Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Политика

Британские проекты в Казахстане и «Туранская армия»

Денис ЮргановЗавтра
3 ноября 2020
Продолжается активное  вмешательство  и попытки внести раскол в ряды стран входящих в ЕАЭС и ОДКБ. На этом направлении проводится серьёзное наступление. События в Белоруссии, Армении, в  Киргизии- внутренние разборки, но внешний фактор воздействия исключать нельзя. Казахстан, в котором пока ещё с виду всё спокойно, но «работа» с республикой идёт «мягкими методами». Наличие игроков старающихся затянуть Казахстан в свою орбиту влияния и контроля (с помощью финансово-экономических, цифровых, инвестиционных и др. инструментов) большое количество, и один из таких влиятельных субъектов – Великобритания. В формате видеоконференции 21 октября прошёл казахстанско-британский инвестиционный форум «Kazakhstan Global Investment Forum 2020». Казахскую сторону представил МИД республики Мухтар Тлеуберди, а делегацию Великобритании возглавлял торговый посланник Премьер-министра Великобритании по Казахстану баронесса Эмма Николсон, а также представители крупных британских компаний в сферах энергетики, инфраструктуры и строительства. На мероприятии было отмечено, что оба государства располагают большими возможностями и смогут осуществить совместные проекты в горнометаллургическом и агропромышленном комплексах, в здравоохранении и по линии ВИЭ. По ходу форума на специализированных параллельных площадках обсуждались темы развития финансовых услуг, майнинга, цифровизации и технологического сектора Казахстана. Замминистра иностранных дел Казахстана обсудил с английской Independent Power Corporation (разрабатывает, владеет и управляет объектами тепловой и гидроэнергетики в Латинской Америке, Северной Америке, Южной Африке, Азии и Европе) вопросы участия компании в реализации инвестиционного проекта «Каспийский цифровой хаб». Напомним, что в ноябре 2015 года Independent Power Corporation объявила о подписании меморандума о взаимопонимании с  казахстанской госкомпанией «Казтрансгаз» по проектам газопровода и электростанций на сумму 3 миллиарда долларов США.
    
«Каспийский цифровой хаб» предполагает строительство волоконно-оптической линии передачи по дну Каспийского моря и включает в себя работы по прокладке подводного оптоволоконного кабеля по дну, а также строительство двух центров обработки данных в Актау и Баку. Реализация проекта позволит создать канал связи для передачи данных из Европы в Азию, через Азербайджан и Казахстан. Проект будет способствовать созданию в Евразийском регионе открытого информационного общества и развитию интернет-услуг, что положительным образом скажется на развитии и диверсификации экономик стран региона. По данным  казахского МИД Британия сегодня входит в пятерку ключевых торгово-инвестиционных партнеров постсоветской республики. За последние 15 лет приток британских инвестиций в экономику Казахстана составил  14,1 млрд. долл. С участием британского капитала в республике работают более 500 компаний, в том числе такие предприятия, как «Royal Dutch Shell», «Ernst&Young», «BG», «Shell», «BAE Systems» и другие.

Обратим внимание на персону торгового посланника Премьер-министра Великобритании по Казахстану. Баронесса Эмма Николсон уже неоднократно посещала территорию Казахстана и других прикаспийских стран. Весной  2019 года  она возглавила британскую делегацию на казахстанско-британском деловом нефтегазовом форуме в г.Атырау, Одним из ключевых мероприятий этого визита стали переговоры Эммы Николсон с главой МИД Казахстана, а предметом встречи являлось обсуждение нового формата работы ведомства в рамках переданных функций по привлечению иностранных инвестиций в экономику страны и развитие взаимовыгодного сотрудничества Казахстана и Великобритании в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Э. Николсон является членом делегации Соединенного Королевства в Парламентской Ассамблее Совета Европы, председательствует на Всепартийной Парламентской группе по иностранным делам, и является торговым послом Соединенного Королевства в Ираке. Помимо этого  является исполнительным председателем Ирако-Британского Делового Совета (IBBC), председателем Международного благотворительного фонда AMAR и председателем наблюдательного совета Объединенной Лизинговой компании (Азербайджан), а также членом Американской ассоциации юристов совета по Ближнему Востоку и Северной Африки, член Совета попечителей Фонда по вопросам глобального потепления. Баронесса также является  торговым посланником премьер-министра Великобритании по Азербайджану.

Пока Британская баронесса «окучивает» казахские власти по линии инвестиционно - экономического сотрудничества, английские спецслужбы стоящие за спиной Турции подталкивают Казахстан к созданию «Туранской армии». Появление в конце октября  в Нур-Султане министра национальной обороны Турции Хулуси Акара прошло совсем не случайно. Главным вопросом на встрече с казахским  министром обороны Нурланом Ермекбаевым и премьером  Аскаром Мамином было - продвижение идеи создания «Туранской армии». Турция в последнее время настойчиво  продвигает такой проект предусматривающий создание военно-политического союза тюркоязычных стран.  Ещё в 2009 году в Нахичевани (административный центр Нахичеванской автономии Азербайджана) был создан Совет Сотрудничества тюркоязычных государств (Тюрский совет), в него вошли - Турция, Кыргызстан Азербайджан, Узбекистан и Казахстан. В качестве наблюдателя в  организацию входит Венгрия, которая является страной с преимущественно фино-угорским населением. Идея пантюркизма (течение, согласно которому все народы, говорящие на тюркских языках, являются якобы одной нацией и должны объединиться под гегемонией Турции) предусматривает образование вооружённых силы стран Тюрского совета. В 2013 году Турция уже сумела создать структуру, объединяющую силовиков из тюркоязычных стран, и на свет появилась -«Ассоциация правоохранительных органов военного статуса»; в неё вошли - Турция, Азербайджан, Кыргызстан и Монголия. Интерес Азербайджана к созданию «Туранской армии» в ближайшем будущем, может вылиться в практическую плоскость, и такая перспектива реальна. Присоединение к таким планам Узбекистана пока остаётся под вопросом. Но в данном случае важна позиция Кыргызстана и особенно Казахстана, ведь они в составе ОДКБ. Если эти страны поддержат идею создания «Туранской армии», такие действия нанесут сокрушительный удар по структуре ОДКБ на постсоветском пространстве.  Примечательно, что визит Хулуси Акара в столицу Казахстана «совпал» с военными действиями в Нагорном Карабахе, где Анкара и Баку выступают единым фронтом, а также  очередной виток пограничного конфликта между двумя членами ОДКБ – Таджикистаном и Киргизией,  в последней вдобавок наблюдается политическая неурядица.

По поводу создания «Туранской армии», и вообще об идее продвижения «Великого Турана» сделано несколько заявлений турецких экспертов.  Профессор Кюршад Зорлу заявил, что когда борьба за Нагорный Карабах «достигнет заслуженного уровня», в тюркском мире произойдут большие изменения, и вызовут большую мотивацию среди тюркских народов. И это будет лишь вопросом времени, а момент сейчас самый подходящий. Профессор – доктор Джемалеттин Ташкыран  отметил, что - «В тюркской истории очень мало таких периодов, когда республики Центральной Азии и Турецкая Республика, а до этого Османская империя, так сближались и даже поддерживали друг друга. Эта ситуация сложилась после совместных учений, проведённых в Азербайджане и Нахичевани вслед за нападением на Товузский район. В дальнейшем после ответа Азербайджана на агрессию Армении, с помощью моральной поддержки Турции Азербайджан стал способен за короткое время вернуть практически все потерянные земли. Это вызвало радость во всём тюркском мире».
-1
    3 664