Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Политика

Дувановы и мамаи лепят коллективного Косанова в лице Демократической партии

Улугбек БабагуловЭхо Казахстана
19 октября 2019

В последнее время в преддверии возможных парламентских выборов в стране чрезвычайно усилилось партийное строительство. Как из табакерки стали вскакивать как новые общественные объединения, так и рождаться прожекты новых «народных» партий, претендующих оседлать протестное движение в стране. Большая часть из них похожи друг на друга и дублируют одинаковые программы с целью дробления недовольных.

 

Сначала по регионам поехали объяснять необходимость создании новой партии эмиссары прозадпадного НПО «Республика», которые уже активно предлагают формирование инициативных групп на местах. Подозрительно то, что в состав руководителей данного НПО вошли несколько бывших журналистов провластных СМИ, которые вдруг неожиданно всем разом «прозрели».

 

Несколько позже появилась инициатива Ержана Тургумбая, известного своими роликами в ютубе, заявил о создании «Социал-демократической народной партии «Еркин Казак». В настоящей зарегистрированной общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) в начале произошли события на съезде, которые привели вообще к исключению из ее рядов руководителя Ермурата Бапи по обвинению в том, что он якобы хотел продать партию беглому премьеру Акежану Кажегельдину и бывшему акиму Бергею Рыскалиеву.

 

И вот, 16 октября, в Алматы прошла пресс-конференция, на которой Сергей Дуванов, находящийся в США, но выступавший в онлайн-режиме через скайп, журналист Жанболат Мамай, журналистка Асель Джанабаева и бывший секретарь Совбеза Тулеген Жукеев объявили уже о создании Демократической партии Казахстана, которая ставит себе амбициозную задачу ликвидацию системы несменяемости власти.

 

Со стороны может показаться, что это настоящий оппозиционный проект и даже Дуванов во время пресс-конференции находился в Вашингтоне, чтобы получить верховное благословение для создания этой новой партии. Однако радикальность и оппозиционность новоявленного политического формирования под большим вопросом, так как сама эта идея без согласования с определенными кругами в самой власти и кругами Запада невозможна.

 

Надо всем понимать, что связь той или иной организации и даже партии с Западом и США не означает, что эта партия обязательно оппозиционная и якобы ратует за построение демократической системы. Напротив, мы понимаем, что часть правящей элиты сама является прозападной и формирует псевдооппозиционные организации прозападной ориентации. Первым таким проектом стало объединение «Жана Казахстан» («Новый Казахстан»), которое декларировало национал-демократизм и либерализм, было ориентировано на США, но в тоже время было создано под контролем и при участии властей.

 

Так и тут мы видим преемственность. Например, тот же Сергей Дуванов, которого все считают почему-то принципиальным демократом, активно агитировал в «Казахстанской Правде» в 1993 года за роспуск самого демократического в истории Казахстана – Верховного Совета, отмены первой парламентской Конституции и поддерживал Нурсултана Назарбаева. В 2011 году он опубликовал серию статей против бастующих нефтяников Жанаозена, назвав их шкурниками, а уже в 2014 предлагал в очередной раз поддержать Елбасы. На президентских выборах он активно поддерживал того же Косанова и Кажегельдина.

 

Последний раз Сергей Дуванов состоял в своей социал-демократической партии в начале 90-х, а позже лишь критиковал оппозицию, составив лишь однажды в 2006 году проект умеренной Конституции с двухпалатным парламентом для Жармахана Туякбая и его ОСДП. Так что консерватизм Дуванова заключается в том, что он за то, чтобы закрепить результаты рыночных реформ и приватизации, которые произошли в экономике.

 

Он также поддерживает и активное участие транснациональных корпораций в Казахстане. Поэтому он так активно выступал против земельных митингов в 2016-17 годах, поддерживая институт частной собственности на землю и фактически поправки, внесенные властью в Кодекс законов о земле, дававшие возможность иностранным компаниям скупать сельхозугодия. Будучи сам неолибералом он поддерживал и поддерживает все неолиберальные антинародные реформы правительства, направленные на рыночные преобразования, которые и привели к урезанию социальных расходов, к приватизации здравоохранения, что и спровоцировало дальнейшее обнищание и падение уровня жизни казахстанцев.

 

По его мнению, нужны лишь надстроечные изменения и введение «демократии», когда вместо одного олигарха на президентском кресле, в парламенте будет восседать сотня более мелких олигархов, но будут соблюдены необходимые атрибуты «народовластия». Но даже тут он более умерен чем, кто либо, так как с самого начала предлагал систему сдержек и противовесов, с сохранением сильной президентской власти, чтобы уравновешивать двухпалатный парламент, если он окажется слишком радикальным и начнет национализировать промышленность и землю.

