пространства. И пространства безопасности от Лиссабона до Владивостока. В него может (или даже будет) входить зона свободной торговли между ЕАЭС и Европейским союзом (ЕС), а также Евроазиатской безопасности в соответствии с Астанинской декларацией ОБСЕ (подписана в 2010 году).

 

В пользу такого проекта ранее высказались многие европейские политики. В Декларации лидеров Германии, России, Украины и Франции в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (2015 год), говорится, что они «по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения и международного права, и принципов ОБСЕ».

 

В 2015 году глава европейской дипломатии Федерика Могерини выступала в пользу диалога между ЕАЭС и ЕС. В 2016 году Нурсултан Назарбаев договорился  с председателем Европейской комиссии Жаном Клодом Юнкером о проведении совместного форума «Евразийский Экономический союз — Европейский союз». Правда, встречу отложили на неопределенный срок.

 

К сожалению, саму идею евроазийского сотрудничества практически заморозило обострение отношений между Россией и Западом.

 

Ребята, давайте жить дружно

 

— Казахстан всегда выступал за примирение и сотрудничество, а также за интеграцию. Например, 1 апреля 2016 г. в Вашингтоне Нурсултан Назарбаев выдвинул свою очередную инициативу —  о создании Объединенного Евразийского экономического пространства. Владимир Путин развил эту инициативу, в 2017 году предложив создать Большое Евразийское пространство, сложив потенциалы ЕАЭС, проекта «Один пояс — один путь», Шанхайской организации сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, причем с участием ЕС.

 

Но здесь следует помнить об интересах США. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в декабре 2017 года сказал, что ключ к налаживанию сотрудничества с ЕС находится именно в Штатах, а вовсе не в Европе. Он заявил: «Раскрученная брюссельской бюрократией — по прямой указке из-за океана — санкционная спираль нанесла серьезный ущерб европейскому бизнесу (прежде всего немецкому), который утратил часть своих позиций на российском рынке».

 

Посол ЕС в России Маркус Эдерер 15 февраля 2018 заявил, что нынешнее состояние между Западом и Россией даже опаснее, чем  в период холодной войны. Сами европейские бизнесмены тем временем пытаются «разложить в разные корзины» экономическую целесообразность и политические амбиции. Министр сельского хозяйства и продовольствия ФРГ Кристиан Шмидт 18 января 2018 года призвал Европейский союз возобновить торговлю продовольствием с Россией. Президент Немецкого крестьянского союза (DVB) Йоахим Руквид, также выступивший за отмену торговых ограничений, напомнил, что до санкций Россия, наравне с США и Швейцарией, входила в тройку крупнейших рынков экспорта из ЕС. Тогда Россия ежегодно закупала в Евросоюзе мясо, фрукты и овощи примерно на 1,6 млрд евро.

 

Кто угрожает Европе?

 

— Теперь и Россия, и другие члены ЕАЭС все больше посматривают на Восток, чем на Запад? Или все-таки торгуем со всеми?

 

— В 2017 году рост импорта из стран Азиатско-Тихоокеанского региона превысил рост импорта из  Евросоюза. За первые 4 месяца 2017 года прирост торговли ЕАЭС с Китаем, по сравнению с аналогичным периодом 2016, составил 34,%, с Вьетнамом — 22,5%. Но выросла за этот же период и торговля с США — на 28,4%.

 

Этим серьезно озаботились в европейских аналитических центрах. Немецкий институт изучения Китая имени Герхарда Меркатора (MERICS) в своем экспертно-прогнозном докладе указал, что не Россия, а Китай представляет большую долгосрочную угрозу интересам Европы.

 

По мнению немецких экспертов, главными проводниками Китая в Европе являются Греция, Чехия, Венгрия, активно пользующиеся китайскими инвестициями. Китай инвестирует в скупку ключевых секторов экономик малых стран Евросоюза.

 

Еще 8 мая 2015 г. Путин и Си Цзиньпин на переговорах в Москве высказались за сопряжение Евразийского экономического союза и китайского  проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Это подразумевает создание общего экономического пространства в Евразии.

 

Когда интересы совпадают

 

— За прошедшие годы была проделана большая работа. КНР вложила в экономику стран ЕАЭС 26 млрд долларов США. А в целом на реализацию этого проекта планирует направить не менее 40 млрд. И в процессе сопряжения Казахстан может стать связующим звеном между Востоком и Западом

Европа активно ищет выходы на рынки Китая и Азии. А Китай, опасаясь возможной морской блокады со стороны США и их союзников, заинтересован в сухопутных путях выхода на рынки европейских стран.

