Сегодня
420,32    509,34    64,85    5,7
   Нур-Султан C    Алматы C
История
Повлияли ли текущие кризисные события на ваши миграционные настроения?

Советское общество

Леонид МасловскийЗавтра
10 декабря 2020

Коммунизм вытекает из идеи общины, а социал-демократия - из идеи общества


Советское общество принципиально отличалось от западного общества. Коммунизм и социал-демократия – это совершенно разные идеи. Коммунизм вытекает из идеи общины, а социал-демократия - из идеи общества. Разное у них равенство. В общине люди равны как члены братства, что не означает одинаковости. В обществе, напротив, люди равны как атомы, как индивидуумы с одинаковыми правами перед законом. Но вне этих прав они не равны и братства не составляют. 
    
В западном обществе люди от рождения делятся на меньшинство, избранное к спасению души, и тех, кому предназначено погибнуть в геенне, - отверженных. Протестантизм утверждает, что только богоизбранные имеют бессмертную душу. Как же узнать их среди остальных людей? Очень просто – по уровню богатства. Именно избранных бог делает богатыми. И эти избранные по отношению к другим людям не имеют никаких обязательств. Они для них, скорее животные, чем люди. То есть, чтобы попасть в касту избранных, надо суметь разбогатеть.

Вот, упрощённо, что такое протестантизм. Социал-демократия уходит корнями в протестантизм, а комму­низм - в раннее христианство, к которому ближе всего православие. Наши предки не хотели гибнуть в обществе, в котором люди делятся на избранных и отверженных.
Западное либеральное гражданское общество «стало полностью равнодушным к проблеме признания социального порядка справедливым или несправедливым - кри­терий справедливости исключён из процесса легитимации общественного строя. Чтобы возникло гражданское общество,  надо было полностью уничтожить, растереть в прах общину с её чувством братства и дружбы. Читались проповеди, разоблачающие дружбу как чувство иррациональное…" [1, C. 339]. Этим западное общество приобрело большую устойчивость, но «оскотинилось».

Среда гражданского общества западного типа смертельна для русско­го человека и других народов СССР. Нет ничего удивительного в том, что граждане СССР всех национальностей мужественно защищали своё традиционное общество, своё советское государство от лиц, пытавшихся его уничтожить.

В традиционном советском социалистическом обществе люди стремились быть не богатыми, а героями как, например, Стаханов. Это стремление поддерживалось государством. В то время, как никогда славили труд и человека труда, что позволило СССР в промышленном строительстве за 10 лет пройти путь, который Европа проходила 100 лет. Это удивительное явление высшего подъёма человеческого духа осталось потомками неизученным, а недоброжелателями России дискредитированным самым непорядочным образом.

Наряду с трудом славили Родину. Понятия труд и родина были неотделимы. Казах, украинец или белорус родиной считал СССР, а не только Казахстан, Украину или Белоруссию. Труд рассматривался как действие, направленное на благо родины, государства, и каждый советский гражданин считал своей священной обязанностью защищать свою родину – СССР. Армия и труд на благо общей родины – СССР объединяли народы страны.

Славили и всячески популяризировали культуру народов СССР. Целые институты по крупицам собирали, восстанавливали и систематизировали культурное наследие каждой нации Советского Союза. Не только в СССР, но и в РСФСР был непочатый край работы. Достаточно сказать, что в начале ХХ века в России не было даже текстов сегодня общеизвестных народных песен. В каждой губернии их исполняли на свой лад, они теряли свой первозданный вид и готовы были, как наследие русской культуры исчезнуть.

Особую заботу проявляли о языках народов СССР. Проявлялась забота и о русском языке. Был открыт институт русского языка. С исключительно важными работами этого института  сегодня в многомиллионной России знакомы единицы граждан. А ведь этот институт выпустил толковый словарь, который намного превосходит и словарь Даля, и словарь Ожегова. Каждое слово в нём разъясняется прекрасными выдержками из произведений русских, советских классиков.

