Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
История

Родом из Актюбинска. 23 июня родился гениальный русский конструктор Николай Кузнецов

Виктор Писцов • Русские в Казахстане
23 июня 2018

В начале двадцатого века в городе Актюбинск, расположенным на западе Казахстана, родился мальчик, идеи и дела которого, были золотыми буквами вписаны в историю советского и мирового ракетного-авиационного двигателестроения. Весной, 1998 года, из США пришло известие об успешном завершении стендовых испытаний ракетного двигателя НК-33, который был разработан в СССР ещё в конце 60-х годов. И вот почти через 30 лет после своего создания, двигатель НК-33 показал свою необычайную надёжность. Восторженные американцы подписали контракт на закупку у России партию таких двигателей для своих космических ракет. Но человек, руководивший разработкой этих двигателей, генеральный конструктор, академик Николай Дмитриевич Кузнецов, не дожил до этих дней. Но это всё будет потом.

 

О первых шагах на своём жизненном пути Николай Дмитриевич рассказывал: «Родился 23 июня 1911 года в г. Актюбинске, в семье рабочего. До Октябрьской революции отец, Дмитрий Матвеевич, - рабочий-котельщик на железнодорожной станции Актюбинск. В годы гражданской войны отец был в Красной Гвардии и Красной Армии. После революции работал рабочим. Мать, Мария Михайловна, происходит из крестьян с.Семеновского Михневского района Московской области. До и после революции - домохозяйка. 1923 - 1929 годы. В 1923 году наша семья вернулась в родные края - с. Семеновское, где жили родственники. От деда, Матвея Григорьевича, узнал, что раньше их фамилия была Конновы, но после того, как прадед Григорий, а это было еще при крепостном праве, стал кузнецом, в селе их называли Кузнецовыми. Учиться начал в школе крестьянской молодежи. Учился хорошо по всем предметам. Но к математике, а потом и к физике испытывал особую любовь.

 

В 1926 году начал трудовую жизнь в качестве ученика-слесаря ремонтной машинно-тракторной мастерской совхоза «Комсомольская отрада» в с. Семеновском. Одновременно учился в школе. В этом же году вступил в комсомол. Комсомольский билет (N1452130) выдан Бауманским РК ВЛКСМ». Как и многих юношей той поры, Николая влекла авиация. В 1930 году он поступает в Московский авиационный техникум на вечернее отделение, одновременно работает слесарем-сборщиком на моторо-строительном заводе №24 имени Фрунзе. Перспективного паренька заметили и в 1933 г. по рекомендации ЦК комсомола ,Николай был направлен на учёбу в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского, на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения, которую в 1938 г. окончил на отлично. Начальник курса, полковник Быстров вспоминал о Кузнецове так «… В изучении предметов не ограничивался формальным усвоением, а всегда стремился и добивался глубокого понимания физической сущности вопроса. Обладает прекрасной памятью, огромной работоспособностью, целеустремлённостью и трудолюбием. Является одним из ведущих слушателей на курсе. Обладает немалыми конструкторскими способностями и стремлением работать в этой области. Знает конструкцию моторов М-25, М-34, М-85, М-100, самолётов СБ, ДВ-3, И-15, И-16. Одновременно с учёбой в академии с отличием окончил лётную школу. Имеет 47 самолётных полётов на самолёте У-2. Поломок и аварий не имел. Требователен, настойчив, энергичен. Обеспечить проведение в жизнь своего решения сумеет. Выдержан и тактичен. С товарищами работает хорошо. Чуток и отзывчив. Охотно и постоянно помогает отстающим. Пользуется большим авторитетом…».

 

Во время учёбы в академии, Николай, проявил свои инженерные способности, разработав для дипломного проекта оригинальную конструкцию авиационного двигателя мощностью 1500 лошадиных сил, которым заинтересовались маститые специалисты соответствующего направления. Подающий надежды выпускник, был оставлен на кафедре академии, и в апреле 1941 года успешно защитил диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. Наступил грозный июнь 1941 года. Как вспоминал Кузнецов: "Первый свой рапорт, с просьбой направить на фронт, подал комиссару академии 23 июня 1941 г. Отказали".