 

Руководство Казахстана выдвинуло свой вариант сопряжения, в котором расставлены несколько иные приоритеты. А именно план стыковки  программы «Нурлы жол» с ЭПШП. Первые наметки были согласованы еще в сентябре 2015 года во время визита Назарбаева в Китай. Тогда же подписали целый ряд соответствующих соглашений.

 

8 июня 2017 года в Астане прошли переговоры Назарбаева и Си Цзиньпина, где снова лидеры государств подтвердили необходимость углубления двустороннего сотрудничества.

 

— А сейчас как обстоит дело с этим сотрудничеством? Насколько оно плодотворно на самом деле?

 

В январе-декабре 2017 г. объем торговли между Казахстаном и Китаем (согласно данным китайской стороны) составил 18 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 37,4%. Экспорт из КНР в РК составил 11,64 млрд долларов, импорт из РК в КНР — 6,36 млрд.

 

Конфуций и автомагистрали

 

— И кроме торговли нас многое связывает с Китаем.

 

— Сейчас прорабатывается проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Евразия» по маршруту Пекин-Астана-Москва-Берлин. Протяженность магистрали – 9,5 тыс. км. В целом магистраль может быть построена за 8-10 лет, окупится за 16 лет эксплуатации. К 2050 году пассажиропоток может составить 36,9 млн человек, объем перевозок — 12,6-20 млн тонн. Максимальная скорость — 350 км/час, средняя — 250 км/час. То есть, пассажир сможет доехать из Пекина в Берлин за 40 часов.

 

Китайцы выступают за скорейшее открытие транзитных перевозок грузов по автомобильной дороге в направлении Китай – Казахстан — Россия, а также автомобильных маршрутов между Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, Восточно-Казахстанской областью РК и Омской областью РФ.

 

Не менее важны создание до 2020 годах совместных индустриальных проектов в металлургии, химии, производстве удобрений, машиностроении. В сфере культурно-гуманитарного сотрудничества приоритетным направлением является сотрудничество в сфере образования и науки. В Казахстане  функционируют 4 университета Конфуция (вскоре будет открыт еще один в Шымкенте). В настоящее время в КНР обучается около 14 тысяч казахстанских студентов.

 

Не живите прошлым, смотрите в будущее

 

— Но вернемся к ЕАЭС. Например, местные критики считают, что это объединение вредит не только нашему бизнесу, но и ставит под угрозу сам суверенитет.

 

— Руководство Казахстана рассматривает ЕАЭС как экономическое объединение. В том числе и отвечая на непрестанную критику со стороны национал-популистов.  Что характерно, интеграционные настроения в Казахстане поддерживают не только представители старших поколений, большая часть жизни которых прошла в СССР, но и молодежь. При этом, успокаивая Запад, Назарбаев неоднократно подчеркивал, что ни о каком воссоздании СССР речи не идет. И западным партнерам вообще нужно изживать стереотипы холодной войны, они серьезно мешают.

 

Итоги экономического развития ЕАЭС в 2017 году свидетельствуют о росте промышленного производства на 1,7%; продукции сельского хозяйства – на 2,5%%; грузооборота – на 5,6%; пассажирооборота – на 6,8%.

 

В январе-ноябре 2017 взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС составила 15 599,2 млн долларов (22,46% внешнеторгового оборота). По сравнению с тем же периодом 2016 года выросла на 28%.

 

Эти факты несколько остудили «евразопессимистов», которые пытались доказать бесперспективность интеграции, ссылаясь на данные о снижении в 2015-2016 годах товарооборота Казахстана с членами ЕАЭС, в том числе с Россией. При этом они игнорировали истинные причины падения — в основном мировое  падение цен на энергоносители и сырьевые товары.

 

Хотя и сегодня мы наблюдаем такие пропагандистские «выбросы», которые на самом деле являются отражением борьбы среди политической элиты. Настораживает, что такие информационные атаки участились. Зато успокаивает то, что высшее руководство страны придерживается здесь четкой и ясной позиции. В конце декабря 2017 года Нурсултан Назарбаев на встрече с Владимиром Путиным в Москве заявил: «Считаю своей задачей укрепить наши взаимоотношения, продолжить и передать потом далее».

 

Такую позицию разделяют и высшие казахстанские чиновники, реально оценивающие ситуацию и не идущие на поводу у русофобски настроенных публицистов.

 

Нужен самый первый шаг

 

— Сегодня ни одно государство, даже самое крупное и успешное, не может развиваться в одиночку. Поэтому мировое сообщество проявляет интерес к деятельности ЕАЭС и уже воспринимает его  как сложившееся и успешно действующее международное экономическое объединение. Одновременно и для Казахстана возрастает экономическое и геополитическое значение членства в организации. Мы не имеем выхода к океану (а значит, и к международным торговым маршрутам), а 80% мирового промышленного потенциала сосредоточено в прибрежных зонах. Это значит, что нужно создавать союзы со странами, у которых такой выход есть. И тогда мы сможем использовать свой транзитный потенциал. Развитая транспортная инфраструктура в свою очередь приведет к расширению промышленного производства в стране.