 

Сейчас же он вдруг активно влез в партийное строительство, чего не могло быть без согласия определенных чиновников. Не в том он возрасте, чтобы бросаться в авантюры без определенных гарантий. Поэтому он объединяется с национал-либералами и национал-демократами, чтобы придать весомости этому объединению. Да и новую партию он представляет, как некую солянку, скрывая свои истинные взгляды либерала, близкие в экономике и социальной сфере к назарбаевским, так как за его идеи в Казахстане мало кто пойдет в бой, если самого не поднимут на вилы.

 

Поэтому он скрывает истинную программу партии, обманывает, выдавая лишь общую декларацию и обосновывая необходимость объединения всех и вся, чтобы собрать всех недовольных властью. «Нужна организация, объединяющая людей разных политических и идеологических взглядов, но способная решать на этом этапе главную задачу – ликвидации системы несменяемости власти, выстроенной Назарбаевым под себя. Это главное условие с чего может начаться политическая модернизация в Казахстане», – пишет Сергей Дуванов, показывая, что будущая широкая партия будет разноцветной «солянкой».

 

Он вообще предлагает уйти от прежнего понимания партийности и сформировать некую пеструю коалицию разных сил, в которой он собирается примирить и левых, и правых, и центристов, и националистов, скрестив ужа и ежа: «На мой взгляд, сегодня нужно отказаться от традиционного понимания партии как организации единомышленников, объединенных идеологически, имеющих жесткую партийную дисциплину, марширующих в ногу и поющих одни песни».

 

Но за этими предложениями торчат уши как властей, так и тех, кто хочет влезть в казахстанскую политику из-за океана. Другой деятель, Жанболат Мамай, представляющий националистическое крыло этой новой Демократической партии также подтверждает данный довод своей политической эволюцией. На самом деле он никогда не был радикальным революционером. В апреле 2010 года он сам распустил своих сторонников на предполагаемом националистическом митинге, и потом спокойно сотрудничал с департаментом внутренней политики акимата Алматы.

 

Будучи арестованным по жанаозенскому делу в 2011 году, он был быстро выпущен по настоянию своего отца, долгие годы проработавшего в администрации президента Назарбаева. Помимо этого, дал показания на ряд молодых безработных, которые предлагали ему проведение ряда акций протеста. После деятельного раскаяния он избежал дальнейшего заключения, как и в деле по отмыванию средств банкира Мухтара Аблязова два года назад, по которому он также сознался и признал вину.

 

Получив свободу действий, он на средства казахстанских олигархов, связанных с властью, спокойно ездил в Украину и в итоге снял аж два документальных фильма на уровне пятиклассников, в которых обличал еврейско-русских большевиков, учинивших геноцид казахского народа. Это уже новое слово в консервативно-националистической идеологии, которую лепят в стране также под чутким руководством определенных сил в правящей элите.

 

Сейчас Дуванов, Мамай и К должны заменить на политической сцене обанкротившегося Амиража Косанова и вновь коллективно сыграть его роль громоотвода недовольства народных масс уже на парламентских выборах. Вместо дискредитированного ОСДП сейчас на щит будет выдвигаться этот проект для обмана легковерных и для попытки взять несколько мест в парламенте в рамках существующей системы. Если эта партия пройдет регистрацию, то она станет подпоркой системы, а не тараном, и, наоборот, легитимизирует результаты выборов.

 

Наивно предполагать, что Акорда и Елбасы выпустили из своих рук нити управления и контроля и что эти многочисленные проекты партий и коалиций создаются сами по себе в течение последних дней. Более того, именно первые руководители страны и решили сейчас возглавить процесс партийного строительства, запустив сразу с десяток разных направлений и проектов. В них есть и прозападные, и националистические. Понимая, что дело идет к социальному взрыву, власть приоткрывает табакерку, для того, чтобы чертиками, которые выпрыгивают массово из нее, окончательно запутать недовольных и направить их в нужное русло.

 

Конечно, разные группы в правящем классе имеют свои интересы, и борьба между ними только обостряется по мере старения Назарбаева. Но, в целом, получение сразу дюжины новых партий, наоборот, будет способствовать удержанию власти и прежней системы, так как будет максимально дробить протестное поле и выпускать пар недовольство через разрешенные выборы в нижнюю палату парламента

 

Американцам это также выгодно, так как формируется новая поросль политиков, которые будут ориентироваться на посольство США, на западные ценности и фонды, а также проводить нужную политику лоббирования в парламенте и в местных органах власти.

+2
    1 086