Многие люди после Гражданской войны жили в коммунальных квартирах или скромных небольших личных домах. Но свой досуг проводили во дворцах не в переносном, а в полном смысле этого слова – дворцах пионеров, культуры, спорта. Большинство предприятий и многие колхозы имели свои дворцы или дома культуры. Крупные предприятия строили их с размахом, используя лучшие материалы, в том числе дуб, мрамор, гранит, позолоту и лучшие проекты. И такие дворцы строили во всех республиках СССР.

В эти же годы безграмотные народы были превращёны в самый образованный народ в мире, который сумел построить самые передовые предприятия и освоить сложнейшие технологические процессы. Конечно, наше государство во многих вопросах, в том числе в национальной политике, было далеко от идеального, но оно не было более тоталитарным, чем другие государства стран Запада, в которых демократия только провозглашалась. В частности, демократия не помешала США преследовать людей по национальному признаку, а во время Великой депрессии 1930-х годов убить голодом многие миллионы своих граждан, на что указывает целый ряд исследователей. Когда в СССР провозглашалось и законодательно закреплялось равноправие наций, в США ещё существовали рестораны, кафе, гостиницы, транспорт, театры и кинотеатры только для белых.

В Англии и Франции деление на процветающую метрополию и угнетаемые колонии являлось государственной нормой. В 1939 году население Британской империи составляло 560 млн. чел., а в метрополии проживало 47,5 млн. чел., на которые работало 512,5 млн. чел. в колониях. Богато англичане жили не за счёт большого ума и производительного труда, а за счёт жесточайшей эксплуатации жителей колоний: в среднем на одного англичанина (жителя метрополии) работало почти 11 человек. В то же время население Французской империи составляло 110 млн. чел., а в метрополии проживало 42 млн. чел. В СССР не было республики, которую можно рассматривать, как метрополию и не было республик, которые можно рассматривать, как колонии.

Национальная политика СССР позволила сохранить все даже самые малочисленные вымирающие народы и обеспечить им достойную жизнь. Вхождение республик в состав СССР создавало благоприятные условия не только для их безопасности, но и для их  экономического, социального и культурного развития. Представлять СССР империей, проводившей колониальную политику, могут только противники нашей страны и невежественные люди.   Национальная политика СССР исключала само наличие господствующей, привилегированной нации. А при отсутствии такой нации не было и не могло быть имперской колониальной политики.

СССР вкладывал огромные денежные средства в развитие производства более отсталых по сравнению с РСФСР республик. Удивительно, но информационное поле забито не данными о развитии республик, а сравнительными данными  о производстве и потреблении в РСФСР и других республиках, вероятно, чтобы мы все, забыв о 30 млн. русских, оказавшихся за границей в бывших республиках СССР, и о безопасности народа, думали: «Как хорошо, что СССР распался, и Россия осталась одна, без республик». Но кто кого кормил в денежном выражении не отражает действительности, так как наукоёмкая промышленная продукция очень дорогая по сравнению, например, с ценой хлопка, а её производство в основном было сосредоточено в РСФСР, Украинской и Белорусской ССР.

В большой семье СССР не выясняли, кто кого кормит, а каждый давал для всей страны, что мог: РСФСР – основное количество промышленной продукции, Азербайджан – нефть, Узбекистан – хлопок, Украина – продукцию промышленности и пшеницу, Казахстан – сырьё, Молдавия – виноградные вина и т. д. 

Вместе с тем во всех республиках интенсивно развивалось производство промышленной продукции. Например, даже в Ташкенте и Тбилиси построили и запустили в эксплуатацию авиационные заводы. Наряду с РСФСР Украинская и Узбекская ССР являлись крупнейшими мировыми проектировщиками и производителями авиационной техники. На Украине предприятия и КБ авиационной промышленности СССР по производству летательных аппаратов находились в Киеве и Харькове, а по производству авиационных двигателей – в Запорожье.