 

Ещё 6 раз ему пришлось подавать подобные рапорты. 9 июля Кузнецов наконец-то получил от начальника отдела Управления кадров ВВС ответ: «Для приобретения боевого опыта работы в частях, в боевых условиях, считаю целесообразным направить тов. Кузнецова на стажировку в части действующей армии». Об этих суровых днях Николай вспоминал так: «В период с июля по сентябрь 1942 г., в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239 истребительной дивизии 6-й воздушной армии. Наша часть обеспечивала техническое обслуживание боевых самолётов. В это суровое время работали с максимальной отдачей даже тогда, когда, казалось, наступал предел моральных и физических сил. Это время научило смелости технических решений и ответственности».

 

До войны, в стенах академии читал лекции секретарь ЦК Г.Маленков. Он запомнил талантливого слушателя и сделал всё, чтобы Николай Кузнецов был отозван с фронта, т.к. считал ,что он будет во многом полезен для обороноспособности страны. Николай был направлен в Уфу на авиационный завод № 27,и уже через год становится первым заместителем главного конструктора Владимира Климова. Шли работы над разработкой и созданием знаменитых двигателей "ВК". Через год уже по просьбе Владимира Климова, Кузнецов стал у него первым заместителем. Вместе трудились над разработкой и серийным выпуском знаменитых двигателей с инициалами создателя - "ВК". За непосредственное участие в создании нового авиационного поршневого двигателя М-107А (ВК-107А) мощностью 1650 л.с. для усовершенствованного истребителя Як-7 Н.Д. Кузнецов (30.12.1943 г.) был награждён орденом Красной Звезды.

 

В 1946 году 35- летний Николай Кузнецов стал главным конструктором завода, заменив своего выдающегося учителя. Здесь же ,он встретил и полюбил эвакуированную ленинградку, также работавшую на этом заводе, Марию Ивановну. Она стала его верным другом и пронесла любовь через всю их нелёгкую жизнь. В мае 1949 года, Николай Дмитриевич получил новое задание, и прибыл в качестве главного конструктора, в Куйбышев, на государственный опытный завод № 2. Завод был образован в апреле 1946 года на базе завода № 145 имени Кирова эвакуированного из Москвы. Это было началом истории уникального предприятия, который сейчас известен как ОАО "Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова".

 

Этому предприятию Николай Дмитриевич посвятил 45 лет своей жизни. Уже почти 70 лет предприятие является одним из крупнейших предприятий по разработке и производству авиационных и ракетных двигателей. Здесь он решил воплотить свою идею - проектировать турбовинтовой двигатель для тяжёлой стратегической авиации. Этим направлением в СССР тогда никто не занимался. Авиаконструктор А.Туполев предложил Кузнецову сконструировать такой двигатель для своего стратегического бомбардировщика ТУ-95. И такой двигатель был создан.

 

Первый турбовинтовой двигатель Николая Кузнецова-ТВ-12 имел мощность 12 тысяч л.с. Он был запущен в серию на Куйбашевском авиационном заводе № 18. Он и по сей день является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Впоследствии этот двигатель получил своё название по инициалам конструктора - "НК-12" и открыл собою целое семейство "НК" .Наша страна стала обладателем отличного стратегического бомбардировщика, который стал на дежурство в 1956 году, и до сих пор стоит на вооружении стратегической авиации России. Двигателями НК-12 оснащались пассажирский Ту-114 и их модификации. Именно на нём Н.С.Хрущёв в 1959 году нанёс свой знаменитый визит в США, удивив американскую публику размерами самолёта. Двигатели НК-12МВ устанавливались на самолётах дальней радиолакационной разведки ТУ-126 и противолодочных. ТУ-142. Для военно-транспортного самолёта Ан-22 «Антей» был разработан двигатель НК-12МА с винтами АВ-90 увеличенного диаметра по сравнению с винтами АВ-60, которые применялись на самолётах ТУ, а для экраноплана «Орленок» — двигатель НК-12МКа.

