Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Политика

Принять или изменить?

Николай КузьминТуранпресс
2 марта 2022

Коллаж: © Русские в КазахстанеАнонимные алкоголики и американские президенты очень любят такую молитву: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого». Хотя острый дефицит спокойствия, мужества и мудрости именно у этих двух социальных групп вполне очевиден, предложенная в молитве формула может быть успешно использована в сложных ситуациях самыми разными людьми и народами.


Сегодня нам тоже следует применить эту формулу для того, чтобы отделить то, что мы можем изменить от того, что мы должны смиренно принять. Это необходимо потому, что мир, как бы банально это ни звучало, радикально меняется на наших глазах, и нам следует определиться с нашими национальными интересами. Понять, что жизненно важно для Казахстана как национального государства, а что – просто политический маркетинг и продакт-плейсмент от наших стратегических партнеров и вечных друзей. Чтобы, как говорили в колониальные времена, мухи отдельно, котлеты – отдельно. В сегодняшней ситуации это непросто.

Уточним, что под сегодняшней ситуацией мы понимаем события на Украине и вокруг нее. Напомним, что 22 февраля Владимир Путин выступил с обращением к народу России и «соотечественникам на Украине». Совершив краткий экскурс в прошлое, он заявил, что Украина как государство в своих нынешних границах была сконструирована большевиками и выразил недоумение по поводу того, что киевский режим (именно так теперь именуются им украинские власти) снес памятники Ленину.

«Вы хотите декоммунизацию? Ну что же, нас это вполне устраивает. Но не нужно, что называется, останавливаться на полпути. Мы готовы показать вам, что значит для Украины настоящая декоммунизация», – зловеще произнес Путин. И немедленно показал, объявив о признании независимости двух самопровозглашенных республик – ДНР и ЛНР. Вскоре были подписаны и ратифицированы соглашения о дружбе и сотрудничестве с этими теперь уже частично признанными государствами.

На следующий день показ был продолжен. Российский президент запросил согласие Совета Федерации на использование Вооружённых Сил за пределами территории РФ. Согласие было немедленно получено.

24 февраля рано утром Путин снова обратился к народу. Он обрисовал сложившуюся после распада СССР систему международных отношений, отметил одностороннюю политику США, их агрессию против Сербии, Ирака и других стран, указал на угрозы, связанные с расширением НАТО и использованием территории Украины против России. Рассказал о войне, которую киевский режим продолжает вести против ДНР и ЛНР. После чего подвел итог: «В связи с этим в соответствии со статьей 51 части 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации России и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля сего года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой народной республикой и Луганской народной республикой мною принято решение о проведении специальной военной операции». Путин подчеркнул, что в планы России не входит оккупация украинских земель, призвал украинских военнослужащих сложить оружие и «идти домой».

Поясним, что это за статья из Устава ООН. Вот что в ней сказано: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Нетрудно заметить, что Устав ООН дает право обороняться кому угодно от кого угодно. Но не нападать. Поэтому российский президент счел необходимым несколько раз указать на то, что речь идет о защите, причем не от Украины, а от режима. «Сегодняшние события связаны не с желанием ущемить интересы Украины и украинского народа. Они связаны с защитой самой России от тех, кто взял Украину в заложники и пытается использовать её против нашей страны и её народа», – пояснил Путин.

Сразу после выступления, завершившегося обращением к украинской армии с призывом не исполнять преступных приказов антинародной хунты, сложить оружие и идти домой, началась военная операция, позволившая западным военным аналитикам переключиться с несколько уже наскучившего им прогноза даты российского вторжения на прогноз даты падения Киева.

США и их союзники, крепко спаянные дисциплиной блоков НАТО, Quad и AUCUS, российскую агрессию дружно осудили и приступили к введению давно подготовленных и заранее анонсированных санкций против России и Белоруссии.

Сейчас мы их подробно разбирать не будем, это отдельная тема, очень интересная, тем более что появились такие санкции, которые прежде не применялись. Вводить их будут долго и не спеша, это отдельный сектор государственной экономики в США, про него мы уже подробно рассказывали. А для Капитолия санкции – это конкурс конгрессменов на лучшее название для законопроекта.