Кстати сказать, что в 1970-е годы каждый второй летательный аппарат, летавший в небе планеты, был сделан в СССР. Советский Союз являлся самой великой авиационной державой мира, как в производстве военной, так и в производстве гражданской авиационной техники. СССР в конце 1970-х годов производил самолётов и вертолётов столько же, сколько производили вместе взятые все авиационные фирмы всех стран планеты.

В СССР 80% населения трудилось в сфере производства. Предприятия каждой отрасли в РСФСР и других республиках были похожи друг на друга как две капли воды. Крупные заводы напоминали города, потому что кроме цехов и отделов имели поликлинику, столовые и автобусы, курсирующие по территории предприятия. Социальная сфера промышленных предприятий заслуживает более подробного рассмотрения, так как вместе с производственной сферой она сплачивала народы СССР в единую семью братских народов с единым мировоззрением. Это явление наше, отечественное, берущее начало в деревенской общине. Ничего подобного на Западе не было, и нет. Такие предприятия могут существовать только в традиционном обществе, которое строится в соответствии с образом семьи, а западное – с образом рынка.

Индустриализация в СССР проводилась не через возникновение свободного рынка рабочей силы, а в рамках государственной программы. Поэтому создание на самом предприятии обширной системы социальных служб стало вполне естественным процессом.

Предприятия во всех республиках строили жильё и несли расходы на его содержание, они формировали социальную среду городов, часто даже обеспечивали город водой, теплом, канализацией, баней и прачечной. Налоги с населения составляли всего около 7% доходной части бюджета СССР, а на 92% доходная часть бюджета формировалась за счёт платежей самих предприятий, так как последние принадлежали государству. Социальная инфраструктура предприятий составляла их неотъемлемую часть, они представляли собой иной социальный организм по сравнению с предприятиями западными.

Заводская столовая как особый социальный тип составляла важную часть заводов и фабрик советских республик. Услугами общественного питания пользовалась половина населения страны. На предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в совхозах, а также в рабочих общежитиях была сосредоточена значительная часть всей системы общественного питания. Практически все предприятия давали дотации столовым, работающим на их территории. Качество питания в заводских столовых было выше, чем в столовых открытого доступа при значительно более низких ценах. В них хлеб, как правило, был бесплатный, а также часто бесплатно подавались некоторые овощи, например, нарезанный лук или капуста.

Во всех республиках предприятия оказывали жилищно-коммунальные услуги. Во всех республиках СССР обеспечение жильём было конституционным правом, которое гарантировалось государством. Бездомности как социального явления не существовало. Государство через местные советы и предприятия предоставляло жильё бесплатно в вечное пользование. Выселение без предоставления равноценного жилья было запрещено законом. Во всех республиках основную массу расходов по содержанию жилья несло государство.

Предоставляемое заводами и фабриками жильё, за исключением ведомственного жилья на отдельных специальных предприятиях, не обязывало работника продолжать работу на данном предприятии. Он мог сменить место работы с сохранением жилья, и такие составляли 40% от получивших от заводов и фабрик квартиры. Помогали предприятия и своим работникам, индивидуальным застройщикам, которые строили себе дома сами.

Предприятия также имели базы отдыха и пионерские лагеря, которые, как правило, находились в живописнейших местах как в области или крае, где находилось предприятие, так и в горах или на морских побережьях во всех республиках СССР. Путёвки предоставлялись бесплатно или за мизерную плату.

Дошкольные детские учреждения (детские сады) имели 80% предприятий республик СССР. Заводы и фабрики проявляли о них особую заботу, так как от их работы во многом зависело настроение работников. Да и забота о малышах считалась святой обязанностью работников. Многие заводские детские сады отличались прямо-таки роскошным содержанием и являлись предметом гордости коллектива. В принадлежащие заводам и фабрикам детские учреждения принимали не только детей работников, но и других жителей окружавшего их микрорайона. В СССР 87% расходов по содержанию ребёнка в детских дошкольных учреждениях оплачивалось из бюджета государства. Родители оплачивали только 13% расходов.