 

В 1956 году Николай Дмитриевич назначается Генеральным конструктором, ответственным руководителем Куйбышевского моторного завода. 1957 год стал знаменательным в жизни Николая Дмитриевича. 22 апреля 1957 г. ему была присуждена только что учреждённая Ленинская премия, 12 июля того же года, Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Правительства по созданию новой авиационной техники Н.Д. Кузнецову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

 

В 1958 году завод посетил основоположник советской космонавтики С.П.Королёв. У него состоялся обстоятельный разговор с Н.Д.Кузнецовым. Результатом этого визита, стало подключение завода к разработке ракетных двигателей. И уже в 1960 г. был создан двигатель НК-9 — первый в мире кислородо-керосиновый ЖРД тягой более 100 тс, выполненный по замкнутой схеме — с дожиганием генераторного газа.

 

Началась работа над лунной программой Советского Союза. У Николая Кузнецова для осуществления этой программы, уже имелся надёжный двигатель НК-33. Однако 14 января 1966 года ушёл из жизни Сергей Павлович Королёв. Начались межведомственные противоречия, которые привели к закрытию лунного проекта. Кузнецов получил распоряжение об уничтожении всех двигателей НК-33. Однако, Николай Дмитриевич, рискуя собственной карьерой, не стал выполнять это распоряжение и надёжно припрятал свои двигатели на одном из складов предприятия.

 

Работа предприятия под руководством Кузнецова продолжалась. Результатом творческих усилий Кузнецова и его коллег, стало создание 57 типов оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения (в том числе для Ту-114, Ту-154, Ан-22, Ил-62, Ту-144) и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов (в том числе для лунной программы Советского Союза), а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов, в том числе: РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2, НК-4, для самолётов Сергея Ильюшина и Олега Антонова Ил-18 и Ан-10, НК-14А, первый отечественный двухконтурный двигатель НК-6, НК-8 и его модификации для Ил-62, Ту-154, НК-12, НК-22, созданный для сверхзвуковых дальних бомбардировщиков, , НК-25, НК-26, , один из самых мощных и крупных авиационных двигателей НК-32. А также двигатели НК-44, НК-56,НК-64, НК-62, НК-63, НК-86, НК-93, двухконтурный НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114,НК-144, который использовался на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144, НК-321, НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ, и многие другие.

 

В 1988 году был разработан турбореактивный двигатель НК-34 для установки на гидросамолётах. Большинство разработок предприятия Кузнецова, были первыми в мире или первыми в стране. Среди них первый самый мощный в мире турбовинтовой двигатель; первый в мире серийный ЖРД, работающий по замкнутой схеме; первые в мире двигатели, использующие в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ. И это далеко не весь список изделий, которых можно охарактеризовать как первые. Уникальное творение Кузнецова - винтовентиляторный НК-93, называют «двигателем XXI века», который на десятилетия опередил свое время. Никому пока в мире, не удалось повторить его уникальные характеристики до сих пор.

 

В июне 1981 года Кузнецову повторно присвоили звание Героя Социалистического Труда. В течение 30 лет он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и членом президиума Верховного Совета РСФСР. Ему присвоили звания почетного гражданина Самарской области и города Самары, он был также лауреатом Ленинской премии и действительным членом Академии наук СССР.

 

Кроме звания Дважды Героя Социалистического Труда, Кузнецов был награжден одиннадцатью орденами (пять из них - Ордена Ленина). Но ещё раннее, в 1963 году, Генеральному конструктору Николаю Кузнецову постановлением Совмина СССР было присвоено генеральское звание-генерал -лейтенант инженерно-технической службы. Ему очень шла военная форма, и он любил её носить. Коллеги уважительно называли его "Наш генерал".