 

Уже сделано немало, но еще больше предстоит. Нужно в первую очередь, чтобы простые люди ощутили на себе преимущества ЕАЭС. Следует быстрее формировать действительно единое «безбарьерное» экономическое пространство, преодолеть «недоинтеграцию». Мы находимся только в начале долгого пути. Вполне уместно вспомнить китайскую пословицу, которая гласит: «Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага».

 

России хотят отомстить за СССР

 

— Вы говорили о следующем шаге интеграции: создании «Большой Евразии от Лиссабона до Владивостока». Но в Европе многие относятся прохладно не то что к Большой Евразии, но даже уже существующему ЕАЭС. В первую очередь, из-за различных разногласий с Россией. Достается и ее союзникам.

 

— Немецкий политолог Александр Рар рост русофобии в Брюсселе объясняет расширением Евросоюза, в который вошли «страны с сильными антироссийскими настроениями». Они и стали «продвигать своих политиков и чиновников в руководство ЕС».

 

И эти люди, по мнению Рара, изменили облик объединенной Европы. В результате «старые» европейцы даже не заметили, как их начали водить за нос новобранцы ЕС. Которые, как прибалты, просто хотели отомстить России за 45 лет «коммунистической оккупации».

 

Влияние «новобранцев ЕС» в Брюсселе признает и экс-председатель Восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд. Он призывает «совместными усилиями убеждать еврокомиссию выйти из санкционной зависимости», поскольку, по его словам, «Германии в одиночку не под силу прекратить режим санкций». Между прочим, эта позиция представителей деловых кругов и экспертного сообщества ФРГ неслучайна. Она отражает сдвиг в настроениях немцев из-за непредсказуемых действий Трампа.

 

СМИ ФРГ пестрят заголовками «Разрушитель по имени Трамп», «Символы опасности, которые исходят от правления Трампа» и так далее. Даже главный редактор Deutsche Welle Инес Поль обратилась к европейцам с призывом: «Проснитесь, Германия и Европа!».Она заявила, что «на страну, которой правит Дональд Трамп, отныне не просто нельзя положиться, этого нельзя делать».

 

За объединение не только старики, но и молодежь

 

— Значит, авторитет США снижается?

 

— Снижается доверие к США, о чем свидетельствуют результаты социологических опросов. По данным опроса телекомпании ZDF (одной из ведущих телекомпаний ФРГ), для 82% опрошенных немцев США при Трампе не являются надежным партнером в политической сфере. Доверяют же США лишь 14% респондентов.

 

Дефицит доверия немцев к США особенно заметен на фоне отношения к России и Китаю. Так, Россию назвали надежным партнером 36% респондентов (правда, противоположного мнения придерживаются 58% немцев). Еще выше доверие респондентов к Китаю. 43% опрошенных немцев считают Китай надежным партнером и ровно столько же — ненадежным.

 

— Но вернемся к ЕАЭС. Может, европейцы и перестают доверять Трампу, но от этого у нас противников объединения вряд ли стало меньше.

 

— Можно сказать уверенно, что большинство нашего населения поддерживает интеграционное сотрудничество. Особенно со странами, с народами которых мы были связаны на протяжении веков. Что характерно, эти настроения поддерживает не только старшее поколение, но и молодежь. В первую очередь, потому что это сотрудничество благотворно влияет и на экономические показатели.

 

В 2017 году в ЕАЭС выросло промышленное производство на 1,7%; агропром – на 2,5%%; грузооборот – на 5,6%; пассажирооборот – на 6,8%. В Казахстане действуют более 8300 предприятий с участием российского капитала, объем инвестиций составил $11,4 млрд. Объем казахстанских инвестиций в Россию составил $3 млрд. Сейчас 93 совместных инвестиционных проекта на сумму свыше $20 млрд. В частности, в энергетической и транспортной сферах, горно-металлургическом комплексе, машиностроении, судостроении, химической промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

 

Гораздо ниже уровень товарооборота Казахстана с другими членами ЕАЭС. Например, товарооборот Казахстана c Кыргызстаном в январе–декабре 2017 года с составил 758,4 млн; с Беларусью — 604,1 млн.; с Арменией — 9 млн долларов.

 

Для сравнения, товарооборот Казахстана со всеми странами Евросоюза в 2017 году составил около $30 млрд, а с одним из ведущих локомотивов ЕС — Францией в 2017 году — всего $3,39 млрд.