Детские сады являлись государственными учреждениями, воспитывали детей в возрасте от 3-х до 7 лет, обеспечивая им всестороннее развитие и позволяя родителям заниматься общественно полезным трудом.

Даже по фильмам 1930-х годов можно судить о культурном и материальном уровне жизни народа. В документальном фильме Р. Кармена "Неизвестная война" комментатор Бет Ланкастер, смотря на документальные кадры о жизни людей в СССР, говорит: "В 1930-е годы поднялся уровень жизни, в магазинах появилось больше това­ров. Не было роскоши, но люди хорошо одевались, они выглядели довольными".

В итоге победы в Гражданской войне СССР имел значительные успехи не только в промышленном строительстве, но и в сельскохозяйственном производстве после его коллективизации. Оппоненты сразу скажут о том, что царская Россия продавала зерно, а СССР закупал зерно за границей по причине недостаточного производства зерна в республиках Советского Союза. Данное заявление является одной из фальсификаций, овладевших умами граждан СССР и России.

Советский Союз имел равные, а с конца 1930-х годов и большие возможности для экспорта зерна по сравнению с царской Россией, но продавал на экспорт зерно в самых крайних случаях, так как надо было проводить индустриализацию и обеспечивать продовольствием население быстро растущих городов и зерном растущее количество домашних животных. Производство зерна на душу населения в СССР из года в год росло, и всё больше превышало количество производимого на одного человека зерна в царской России.

В Советском Союзе была создана самая совершенная система образования в мире. Отличалась она от западной не только высочайшим уровнем знаний выпускников школ, но и тем, что в её задачу входило и воспитание, формирование личности. В задачу преподавателей входило формирование человека волевого, мужественного, целеустремлённого и тактичного. Наряду с этим система образования стремилась воспитать человека, умеющего понимать и ценить прекрасное в природе и обществе, человека, который понимает и ценит искусство, имеет эстетические суждения, стремится к художественному творчеству.

Подготавливалось целое поколение мужественных граждан, горячо любящих свою Родину, готовых и умеющих её защищать от врагов, людей общественного долга, дисциплинированных, стойких, обладающих сильной волей, правдивых, честных и трудолюбивых. Огромное внимание уделялось физическому воспитанию.

«И именно такие люди были нужны стране в жестокую эпоху революции. Они походили на пионеров американского Запада. Они были пионерами новой России, которую не только хотели обратить во вторую Америку, но поставить ещё выше, выше всех прочих стран, выше всего мира… Идеи коммунизма вносили высший смысл в их борьбу. Они делали Россию носительницей огромной идеи мирового счастья, обетованной страной всех угнетённых народов, священной родиной социализма. – Совокупность их идей легла в основу своеобразного русского национал-коммунизма. Из них родились теории социализма в одной стране и красного империализма, ставшие краеугольными камнями сталинской системы.

С такими идеями долгое время шли на борьбу, пробивались к власти народные, основные слои партии, по существу её молодое, второе поколение. За ними, тесно с ними сливаясь, шла масса ещё более фанатично-русской, ещё более пронизанной непримиримостью к Западу и западным идеям и людям молодёжи, рождённой уже самой революцией.

Вождём этих слоёв был Сталин. Он сам был плоть от плоти их, вырос, воспитался в тех же, что они, условиях. И эти слои на своих мускулистых руках и вынесли его к власти», - написал в 1931 году в Стокгольме С. Дмитриевский [2, C. 75-76].  

Право бесплатного образования гарантировалось Конституцией. В систему образования был заложен принцип полного равноправия всех народов СССР в области образования (как и в других областях общественной жизни), развития национальных культур. В дошкольных учреждениях, школах и культурно-просветительных учреждениях для взрослых каждый из многочисленных народов СССР пользовался родным языком. В нерусских школах, наряду с обучением учащихся на родном языке, в обязательном порядке изучался русский язык.