 

Коллеги, ученики, и просто люди знавшие Кузнецова, отмечали в исключительно положительном ключе его человеческие качества. Вот каким помнил его профессор Евгений Александрович Гриценко, ставший впоследствии Генеральный конструктором ОАО «СНТК им.Н.Д. Кузнецова»:

 

"Мне посчастливилось 37 лет работать под руководством этого замечательного гениального Человека. Николай Дмитриевич был гениальным потому, что он одинаково успешно занимался авиацией, космосом, атомной энергией, перекачкой газа, выработкой электроэнергии, сельским хозяйством, переработкой продукции сельского хозяйства и многими другими темами. Блестящий организатор, выдающийся ученый, талантливый конструктор Николай Дмитриевич был и хорошим воспитателем, и учителем, воспитавшим многих главных конструкторов, главных технологов, металлургов, главных инженеров.

 

Его учениками были: главный конструктор ОАО «СКБМ», в дальнейшем заместитель министра авиационной промышленности Н.А.Дондуков, первый заместитель генерального конструктора, первый главный конструктор ОАО «СКБМ» А.А.Овчаров, главный конструктор (после Н.А.Дондукова) ОАО «СКБМ» Н.Г.Трофимов, главные конструкторы Калужского моторостроительного завода А.Г.Махнев, Ю.В.Кудашев, главный конструктор ОАО «КПП «Авиамотор» А.А.Мухин, главные конструкторы его ОКБ В.С.Анисимов, В.Н.Орлов, заместители главного конструктора Е.М.Семенов, Н.Д.Печенкин, А. А. Танаев, В. Д. Радченко, А.И.Елизаров, В.Л.Скворцов, директор завода П.М.Маркин, главные инженеры В.С.Самохвалов, А.В.Зуев, главный металлург Г.И.Зуев – в дальнейшем главный инженер ОКБ им.А.М.Люлька, его первый заместитель, ставший после ухода Кузнецова на пенсию генеральным директором – генеральным конструктором Е.А.Гриценко, начальник отдела прочности, ставший в 2004 г. генеральным конструктором ОАО «СНТК» Д.Г.Федорченко, главный конструктор ОАО «СКБМ» В.Н.Овчинников, главный конструктор ОАО «КПП «Авиамотор» В.С.Гагай и многие, многие другие.

 

Будучи исключительно скромным человеком, Николай Дмитриевич никогда и нигде не упоминал о своих личных предложениях, теоретических разработках ,относя достижения его руководимого им предприятия к заслугам всего коллектива. Поэтому многое в развитии отечественного авиамоторостроения осталось как бы безымянным. Между тем большинство проектов на заводе впервые было разработано либо самим Николаем Дмитриевичем, либо на основе его идей и под его руководством. При этом всё, за что брался Николай Дмитриевич, опережало работы родственных отечественных и зарубежных фирм. Таков был стиль его работы.

 

Кузнецов прекрасно понимал, что один в поле не воин, и поэтому уделял огромное внимание воспитанию коллектива. Он был необыкновенно терпелив и терпим при восприятии мнения другого человека. Как никто другой, он умел разговаривать с подчинёнными, не напоминая им, что он начальник. Он ни при каких обстоятельствах не говорил:" Я решил", " Я предложил"," Я применил", и лишь только :"Наш коллектив предложил"," Наш коллектив разработал". Во главу угла он ставил заслуги всего предприятия, но не свои личные. Это было его сутью и как генерального конструктора, и как человека".

 

Николай Дмитриевич тяжело переживал, видя, как в результате горбачевской "перестройки" и распада СССР , страна стала терять статус авиационной державы. Его расставание, в ноябре 1994 года, с коллективом родного завода было очень тяжелым. Без родного предприятия, без дорогих для его сердца коллег и соратников, он не прожил и одного года.

 

Скончался, самый знаменитый уроженец Актобе, в Москве, 31 июля 1995 года. Похоронен Николай Дмитриевич на Кунцевском кладбище рядом с любимой женой Марией Ивановной. Бывший государственный опытный завод № 2, которому великий конструктор отдал десятки лет своей жизни, и который под его руководством превратился в одно из самых крупных двигателестроительных предприятий Советского Союза, теперь носит наименование Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова, а на страже рубежей государства продолжает нести вахту сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец ТУ-160 "Николай Кузнецов".

 

Но лучшим памятником Н.Д.Кузнецову, по словам Генерального конструктора Евгения Александровича Гриценко, стали созданные им двигатели, опередившие время.

+3
    1 454