Сейчас отметим лишь, что кровожадные янки не ограничились санкциями против чиновников и олигархов из ближнего круга Путина. Они ввели санкции против детей. Под их безжалостный удар попали дети Сергея Иванова, Николая Патрушева и Игоря Сечина. Канадцы, стремясь выглядеть еще более свирепыми, чем американцы, включили в свой список также детей Ротенбергов (Бориса и Абрама), Александра Бортникова и Сергея Чемизова. Все эти дети, впрочем, ответили не за отцов, они волею судьбы сами давно стали олигархами или высокопоставленными управленцами. Европейцы тоже стараются не отставать от своих заокеанских хозяев. Так появляются династии подсанкционных россиян. Говорят, что в России в личные дела в раздел «награды» уже внесен дополнительный пункт «был под санкциями».

Что особенно тревожит, так это включение в санкционный лист филиала российского Сбербанка в Казахстане. Это значит, что на наши неоднократные просьбы уберечь нас от своих санкций американцам наплевать. Складывается ощущение, что нас кинули (воспользуемся выражением Путина). Нам же с Оскаром Грефом еще цифровизацией заниматься!

На прошедшем 25 февраля заседании СБ ООН страна-председатель, то есть Россия, вынесла на рассмотрение Совета подготовленную США и Албанией резолюцию с осуждением агрессора, то есть России, а потом поставила ее на голосование. Из 15 членов Совбеза 11 стран (Англия, Албания и другие сателлиты США) резолюцию поддержали, Китай, Индия и ОАЭ (сторонники России) воздержались, а сама Россия неожиданно проголосовала против, тем самым заблокировав принятие осуждающей ее резолюции. Заметим, что в старые добрые времена, когда война была холодной, а сердца чекистов – горячими, в СБ ООН считалось хорошим тоном выносить на голосование только те резолюции, у которых есть шанс быть принятыми. Иначе процедура превращается в обмен пропагандистскими банальностями, который ведет лишь к эскалации напряженности в отношениях между странами, что можно было наблюдать 25 февраля.

Говорить о том, что Россия в политической изоляции, было бы большим преувеличением. Путин провел телефонные переговоры с премьер-министром Республики Индия Нарендрой Моди, президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси, встретился с премьер-министром Пакистана Имран Ханом. Премьера Михаила Мишустина принимали в Нур-Султане как дорогого гостя.

В целом, большинство мировых СМИ в руках англосаксов, все они хорошо обученные профессионалы политической рекламы. Все они сейчас дружно пишут о русских танках, давящих людей на улицах Киева. Однако если заглянуть в твиттер посла США в ООН Линды Томас-Гринфилд и прочитать комментарии к ее посту о том, что завтра США наложат санкции на Россию, то может сложиться ощущение, что мир если и не поддерживает Россию, то, по крайней мере, скептически относится к внешней политике США. Одни вспоминают коррупционные скандалы, связывающие семью Байдена с Украиной: «Что бы вы ни делали, пожалуйста, не дайте Путину захватить Бурисму. Она наша!». Другие интересуются, когда США введут санкции против Канады, намекая на то, что американские водители-дальнобойщики решили присоединиться к своим канадским коллегам и организовать марш на Вашингтон.

Что до Москвы, то посол РФ в Швеции Виктор Татаринцев еще 12 февраля в интервью местной газете Aftonbladet объяснил, что России «на*рать на западные санкции». Конечно, будет плохо, добавил он, он не настолько, как вы думаете. С тех пор, надо думать, отношение Москвы к санкциям изменилось мало, тем более что есть и другие страны, которые Россию фактически поддержали.

Самая важная из них – Китай, который может заменить России Европу и в качестве рынка газа, и в качестве поставщика технологий (ну, или хотя бы смартфонов). Член Госсовета и министр иностранных дел КНР Ван И созвонился с госсекретарем США Энтони Блинкеном и изложил позицию Пекина по ситуации на Украине. По словам Ван И, необходимо уважать законные интересы безопасности любой страны и соблюдать цели и принципы Устава ООН. Здесь он фактически поддержал Владимира Путина, ссылавшегося на статью 51 Устава ООН, а также занял сторону своего российского коллеги Сергея Лаврова, который на заседании Совета безопасности РФ, предшествовавшем признанию ДНР и ЛНР, заявил: «Опорный для нас принцип неделимости безопасности, на который мы активно ссылались, Соединённые Штаты всячески стараются обойти. Извлекая из него единственный элемент, который их устраивает, – свободу выбора союзов, – они полностью игнорируют всё остальное, включая ключевое условие, которое гласит, что никто – и при выборе союзов, и безотносительно союзов – не должен укреплять свою безопасность за счёт безопасности других». На состоявшемся во вторник заседании Совбеза ООН представитель Китая Чжан Цзюнь призвал все заинтересованные стороны продолжать диалог и искать разумные решения на основе равенства и взаимного уважения. Примерно то же самое он повторил в пятницу.

