Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Политика

Талибы похоронили Большую Центральную Азию

Виктория ПанфиловаНезависимая газета
16 августа 2021

Коллаж: © Русские в КазахстанеКрупные инфраструктурные проекты в регионе терпят крах


Ситуация на границе Узбекистана и Афганистана в районе моста Дружбы, соединяющего Термез с Хайратоном, нормализовалась. Об этом 15 августа сообщил МИД Узбекистана. Накануне маршал Афганистана Абдул-Рашид Дустум со своим окружением и чиновниками, спасаясь от наступления радикалов, бежал в узбекский город Термез. После переговоров и врачебной помощи нуждающимся большинство из них власти Узбекистана вернули на родину. Из-за военных действий остановлено движение по железной дороге Термез–Мазари-Шариф. Реализация инфраструктурных проектов с Афганистаном оказалась под большим вопросом.
    
Кабул пал. Президент Ашраф Гани сложил полномочия и, как сообщила телекомпания «Аль-Джазира», покинул страну. Все остальные крупные города Афганистана уже перешли под контроль запрещенного в РФ движения «Талибан». Афганская армия, на которую Пентагон потратил 88 млрд долл., разбежалась или перешла на сторону талибов. В западной прессе отмечают, что США получили второй Сайгон – вертолеты спешно вывозят людей с крыши американского посольства в Кабуле. Из Афганистана бегут не только американцы: в Ташкент прибыл первый рейс с эвакуированными сотрудниками дипмиссии Узбекистана. В штатном режиме работает только посольство России, сообщил ресурс Afghanistan.ru.
    
Накануне афганские военные прорвались через границу с Узбекистаном. По мосту Дружбы, по которому в 1980 году уходил советский воинский контингент, теперь бегут афганские беженцы. В их числе был маршал Дустум. Если Дустум нашел убежище в Узбекистане, то шедшую с ним группу – примерно 80 человек – узбекские власти вернули на родину.
    
Маршал Абдул-Рашид Дустум – этнический узбек, и он уже во второй раз бежит от талибов на историческую родину. Впервые это произошло в 1998 году. В Ташкенте живет его семья. Однако сам он в узбекской столице не задержался и переехал в Турцию. Не исключено, что и на этот раз Узбекистан станет для него транзитной страной.
    
Талибы обещали не преследовать афганцев, сотрудничавших с американцами. Однако на деле все иначе – по сообщениям афганских СМИ, казни происходят без суда и следствия. Еще одно дикое распоряжение талибов: если в семье две девочки, одна должна быть передана в качестве трофея солдатам. Как заявила на брифинге в Женеве официальный представитель УВКБ Шабия Манту, с начала нынешнего года свои дома уже покинули около 400 тыс. человек.
    
ООН готова помочь, в частности, Таджикистану при наплыве афганских беженцев. Координатор ООН по Таджикистану Сезин Синаноглу предложила разработать предварительный план действий, напомнив, что ответственность за прием мигрантов и создание условий для них является обязанностью государства. По словам Синаноглу, никому не известно, когда и сколько беженцев прибудет в Таджикистан. Напомним, что таджикские власти готовятся к приему афганских беженцев и строят лагерь для них в Хатлонской области. Другие центральноазиатские государства самоустранились от проблемы.
    
Директор Центра исследовательских инициатив Бахтиер Эргашев сказал «НГ», что Узбекистан по этой линии не брал на себя никаких обязательств, в том числе международных. Но если ситуация не улучшится, а талибы продолжат преследовать мирных жителей, то, возможно, определенное количество женщин, детей и стариков Узбекистан впустит на свою территорию. «Я думаю, что будет проводиться избирательная политика по отношению к беженцам. Уже понятно, что талибы в Афганистане пришли к власти надолго. Ссориться и портить отношения с ними, что может произойти, если Узбекистан откроет границы, не в интересах Ташкента. Потому вряд ли наша страна примет заметное количество беженцев», – сказал Эргашев.
    
Тем временем делегации Туркменистана, Узбекистана и России ведут в Дохе переговоры с главой Комиссии талибов по политическим вопросам. Как сообщил официальный представитель движения «Талибан» Забиулла Муджахид, обсуждалась ситуация в Афганистане, а также «региональные вопросы, в том числе торговля между Афганистаном и постсоветскими республиками Центральной Азии».
    
«Для всех важно, чтобы заявления, сделанные в Дохе, были закреплены. Речь идет о безопасности границ, проектов и пр. Дело не в том, что талибы никогда не шли в Среднюю Азию и не пойдут. А угроза исходит от аффилированных с ними отрядов террористов – «Аль-Каиды» (запрещена в РФ), которая очень активна в афганском Бадахшане, и «Исламского государства» (ИГ – запрещено в РФ). Поэтому сейчас вряд ли имеет смысл обсуждать вопросы стратегического характера, нужно решать тактические вопросы. Например, для Узбекистана важно выяснить, пойдут ли талибы дальше Мазари-Шарифа?» – сказал Эргашев. По его словам, бегство Дустума открывает возможность Ташкенту начать работу с новыми афганскими политиками на севере страны при новом политическом раскладе – «Талибан 2.0». «Ставка на Дустума в последние 30 лет была самой большой ошибкой Ташкента», – считает Эргашев. Он полагает, что приход талибов к власти в Афганистане похоронит идею Большой Центральной Азии, то есть вовлеченность Афганистана в Центральную Азию. По его словам, скорее всего откладывается реализация больших инфраструктурных проектов, таких как строительство железной дороги Мазари–Шариф–Кабул–Пешавар. «Инвестициям и экономике нужна безопасность. «Талибан» не способен и решать вопросы транзитных территорий. Талибы показывают себя разрушителями, а не созидателями. Поэтому нас ждет период трансформации «Талибана» в позитивное движение либо его замена другими силами», – считает Эргашев. 
+2
    4 717