 Первой задачей в области образования во всех республиках СССР была задача ликвидации неграмотности. Процент грамотности у большинства народов Востока и у народов Севера был очень низок. Союзным республикам, особенно Среднеазиатским, надо было развить темпы открытия новых школ во много раз больше, чем, например, РСФСР, для того, чтобы сравняться с нею в короткий срок. Начальная школа нерусских народов СССР, в частности, народов Востока, развилась особенно сильно. У народов Севера и некоторых других народов, не имевших раньше даже своей письменности, она была создана впервые. 

С 1920 по 1940 гг., т. е. за 20 лет, было обучено грамоте около 50 млн. неграмотных взрослых. К 1940 году в основном неграмотные были только среди лиц в возрасте от 50 до 80 лет. Процент грамотности по республикам почти сравнялся. У всех народов появилась своя интеллигенция, расцвели литература, искусство. И это при том, что  на момент образования СССР до 40 народов не имели даже своей письменности.

Дворцы и дома пионеров имелись во всех городах республик СССР. В оформлении домов пионеров чувствовалась большая любовь к детям, забота о них, понимание детских интересов и стремление развить детское творчество. Представление о дворцах пионеров крупных городов и столиц союзных республик даёт, например, Ленинградский дворец пионеров, который с 12 февраля 1937 года помещался в одном из бывших императорских дворцов — Аничковом дворце.

16 мая 1928 года, выступая на VIII съезде комсомола, Сталин говорил, обращаясь к молодежи: «Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех, — и у врагов и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью. Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с ее многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять, во что бы то ни стало. Эту крепость должна взять молодежь, если она хочет быть строителем новой жизни,  если она хочет стать действительной сменой старой гвардии» [3, том 11, пункт 35 « Речь на VIII съезде ВЛКСМ»].

Все любящие Россию государственники остались в Советской республике. Жизнь за границей, да ещё на Западе, даже во времена Достоевского была для истинно русского человека хуже каторги.

Кстати, Ф. М. Достоевский это понимал и, когда одному из главных героев романа «Братья Карамазовы» Дмитрию брат Иван предложил бежать в Америку, Дмитрий отказался, сказав, что не сможет там жить и, таким образом, предпочёл каторгу жизни в Америке. Понимал это и С. А. Есенин, который не мог выдержать пошлого американского общества и кричал: «Домой, домой, домой».

В. И. Ленин умер  21 января 1924 года, и с тех пор вся тяжесть возрождения из руин страны после восьми лет опустошительной войны легла на плечи И. В. Сталина. В условиях крайней нищеты и оставшихся нерешёнными проблем в промышленности и сельском хозяйстве, которые складывались столетиями, построить сильную индустриальную державу с крепким сельским хозяйством было чрезвычайно трудно. Только гениальный ум, сильная воля, вера в возможность построения сильного, справедливого государства с прекрасными людьми  и огромное трудолюбие позволили Сталину справиться с поставленной задачей.

Как бы ни расхваливали западную систему производства, но можно однозначно утверждать, что в условиях, в которых находился СССР, она не смогла бы за 10 лет, в период с 1918 по 1928 годы реконструировать, построить и запустить в эксплуатацию 2200 крупных промышленных предприятия. С началом реализации пятилетних планов развития народного хозяйства – государственных перспективных планов хозяйственного и культурного развития СССР темпы роста промышленного строительства приобрели размеры, которые не были достигнуты ни одной страной мира, включая США, Японию и Китай.
 
Перечень использованных материалов

1. Кара-Мурза С.  Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. (Серия: История России. Современный взгляд). М.: Алгоритм, 2002. -  528 с.
2. Лобанов М. П. Сталин: в воспоминаниях современников и документах эпохи./Сост. М. Лобанов. («Всемирная история человечества»: «Тайные страницы истории»)  М.: Новая книга, 1995. – 736 с.
3. Сталин И. В. Собрание сочинений в 16 томах  [Электронный ресурс], URL: http://kvistrel.su/biblioteka/stalin/index.html (дата обращения: 24.12.2017).
+1
    4 716