Отдельная тема – Украина, которая сейчас переживает крайне болезненную трансформацию. Во что она превратится – пока непонятно, ясно лишь, что прежней она не будет. Возможно, прав был Вадим Степанцов, предположивший, что Бог покинул Украину.

Итак, что нам следует со спокойствием принять?

Во-первых, то, что Россия – великая держава с глобальными интересами и амбициями. Так уже получилось, что мы с ней географически почти неразрывно связаны. Поэтому она включила нас в свою зону жизненных интересов, и мы из этой зоны выйти не можем. Даже если мы выйдем из ЕАЭС, это ничего не изменит. Потому что ЕАЭС, как справедливо отмечают многие его критики – это проект политический. Точнее, геополитический. А от географии нам никуда не деться, пример Украины у всех перед глазами. Кроме того, от России мы зависим экономически, причем зависим чуть более чем полностью. Вот Узбекистан в ЕАЭС пока не вступает, а от России зависит так же, как и мы.

Кроме того, нам нужно спокойно относиться к тому, что теперь не только Украине, но и всему миру Москва будет напоминать о том, что все без исключения постсоветские государства, включая Прибалтику, были созданы большевиками или при их прямом участии. И что в своей логической последовательности декоммунизация может начаться с памятников Ленину, но завершиться должна восстановлением Российской империи.

Россия не собирается присоединять к себе ни весь Казахстан в качестве субъекта федерации (такой огромный субъект она точно не сможет прокормить), ни хотя бы СКО (нет практического смысла). Но напоминать нам о такой возможности она будет всякий раз, когда ей покажется, что в Казахстане плохо относятся к русским или русскому языку, слишком активно развивают военное сотрудничество с США или Турцией. Или просто усмотрят угрозу российским интересам в очередном переименовании условной Новоалексеевки в условное Аксу. Да мало ли предлогов для того, чтобы держать нас в постоянном тонусе, не давать расслабиться.

Во-вторых, нам следует со спокойствием принять то, что США и их союзники не допускают и мысли, что у России есть право на какие-то сферы жизненных интересов. Поэтому они будут делать все, чтобы ослабить и саму Россию, и ее способность защищать свои интересы во внешнем мире. Прямым следствием этого станет не только введение санкций, от которых мы тоже будем страдать (скорее в психологическом смысле, чем экономическом, но тем не менее). Хуже другое – американцы вместе с союзниками будут методично расшатывать нашу государственность. Зарегистрированные в Казахстане американские СМИ, а также дружная компания блогеров и правозащитников будет продолжать работу над формированием в обществе представления о том, что народ давно бы жил припеваючи, если бы не жадная до власти и денег правящая верхушка, продавшая нашу землю, ее недра и нас самих России и Китаю. Мы от США тоже зависим, и их медийный спецназ ликвидировать не можем.

Европейцы, разделяя демократические ценности и принципы атлантической солидарности, то есть будучи марионетками Вашингтона, будут требовать нашу нефть и при этом помогать американским хозяевам разрушать нашу государственность.

В-третьих, то же самое можно сказать и о Китае. Мы для него пока что сферой жизненных интересов не являемся. Если взглянуть на нашу долю в китайской торговле или инвестициях, то она ничтожно мала, едва ли не статистическая погрешность. Но в ходе беспощадного сражения за глобальное доминирование между Пекином и Вашингтоном мы оказались прифронтовым государством. Поэтому уже упоминавшиеся блогеры будут бесконечно твердить про безжалостных коммунистов, принуждающих к труду несчастных уйгуров. И требовать жесткой позиции в отношении Пекина. А мы такого позволить себе не можем.

Итак, мы не можем изменить поведение ключевых глобальных игроков. Честно говоря, мы даже на поведение маленького скромного Кыргызстана повлиять не можем, как показала история. А вот что мы можем и должны изменить, так это самих себя – и нашу экономику, и нашу внутреннюю политику. Время для этого самое подходящее.
-1
    7 116