 

Информвбросы продолжаются, но не нужно идти у них на поводу

 

— Тем не менее, у ЕАЭС находятся противники не только в Европе и США, но и в Казахстане. По крайней мере, судя по публикациям в СМИ

 

— Да, информационные атаки в нашей прессе продолжаются. Настораживает, что они появляются не просто регулярно, а все чаще.

 

Например, в феврале в СМИ проходит выброс, что «российские чиновники обсуждают возможность получения компенсаций от производителей плоского проката из Казахстана» в размере 800 млн долларов.

 

Российские таможенники задержали 120 тонн груш и яблок из Казахстана. Их пытались провезти в Россию под видом кыргызской и китайской продукции. Тут же прозвучал ответный залп ангажированных казахстанских экспертов, обвинивших Россию «в намеренном поиске врагов». Между тем Нурсултан Назарбаев постоянно четко обозначает позицию развития союзнических отношений с ЕАЭС и Россией.

14 мая в Сочи во время встречи с Владимиром Путиным наш президент сказал, что «Казахстан — «самая близкая страна, с которой Россия имеет, наверное, самые примерные отношения из всех отношений».

 

Эту позицию разделяют и наши высшие чиновники. Они реально оценивают ситуацию и не идут на поводу у некоторых русофобски настроенных публицистов.

 

Сделано немало, но впереди еще больше

 

Уже можно точно утверждать, что мировое сообщество проявляет все больший интерес к деятельности ЕАЭС. Тем более, что уже имеется позитивный опыт такого сотрудничества. Так, Вьетнам, первым создавший с ЕАЭС Зону свободной торговли (ЗСТ), за первые 9 месяцев 2017 года увеличил объемы экспорта- импорта на 30%.

 

Для иллюстрации: 17 мая 2017 в Астане подписаны следующие документы.

 

  • Соглашение между ЕАЭС и Китаем о торгово-экономическом сотрудничестве;
  • Временное соглашение между ЕАЭС и Ираном о снижении импортных таможенных пошлин во взаимной торговле сроком на 3 года.
  • В стадии обсуждения соглашения о создании зоны свободной торговли с Сингапуром, Израилем, Индией, Египтом и Сербией.

 

Если же говорить о конкретных результатах деятельности ЕАЭС, решены следующие задачи.

 

  • Вступил в силу Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • Многие процессы переведены в электронную форму, что значительно улучшит бизнес-климат в ЕАЭС.
  • С 1 января 2015 года функционирует единый рынок услуг в 43 секторах экономики.
  • Установлены единые требования и условия для доходов и налогообложения физических лиц. Социальные условия и медицинская помощь едины на территории всех пяти стран.
  • С 1 января 2016 признаются дипломы всех вузов, выданные в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России. Исключения: медицина, фармацевтика, юриспруденция, образование. В этих отраслях еще предстоит договариваться.
  • В мае 2017 года запущен общий рынок лекарств и медицинских изделий.
  • Утверждены концепции формирования общего рынка электроэнергии, общего рынка нефти и нефтепродуктов и общего рынка газа.

 

Политика отдельно, экономика отдельно

 

— Особого внимания заслуживает возникшее в Германии движение предпринимателей и экспертов. Они выступают за установление прочных контактов между ЕС и Евразийским экономическим союзом. В Берлине создана Рабочая группа с примечательным названием «Единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока».

 

Немецкие бизнесмены обращаются к европейским политикам в Брюсселе с настойчивой просьбой — приступить к официальному диалогу с ЕАЭС. Прагматичные немцы говорят: «Давайте разделим политику и экономику. Политические лозунги оставим политикам, а деловым людям дайте возможность создать общий рынок ЕС и ЕАЭС с населением 700 млн человек».

 

Представители деловых кругов напоминают об Астанинской декларации ОБСЕ, подписанной в Казахстане 2 декабря 2010 года. Тогда впервые была поддержана идея Нурсултана Назарбаева о евроазиатской безопасности.

 

Исходя из этого, немецкие бизнесмены полагают, что именно Назарбаев мог бы стать координатором переговоров о создании «Единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока». Поэтому они обратились к нему с официальным письмом, в котором просят начать практическую работу в этом направлении. Эту инициативу поддержали ведущие концерны ФРГ, такие как «Сименс», «Бош» и другие.

 

Председатель Восточного комитета немецкой экономики Вольфганг Бюхеле заявил, что Германия продолжает считать Россию «стратегическим партнером» и стремится к установлению единого экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». 

 

Более того, немецкие бизнесмены полагают, что можно продлить этот мост кооперации и в Китай. Тогда формула станет и вовсе универсальной «ЕС + ЕАЭС + Экономический пояс Шелкового пути». В этом суперрынке Казахстану будет принадлежать одно из ведущих мест, учитывая его транзитные возможности.

0
    908