Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Политика

Заигрывание Токаева с националистами – опасная ошибка – казахстанский эксперт

Булат СултановЕвразия Эксперт
26 января 2022
Коллаж: © Русские в КазахстанеПосле январских беспорядков в Казахстане сменился кабинет министров, однако новый состав правительства вызвал недоумение в России. Глава Россотрудничества Евгений Примаков обвинил в русофобии нового министра информации республики Аскара Умарова, оскорблявшего День Победы и русских в Казахстане, и отказался сотрудничать с ним. Позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также назвал «некорректными» высказывания казахстанского политика, однако предложил «судить» его по «по тем заявлениям, которые Умаров будет делать в новом статусе». И хотя сам министр поспешил назвать свои прошлые заявления «истлевшим мусором» и подчеркнул, что с уважением относится к России, ее истории и культуре, эксперты отмечают, что его «информационный шлейф» может навредить сотрудничеству двух стран. Причины назначения Умарова в новое правительство Казахстана, а также последствия роста влияния националистов в республике в интервью проанализировал доктор исторических наук, политолог, экс-директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Булат Султанов.

– Булат Клычбаевич, почему, на Ваш взгляд, назначение Аскара Умарова министром информации Казахстана вызвало острую реакцию в России и сделало его фактически нерукопожатным в ряде российских ведомств?

– Считаю назначение Умарова ошибкой. А причиной совершения этой ошибки вижу то, что таким образом президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал своего рода сигнал представителям националистических сил казахской элиты: он является независимым, и хотя пригласил войска ОДКБ, он – глава суверенного государства. На мой взгляд, заигрывание с националистами никогда ни к чему хорошему не приводит. Конечно, понять президента я могу, но признать его правоту – нет.
    
Не знаю, кто информирует главу государства, но, умышленно это делается или неумышленно, это является дезинформацией. Не было никаких протестов казахоязычной окраины, потому что у преступлений, которыми закончились массовые беспорядки, нет ни национальности, ни религии.
    
Поэтому назначение Умарова – это стремление главы государства каким-то образом дать сигнал националистически настроенным представителям политической элиты Казахстана, что он готов идти с ними на диалог. И что диалог с ними он хочет поручить Умарову и тем парламентариям, а также представителям госаппарата, которых мы знаем. То есть, тем самым он делает реверанс в сторону националистически настроенной политической элиты. Это еще одна ошибка президента. Он «своим» среди них никогда не будет.

– Способен ли Умаров, занимая этот пост, повлиять на государственную политику Казахстана в информационной сфере?

     – Конечно. Поэтому руководителем в информационной сфере нужно назначать человека, который понимает главную задачу президента. А глава государства ведь прямо сказал, выступая в парламенте – чтобы абсолютное большинство наших граждан проявило патриотизм и единство в борьбе с экстремистами. И это должен быть такой патриотизм, который сможет способствовать межнациональному и межконфессиональному сплочению казахстанцев. Аскар Умаров по определению на это не способен. Более того, он не пользуется доверием среди населения.  

Назначение на государственный пост человека, который не контролирует свою речь, делая русофобские заявления, идет вразрез с курсом президента страны. Это необходимо учитывать. Раз новый министр хоть и в прошлом, но не имел «тормозов», его даже близко к государственному аппарату подпускать нельзя.
    
Все-таки президент говорит очень правильные слова, я внимательно прочитал его выступления. Но вопрос заключается не в том, чтобы поставить задачи, а в том, чтобы их правильно реализовать. А это – функция государственного аппарата. Если в государственный аппарат назначаются националисты, то это уже не способствует сплочению многонационального населения Казахстана. Мне понятны многие высказывания, в том числе и российских экспертов, что таким образом президент хочет перетянуть на свою сторону националистически настроенных представителей политической элиты, что он хочет не дать им возможности выступить против него открытым фронтом. Но есть красные линии, которые переступать нельзя.

– Россия показала, что готова в любой момент поддержать своего союзника и первой приняла решение отправить миротворцев для стабилизации ситуации в Казахстане. И тут такое назначение. Какие риски создает оно для российско-казахстанских отношений?
    
– Во-первых, надо сказать прямо, что Россия не в первый раз выручает Казахстан. Во время вспышки коронавируса именно она оказала нам огромную помощь. Это и врачи, и лекарства, и карагандинская фабрика по производству вакцины. Действительно, Россия очень быстро среагировала на просьбу Токаева отправить в Казахстан миротворцев Организации договора о коллективной безопасности. И я знаю людей, которые звонили друг другу с одним лишь вопросом – прилетели уже военные ОДКБ в Алматы или нет? Без них ситуация была бы очень сложной. Смогли бы так оперативно без миротворцев решить вопрос с бандитами и террористами – большой вопрос. Население Казахстана прекрасно понимает, что Россия выручила республику во второй раз. А в связи с событиями в Афганистане ситуация в регионе будет ухудшаться и далее.

Информационный аппарат государства как раз должен показывать населению значение для нас союза с Россией. Но теперь аппарат будет занят другим: доказывать, что Казахстан – успешное и независимое государство, сам бы справился со всеми проблемами. Опасность заключается в том, что президент подставляется под удар этих русофобских политиков, которые получили образование в США, американские гранты, и чьи дети учатся в США.
    
То, что произошло – это не внутренние проблемы Казахстана. Если бы здесь не принимали участие исламские радикалы и экстремисты, события не достигли бы такого масштаба. А теперь одним из печальных последствий ошибочного назначения министра информации может стать недоверие в отношениях между Казахстаном и Россией.

– Министр уже ответил на обвинения в русофобии. Он публично не признал своих слов 10-летней давности. А если признает, все встанет на круги своя? Или в данной ситуации межгосударственные отношения спасет только его отставка из правительства?
    
– Мы же реалисты. Умаров – фигура не самостоятельная. Он выполняет заказ той части политической элиты, которая его выдвигает. Он работал в «Казинформе», вице-министром информации, а теперь возглавил информационный блок. Умаров, условно говоря, озвучивает мысли тех, кто сам не может или не хочет выйти на авансцену. Он говорит то, о чем ему дают указания. Он – говорящая голова той части националистической элиты, которая прорвалась к власти и закрепляется в ней.
    
Президент Казахстана должен понимать, что нахождение в правительстве человека, который открыто и напрямую оскорблял русских, День Победы и память о нем, очень опасно. Мы видим, какие последствия могут произойти на примере Украины.
+9
    15 998