Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Политика

Полыхнет ли в Центральной Азии после ухода США из Афганистана?

Никита ЧикуновСпутник Казахстан
22 мая 2021
Коллаж: © Русские в КазахстанеСША приступили к выводу своих войск из Афганистана. В экспертной среде опасаются, что вслед за этим Центральноазиатский регион ждет всплеск нестабильности

Только совместные усилия России и стран Центральной Азии помогут избежать такого сценария. Какое будущее ждет Афганистан после ухода американцев и их союзников? 

Последствие ошибок Запада


Военные контингенты покидают Афганистан. Попытка стран Запада создать в стране условия для процветания демократии провалилась. В этом уверены эксперты, принявшие участие в дискуссии "Будущее для "особых" отношений России и стран Центральной Азии" на конференции Международного дискуссионного клуба "Валдай".

Дальнейшая судьба Афганистана может определяться двумя основными сценариями, считает старший научный сотрудник Института международной политики WeltTrends в Потсдаме Александр Рар. Наиболее оптимальный из них предусматривает постепенную интеграцию страны в Центральноазиатский регион.

Менее привлекательный с точки зрения стран ЦА и России вариант связан с включением Афганистана в орбиту "Большого Востока" — возможного ближневосточного объединения во главе с Ираном или Пакистаном, допускает Александр Рар.

Европейские аналитики смотрят на будущее Афганистана с изрядной долей пессимизма. По мнению директора франко-российского аналитического центра "Обсерво" Арно Дюбьена, республика превратится в очаг военно-политической напряженности.

"В лучшем случае Афганистан ждет непродолжительная стабильность, но затем ситуация ухудшится. Ожидания у нас плохие. Возможно, всплеск нестабильности затронет и Центральноазиатский регион", — прогнозирует он.

Проблема безопасности в Центральной Азии действительно связана с Афганистаном, поскольку талибы не настроены на мирные переговоры и конструктивный диалог, считает директор Центра по изучению Центральной Азии и Китая в Таджикистане Худоберди Холикназар.

В таких условиях России и странам ЦА не остается ничего иного, кроме как взять на себя роль "миротворцев", добавляет научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.

"России и Центральной Азии вместе предстоит попытаться умиротворить Афганистан. Добиваться стабилизации внутренней обстановки там, в том числе через экономические проекты", — подчеркивает академик.

Европейский наставник и идеолог


Если интерес западных стран к Афганистану полностью угас, то к Центральноазиатскому региону он сохраняется до сих пор. Германия и Франция не теряют надежды реализовать в странах ЦА свои экономические проекты, говорит Арно Дюбьен.

"В 90-е годы и начале 2000-х европейцы продвигали там свои проекты, идеология которых на самом деле была антироссийская: как строить отношения в обход России. Сейчас амбиции поскромнее. Мы поняли, что совершили две крупные аналитические ошибки. Во-первых, долгое время считали, что роль России в этом регионе будет снижаться. Последние десять лет наблюдается совершенно обратная ситуация. Во-вторых, не учли китайский фактор", — объясняет эксперт.

Еще одна проблема европейских стран заключается в их стремлении навязывать своим партнерам демократические и либеральные ценности против желания последних, добавляет Александр Рар.

"С Европейским Союзом у Центральной Азии вначале складывались отношения, но затем пошли недомолвки и проблемы. Почему Европа не смогла стратегически укорениться в Центральной Азии? Вместо того, чтобы разговаривать о взаимных интересах, Запад в своей манере стал говорить только о ценностях. Европа рассматривала взаимодействие с точки зрения трансфера демократии и либерализма", — продолжает он.

В этом плане сотрудничество ЦА с Россией стоится на совсем других принципах, что только ускоряет сближение стран, замечает сотрудник WeltTrends.

"Идея Евразийского экономического союза не принадлежит России, она принадлежит Казахстану и странам Центральной Азии, которым это объединение показалось самым правильным. Сегодня ЕАЭС фактически можно назвать неким мягким блоком взаимных интересов", — заключает Александр Рар.
0
    4 585