Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Политика

Сможет ли Токаев взять контроль над силовиками?

Максат НурпеисовЭксклюзив.кз
6 апреля 2023
Фото: сбежавший из-под суда бывший начальник ДП по Алматинской области Серик Кудебаев
Побег Серика Кудебаева – это апофеоз отношений силового блока и Токаева, отношения между которыми не заладились изначально. Это всегда было государство в государстве и если они с кем-то считались, то с Назарбаевым и то скорее по привычке, нежели из уважения. В этом контексте более или менее понятно сохранение Маратом Ахметжановым должности главного полицейского страны и появление в Акорде борца с коррупцией Олжаса Бекетенова. Президент пытается установить контроль в этой чрезвычайно влиятельной и своенравной империи.

Слишком много знает


Бегство бывшего начальника ДП по Алматинской области Серика Кудебаева заслуживает особого внимания для понимания того, что происходит. Во-первых, об этом стало известно только через неделю после побега и пересечения государственной границы.

Как известно, ранее очередной судебный процесс по делу Кудебаева, который приближался к логическому завершению, должен был пройти в понедельник, 3 апреля. Еще на прошлой неделе было сказано, что в случае неявки подсудимого его доставят в суд принудительно. Но теперь ясно, что он в это время уже покинул пределы Казахстана. Теперь это грозное предупреждение выглядит несколько наивно. Правоохранительная система своих не сдает. Трудно поверить, что Кудебаева хватились только в прошлую субботу. Возможно, просто пытались найти, не поднимая шум, но не очень убедительно и усердно.

Во-вторых, Кудебаев – один из агашек среди силовиков, а значит представлял интересы не только свои интересы, но и кого-то поважней. Того (или тех), кто помог избежать ему нахождения в СИЗО, кто сооружал ему образ «народного героя», отказавшегося стрелять в свой народ, и, в конце концов, кто давал ему указание покинуть место службы во время январских событий. Ведь об этом моменте он теоретически мог рассказать в ходе своего последнего слова. Да и про то, что Серика Кудебаева всегда связывали с Болатом Назарбаевым тоже не стоит забывать. Не говоря уже разные контрабандные дела в Алматинской области.

Поэтому никто не сомневается в том, что Кудебаеву помогли уйти – уйти не только от ответственности, но и от соблазна проговориться. И помогли не простые пограничники и рядовые охранники, а тот, кто покруче. И в связи с этим надо отметить еще одну вещь. Вообще, после побега именитого подсудимого, проходящего по громкому делу, должны были последовать громкие или хотя бы значимые отставки, но мы ничего пока этого не увидели. Ни в системе МВД, ни в органах прокуратуры. По некоторой информации, сейчас ведется следствие и проверяются некоторые сотрудники надзорного ведомства на причастность к сговору, но, опять-таки, на сегодняшний день об этом ничего не известно. Как и не понятно, будет ли Токаев переназначать генерального прокурора.

От перемены мест


Что касается «обновленного» правительства, то лишь точечные изменения в его составе были не так удивительны после того, как свой пост сохранил Алихан Смаилов. Хотя, по идее, можно было воспользоваться случаем и сменить того же министра обороны – непрекращающиеся проблемы в его ведомстве стали уже аксиомой. Тут можно предположить, что у Токаева в колоде просто не нашлось никого другого, чтобы заменить. Тем боле, Руслан Жаксылаков повел себя «как надо» во время январских событий.

Несколько с другой стороны, наверное, следует рассматривать переназначение Марата Ахметжанова главой МВД, хотя и в этом случае мог сыграть фактор отсутствия плодотворной замены. Но в большей степени важно то, что Акорде сейчас нужен исполнительный полицейский министр, который, кроме прочего, способен на инициативу, что в данном случае считается хорошим фактором. Кроме прочего, у него остались еще незавершенные дела, которые неправильно было бы перепоручать преемнику. В первую очередь это, конечно же, расследование Кантара (вместе с Генпрокуратурой и КНБ, естественно).

