Сегодня

448,89    477,93    62,02    4,76
Политика

Выборы президента могут пойти не по сценарию Нур-Султана

Виктория ПанфиловаНезависимая газета
17 мая 2019

Власти Казахстана будут пресекать выступления оппозиции в ходе избирательной кампании

 

Выборы президента Казахстана 9 июня станут шестыми после провозглашения независимости. Кандидаты, их семеро, опубликовали предвыборные платформы. Обещания – от всеобщего благополучия до вступления в Евросоюз. Главным претендентом на высший государственный пост называют преемника Нурсултана Назарбаева Касым-Жомарта Токаева. Несмотря на предсказуемость итогов голосования, представители оппозиции, находящиеся за рубежом, попытаются раскачать ситуацию в стране.

 

Наибольшие шансы победить на выборах, безусловно, у Касым-Жомарта Токаева, кандидата от правящей партии «Нур Отан» («Свет отечества»). Он не только действующий президент, но и преемник лидера нации Нурсултана Назарбаева. В своей предвыборной платформе особое внимание он уделил преемственности курса первого президента. Программа Токаева состоит из трех блоков, она  называется «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и призвана демонстрировать стабильность, социальную солидарность, межэтническое согласие и религиозную толерантность.

 

Впервые в президентских выборах принимает участие представительница слабого пола – депутат от партии «Ак Жол» Дания Еспаева. Ее платформа состоит из трех пунктов: основа постоянного развития – конкуренция и массовое предпринимательство; национальная независимость; борьба с коррупцией и деофшоризация. Участие женщины в президентских выборах – первый опыт в казахстанской политике, поэтому, как считает казахстанский политолог Талгат Калиев, будет интересно оценить отношение общества к гендерным вопросам на деле.

 

Обращает на себя внимание и кандидат от Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков. Он построил свою платформу на отказе от «западного влияния и ложных ценностей». Ахметбеков считает необходимым экономически интегрироваться с соседями, предать суду беглых олигархов, бороться с бедностью, а также ввести справедливое налогообложение.

 

Интрига нынешних выборов раскручивается вокруг второго места по итогам голосования. Если кандидат наберет 8–10% голосов, он автоматически получит статус политика национального масштаба. По мнению оппозиционного политика Серикжана Есенгосулы, такие шансы у Амиржана Косанова, выдвинутого национал-патриотическим движением «Улт тагдыры» («Судьба нации»). Он более 25 лет находится в оппозиции к власти и за это время ни разу не менял своей позиции. На выборы Косанов пошел под лозунгом: «Европейский вектор развития для Казахстана». Он обещает провести полную декоммунизацию и десоветизацию сознания граждан, усилить роль казахского языка как объединяющего фактора народа Казахстана, обеспечить его верховенство во всех сферах жизни общества, а также принять новый закон о государственном языке и законодательно определить перечень профессий, для которых владение государственным языком обязательно. Этническим казахам политик предлагает вернуться на родину и получить гражданство. Косанов планирует сделать государство действительно демократическим, правовым и унитарным. В связи с этим он хочет изменить законодательные акты, так или иначе противоречащие принципам свободы.

 

«Косанов объединяет протестный электорат Казахстана. Кроме соратников по оппозиции за него пойдут голосовать и далекие от политики граждане. Просто чтобы выразить недовольство существующим режимом. Антирейтинг власти сегодня 80–90%. Это даже выше, чем в Украине, где победил Зеленский», – сказал Есенгосулы. 

 

По мнению политика, Токаев, при всех плюсах опытного международного чиновника, является продолжателем курса Назарбаева, который за 30 лет не только довел до банкротства богатейшую страну и сделал нищим народ, но и просто надоел. «Снять Косанова с выборов, как сделали в 2012 году с моей партией «Руханият», власти уже не смогут. Тогда они окончательно превратят выборы в фарс и получат народное восстание отчаявшегося и не имеющего другого выхода народа», – отметил Есенгосулы.

 

Казахстанские оппозиционные политики, находящиеся за рубежом, уже зовут народ на площади. В частности, беглый олигарх Мухтар Аблязов в соцсетях призывал своих сторонников выйти на акции протеста в первомайские праздничные дни. 9 мая в Нур-Султане, Алма-Ате, Атырау и Актобе прошли массовые задержания демонстрантов, которых проверяли на причастность к запрещенной в стране организации «Демократический выбор Казахстана». На несколько дней был заблокирован доступ к Facebook и некоторым западным СМИ.

 

Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Александр Воробьев не исключает, что предвыборная кампания может пойти не по сценарию Нур-Султана, и в Казахстан может прилететь «черный лебедь» (события, которые невозможно предсказать, но которые коренным образом меняют ход истории). Но в целом эксперт считает такой сценарий маловероятным. «У казахстанской оппозиции нет значительных ресурсов: финансовых, организационных внутри страны, инфраструктуры, чтобы вывести народ на площади. Кроме этого, партнерам Казахстана – России, Китаю, США и ЕС невыгоден сценарий дестабилизации Казахстана, поскольку в энергетическую отрасль республики вложены огромные деньги», – сказал Воробьев. 

 

Что же касается брожения в Интернете, то эксперт полагает, что соцсети не являются объективным отражателем настроений казахстанского общества. Хотя процент недовольных властью людей высок, вряд ли они пойдут за представителями зарубежной оппозиции, которые призывают их выйти на улицы. 

 

«Запрос на новые лица в казахстанской политике, запрос на демократизацию страны есть. Однако для появления и роста такой фигуры, как Зеленский в Украине, нужна политическая система, подобная украинской. В Казахстане же политическая система совсем другая. Если такие люди, как Зеленский,  будут появляться, то это будет означать слом действующей системы власти Казахстана», – считает Воробьев. По его мнению, нынешняя казахстанская власть не допустит расшатывания политической системы. Тем более когда у руля де-факто остается Нурсултан Назарбаев.

+4
    1 057