Также нельзя отбрасывать появившеюся сразу теорию о том, что Токаев очень нуждается в поддержке силовиков, а таких, на кого можно положиться, катастрофически мало – учитывая, что все они присягали еще Назарбаеву, как в прямом, так и общем смыслах. Пресловутая «генеральская мафия» в Казахстане еще сильна, и контролировать ее Акорде практически невозможно, а то, что они «своих не бросают», показал пример с тем же генерал-майором Кудебаевым. Именно поэтому на фоне массовых фактов пыток, расстрелов мирных граждан, убийства детей в январе прошлого года перед судом предстали только единицы. Тут срабатывает не только формула «Ворон ворону глаз не выклюет», но и тот факт, что силовики не простили бы Токаеву какой-либо серьезной зачистки в своих рядах.

Проще говоря, президенту не на кого было бы опереться в случае опасности, тем более, эта опасность (для него и страны) вполне может, прямо или косвенно, исходить и от самих силовиков. И Кантар тому пример. В любом случае, в девизе Касым-Жомарте Кемелевича «Сильный президент, влиятельный парламент, подотчетное правительство» первая формула на данном этапе зависит именно от силовиков.

Антикоррупционная АП


Среди всех переназначений в правительстве, несомненно выделяется приход туда верного соратника Токаева Мурата Нуртлеу, который неожиданно проявил до сих пор себя не столько как дипломат, сколько политик. А вот то, что на его место в Администрацию президента неожиданно пришел «генерал финпола» Олжас Бектенов, неожиданно, но если немного задуматься, вполне логично.

В первую очередь на ум приходит то, что бывший теперь уже глава Антикора продолжит свою деятельность, но уже в политическом поле. «Раскулачивание» олигархов и клептократов, которые не хотят делиться по-хорошему, возможно станет одной из главных направлений деятельности Акорды в ближайшее время. Тем более, Бектенов показал, что способен на такое – он, с одной стороны, стал вести дела против некогда влиятельных «агашек» и пересматривать дела эпохи Назарбаева, а с другое – продемонстрировал верность Токаеву, в том числе и избавляясь от его врагов и недоброжелателей.

Кроме этого, Бектенов и его ведомство неплохо себя проявили в разработке законопроекта по возврату незаконно выведенных капиталов. Хотя это дело курирует Генпрокуратура, но Антикоррупционная служба внесла конкретные предложения, которые могут работать на практике. Подробностей этого пока нет (кстати, законопроект должен был поступить в мажилис еще 31 марта), но высока вероятность, что через Администрацию президента у Олжаса Бектенова лучше получится продавить это дело.

Но, ко всему прочему, если говорить об «антикоррупционной Акорде», это еще и превентивный ход по контролю за акимами всех уровней – ведь это одна из главных функций АП. Тут еще надо напомнить, что в этом году грядут выборы этих самых акимов, а маслихаты уже неплохо обновились, поэтому Администрация Токаева будет стараться держать на коротком поводке глав регионов и через депутатов местных представительных органов власти. Естественно, это касается местных бюджетов, которые нужно не только бережливо расходовать (Токаев, кстати, об этом говорил на днях), но и следить, чтобы их не «распилили». А кто этим займется лучше, чем главный борец с коррупцией?

Таким образом, мы видим, что президент Токаев, найдя какой-то компромисс с главами МВД и Минобороны, оставил их «порулить», а заодно сделал руководителем своей администрации еще одного силовика «в теме» – деятельного и, что более важно, верного. По крайней мере теоретически и немного юридически контроль Касым-Жомарта Кемелевича над правоохранительной системой и в целом силовыми органами усилился. Как это будет на практике, покажет время. Думается, недолго осталось – впереди у всех них (и у нас) будут внеплановые «экзамены». Но это тема уже для другого повествования.
0
    7 201